На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Каторжане русского слова

К 15-летию Луганской писательской организации имени Владимира Ивановича Даля

У нас идет война. Гибридная и жестокая… Трудно сказать, когда она началась. Порою кажется, что она была вечно.

По крайней мере, положение русскоязычного населения в русскоязычных регионах, особенно в Донбассе, после распада Советского Союза только ухудшалось. Скажем, немалые доходы Луганщины поступали в Центр, откуда возвращались на места в виде жалких дотационных подачек. Промышленность стремительно деградировала. Ситуация осложнялась всевозможными олигархическими переделами и усиливающейся языковой, а затем и социально-политической русофобией. В прессе варьировался унизительный слоган «лица донбасской национальности», сдобренный «обвинениями» в бездуховности, хулиганстве, заносчивости и т.д. Изучение фольклора и диалектов фальсифицировалось, с тем чтобы «доказать» недоказуемое: случайность пребывания русских, включая и казачество, на бывших землях Войска Донского, которые волюнтаристски были включены в состав вновь образованной в1938 г. Луганской области УССР. Все попытки восстановить исторически значимый статус русистики изощренно пресекались, хотя отдельные выставочные мероприятия порою проводились для имитации некоей «европейской» толерантности (обычно в сопровождении безудержного «распила» выделенных «бабок»)… Страна тонула в пучине мракобесия и взяточничества.

Но как раз тогда группа луганчан с членскими билетами Союза писателей России объединяется по русскому обычаю в творческое братство имени нашего незабвенного земляка Владимира Ивановича Даля. Происходит это в 2002 году. Иначе и не могло быть. Ведь наша Луганщина явила миру таких выдающихся авторов, как В.М. Гаршин, М.Л. Матусовский, В.А. Титов. Все они, а также многие другие, – среди которых особо упомянем имя не так давно покинувшего нас талантливого поэта и надежного товарища В.В. Гринчукова, – концентрированно выражали в своих произведениях волю русского народа.

Новая генерация литераторов стремилась продолжить достижения своих предшественников, но ее деятельность тотально блокировалась. Тем не менее за истекшие 15 непростых лет никто из вновь пришедшей когорты не изменил своему изначальному выбору. А ведь в оголтелой русофобии, сопровождавшей возникновение «незалежной», уже угадывались будущие артобстрелы и авибомбежки Донбасса. В своем пророческом стихотворении «Без вести пропавший», вызванном к жизни катастрофическим распадом СССР в1991 г., луганский поэт, глава старейшин нашей организации, Б.Жаров провидчески передал трагические реалии нынешнего дня. Приведем отрывок из упомянутого текста:

 

Я из без вести пропавших

На войне в чужом краю.

Не отмечен среди павших

В том отчаянном бою.

 

На заре, ещё живого,

Завалил землёй снаряд.

Из состава рядового

Исключил меня комбат.

 

Надо мной прошла пехота,

Танки грозные прошли,

Пронесли в санбат кого-то,

А меня вот не нашли...

 

 

Нет меня среди погибших,

Нет меня среди живых.

Так о нас, пропавших, пишут

В донесеньях фронтовых.

 

Эти скорбные строки приобрели сейчас широчайшую известность и по сути превратились в реквием по невинно убиенным жертвам безумной киевской АТО 2014-2016 годов.

Понятно, подобные исторические предвидения и сопоставления, как и во все смутные времена, были редкостью. Да и творческий потенциал организации серьезно ограничивался вышеотмеченным противодействием властей предержащих. Достаточно сказать, что за истекший период луганские члены Союза писателей России, несмотря на поистине героические усилия, издали лишь один коллективный сборник «У каждого слово свое…» (Луганск, 2005). А задуманный журнал «Северский Донец» вышел аж в количестве одного первого номера (Луганск, 2009). При случае авторы изредка публиковались в различных повременных изданиях и порою даже печатали мизерными тиражами собственные книги, но все же создать устойчивый коммуникативный вектор, а тем более доминацию, попросту не могли. А если уж совсем честно, – к  сожалению, не сумели, не успели… Но и недругам всех мастей праздновать победу рановато. Далевское братство, вопреки беспрецедентному давлению, выстояло и еще теснее сплотилось в борьбе против бандеровско-фашистской нечисти, о чем свидетельствует и настоящий сборник.

Большинство произведений здесь посвящено отображению войны в Донбассе. Преимущественно они носят характер отклика на то или иное событие. Отсюда некоторая фрагментарность очерченных коллизий. Данная особенность присуща практически всей, уже довольно-таки объемистой литературе о войне 2014-2016 годов. Причина подобного положения проста – отсутствие концептуального осмысления происходящего. И дело не только в причудливом хитросплетении геополитических и внутрисоциальных процессов либо в совершенно очевидном системном кризисе гуманитарных наук, вызванном изменением их общественных функций в условиях нынешней глобализации, сколько в фатальной неопределенности основного вектора развития Русского мира за последние 300 лет, т.е., как было принято говорить на рубеже XX-XXI веков, в отсутствии национальной идеи. Об этом шла речь и в нашем предыдущем сборнике (см.: У каждого слово свое… Луганск, 2005. С. 139-166). Нынешняя война лишь обострила обозначенные тогда проблемы. Однако непосредственно перед луганчанами вопрос суверенности Русского мира встал в наиболее драматической и трагической форме – как безальтернативное условие их существования, как право на жизнь.

И в самом деле. Луганск – родина Владимира Ивановича Даля, выдающегося народолюбца и труженика, писателя, лексикографа, фольклориста, создателя не имеющих аналогов «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа». Новейшие исследования, к примеру, показывают, что по своей коммуникативно-семантической структуре Словарь превосходит современный интернет, а рубрикация Пословиц трансформируется в тончайшие смысловые градации. К тому же Даль обессмертил название города своим всемирно известным  писательским псевдонимом Казак Луганский. Как знать, выстояла бы Россия без далевских трудов в суровых испытаниях XIX-XXI веков и осталась ли бы она такой, какой мы ее любим?

В массе своей луганчане прекрасно понимали духовную и сакральную значимость города для всего Русского мира. Поэтому они сразу усмотрели в нашествии орд атошников (укропов и западных наемников) посягательство на одну из символических твердынь русскости  вообще. Не случайно жители Луганска восстали против прямой агрессии киевской самозваной хунты и вознесли возле захваченного ими здания местного СБУ лик Даля. Вот его изображение вместе с авторской подписью из острого фоторепортажа, прослаивающего статью доцентов В.И. Ильченко и К.А. Лукьяненко «Казак Луганский и пылающая Луганщина: поиск истины в свете конечного и вечного» (Далевские чтения-2014. Луганск, 2014. С. 34).

К слову, трудно отделаться от мысли, что американские наемники, столь резво принявшиеся убивать стариков и детей, преследовали и другую, достаточно конкретную цель – убрать возможного конкурента. Поясним, в 1870-е – 1890-е гг. Донбасс обычно называли «Русской Америкой» ввиду его не уступающих и даже превосходящих США темпов экономического развития. А кто сказал, что подобный рывок невозможен сегодня? Народ наш умеет работать, да еще как. Назовем хотя бы имена шахтеров – Героя Социалистического Труда А. Г. Стаханова и Героя Социалистического Труда Н.Я. Мамая, актера  – Заслуженного артиста РСФСР П.Б. Луспекаева, космонавта – дважды Героя Советского Союза  В.А. Ляхова… Приводимый перечень  может стать бесконечным и включить в себя практически весь вольнолюбивый народ Луганщины.

Относительно второй части оси Вашигтон-Киев, вожделенно лелеемой госдепом и щедро оплачиваемой рядовым американским налогоплательщиком, все совершенно ясно. Еще в XVI веке расположенная западнее нынешнего Донбасса территория отказалась от своего эпического прошлого, правда не без «помощи» Речи Посполитой. Былины Киевского цикла были напрочь забыты на родине и вынесены миграционными потоками на Русский Север. С той поры утраченный эпос периодически заменяется наспех скроенным из исторических обносков новоделом, варьирующимся по ситуации и чисто декоративно обозначающим подлинную национальную самоидентификацию. (Сегодня происходит героизация Степана Бандеры). Пока эта территория находилась в составе более мощных государственных образований Российской империи или СССР, данный изъян не особенно бросался в глаза. Но, будучи предоставленной самой себе, страна без своей выстраданной сообща, всем народом, истории и собственной эпической самоидентификации, обречена на дешевую «разводку» извне, перманентный кризис и почти неизбежный крах.

Вышесказанное объясняет, почему сейчас в ЛНР многие вроде бы далекие от литературы люди стали сочинять стихи и прозу. В выплеснувшихся от души на бумагу горячих строчках содержится гневное обличение киевско-вашингтонской лжи, скорбь по невинно убиенным землякам,  поддержка народных ополченцев… Но главное – это неизбывная вера в неизбежно предстоящее Возрождение.

Вряд ли в каком-либо еще городе  пишут больше и откровеннее о происходящем и пережитом, пытаются постичь эпоху в художественных образах. Что ж, на улицах дует ветер перемен, часы горожан показывают историческое время, каждое слово приобретает особый смысл. Не удивимся, если как раз на Луганщине в горниле становления совершенно нового человеческого общества, на что мы очень надеемся, и возникнут самые великие произведения XXI века.

Итак, насильственно насаждаемое киевско-вашингтонское иго призвано сокрушить в первую очередь русский язык и литературу. Следовательно, прежде всего опять направлено против далевского братства. Майданутые мальчиши-плохиши за банку байденовского варенья, пучок соросовской «зелени» и пачку нуландовского печенья сподобились упредить появление книги. Не на таковских напали. Вдобавок они, подобно гитлеровским выкормышам, посылали на ополченцев агитационные снаряды с листовками в духе геббельсовской пропаганды. Плагиат был настолько явным, что возникали законные сомнения в умственной полноценности заокеанских кураторов майдана. Луганск, господа янки, это вам не Новый Амстердам, который прямо-таки с вожделенной готовностью сдался англичанам в1664 г. и был переименован в Нью-Йорк.

Невольно вспоминается знаковый штрих из судьбы творческого наследия Л.Н. Толстого. Так, после освобождения Ясной Поляны Красной Армией 14 декабря1941 г. был восстановлен разграбленный, полуразрушенный, подожженный гитлеровцами дом-музей русского гения и вскоре принял первых посетителей. Среди них был и лейтенант Захарченко, который 21 февраля1942 г. записал в «Книге впечатлений»: «Проезжая на фронт, не могу не заехать сюда. В Ленинграде я знал одного командира орудия, который командуя кричал:

– За «Войну и мир» – огонь!

– За «Анну Каренину» – огонь!» (Ясная Поляна. Статьи, документы. М., 1942. С. 217).  Как видим, наши предки умели защищать наших классиков.

Авторский коллектив сборника вполне осознает свою ответственность. Отсюда стремление расширить тематику и проблематику текстов, найти нешаблонные художественно-стилевые подходы, изобразить прошлое и настоящее как единое целое. Очевидно и жанровое разнообразие: рассказы, хроника, воспоминания, статьи, лирика, баллады… Тем не менее авторы весьма скромно оценивают достигнутые результаты, ибо решающие обобщения пока не осуществлены. Однако, полагаем, основной путь намечен верно и, убеждены, он приведет к созданию панорамной художественной картины происходящего. Верим, настоящий сборник найдет своего сочувствующего читателя, хотя предлагаемая вступительная заметка, равно как и вся книга в целом, это преимущественно заявка на будущее.

И наивысшей наградой для авторского коллектива будет желание читателя чуть-чуть переиначить приведенные выше слова лейтенанта  Захарченко:

– За «Толковый словарь живого великорусского языка» – огонь!

– За «Пословицы русского народа» – огонь!

И затем вновь перечитать сборник…

Профессор Юрий Фесенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"