На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

На виду у всех

Слово о товарище

Жизнь – как песок между пальцами – незаметно, по-тихому утекает юркими годами, оторванными десятилетиями. Иной раз не на что оглянуться, вроде ничего путного и не оставил после себя. Человек ведь измеряется сотворёнными делами. А зримы ли они? Одно дело Пушкину не зазорно было сказать: «Я памятник себе воздвиг…» – он гений. А из нас не каждому по силе определиться с собственным памятником. Но память-то о себе, так или иначе, тоже своего рода завещание, ответ на то, кто ты был в этом мире. Разумеется, об этом можно и не думать, а жить и жить, особо не заморачиваясь, лишь бы день да ночь. И всё же… Всё же… На что-то же израсходовано пребывание на земле. Что за плечами?

Всякий маломальский след торится не тотчас как встал на ноги, поиски самого себя иногда длятся годы и годы. А кое-кто так и доживает свой век в неопределённости, только и делает, что обыденно потребляет себя и окружающих.

Николаю Ивановичу Гребневу выпал удачный жребий: уже в детстве обозначилась его крепкая житейская природа. В многодетной семье сельского учителя он рос старшим. И как старший по возрасту и по характеру, вынужден был сызмальства изо дня в день организовывать непростое бытие детской, а затем и подростковой семейной артели. Суровый деревенский уклад держался на натуральном хозяйстве: что потопаешь, то и полопаешь. Тамошний учитель жил так же, как и любой селянин, за одним лишь исключением: содержать свой двор он должен попригляднее, ибо в силу своего положения был на виду у всех. Значит, и делать, и выглядеть нужно было достойно. Учительские дети это тоже хорошо понимали. Оттуда у Николая Ивановича удивительная собранность, будто за ним со стороны постоянно посматривают ожидаючи, не оплошает ли, оттого он не позволяет себе оказаться расхлябанным в работе и неухоженным в облике.

 Детство… Детство… Именно там, в трудолюбивой семейной артели, в его привычку водворился дух быть первым, дух вожака, кем он становился в последующем где бы не оказался. Оттуда же, из тех лет, родилось стойкое желание стать писателем, владеть словом, жить литературным образом. И слияние этих страстных посылов натуры позволили Николаю Ивановичу выстроить, как он сам определяет, три Дома Гребнева: издательский дом «Славянка», Дом литератора и Литературный лицей – Городской Дом детской и молодёжной печати.

И что немаловажно, одновременно Гребнев смог стать достойным писателем. Проза Николая Ивановича, как сама жизнь, проста и невыдумана, по-детски с чистым взглядом, согрета доверчивым сердцем. И вместе с тем она глубока по своей сути, излучая живой спокойный свет, оставляет в душе незабываемую благодарность к нашей родной земле и к людям, о которых повествует автор.

Особой строкой хочется отметить очерки о Е. И. Носове «Последний автограф» и «Букет Мастеру», а также опубликованный в этой книге рассказ «Хата-моргата и Дуб-семицвет». Эти произведения – из лучших литературных памятников, созданных современниками нашему великому земляку. Примером служит Гребнев и в другом: с юных лет приобщает внуков своих к слову Мастера. Забавны, интересны и поучительны его неустанные попытки, что называется за руку привести внучку – смышлёную девчушку в удивительный мир художественного слова. Это творческое направление Гребнева с глубоким смыслом и резонно говорить о нём особо.

Николай Иванович, дорогой друг, с юбилеем тебя! Живи долго, радуйся. И за плечами, и впереди у тебя всё те же Дома, которые ты создал, и строить продолжаешь безоглядно на свои семьдесят. Содержи приютные для каждого входящего Дома эти в порядке, чистоте, как ты был учен с детства своего и теперь приобщаешь других к творческому совершенству.

Михаил Еськов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"