На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

В Москве знают и ценят.

А в Архангельске?

  «Большая литературная премия России»

присуждена Владимиру Личутину и Елене Кузьминой

Лауреаты Как было бы хорошо, если бы на торжественной церемонии вручения ежегодной «Большой литературной премии России», которая состоялась 5 июля в Москве, могли присутствовать руководители Архангельской области и журналисты-северяне. Может быть, тогда, услышав, как высоко оценивают в столице творчество уроженца Мезени Владимира Личутина и архангельской поэтессы Елены Кузьминой, глубже осознали бы они, какое это сокровище – литературный талант, и характерное для Архангельска равнодушное отношение к творчеству писателей-земляков сменилось бы горячим желанием всячески поддерживать их, пропагандировать лучшие достижения северной литературы, помогать писателям и поэтам издавать свои произведения, приглашать их как можно чаще на радио и телевидение, устраивать творческие вечера…

«Большая литературная премия России» была учреждена в 2000 году совместным решением Союза писателей России и акционерной компанией «Алроса». Она присуждается ежегодно прозаикам, поэтам и драматургам, чьи произведения отличаются верностью отечественным литературным традициям, глубиной проникновения в нравственно-психологические основы бытия. Учредители посчитали важным отметить не одно, а целый ряд наиболее достойных произведений года, и потому авторитетная комиссия определяет по несколько лауреатов Первой (общероссийской), Второй и Третьей (региональных) премий. Первая премия за 2005 год была присуждена трем выдающимся русским писателям: Владимиру Личутину за роман «Беглец из рая», Михаилу Чванову за книгу «Мы – русские!» и Николаю Дорошенко за повесть «Запретный художник». Лауреатами Второй премии стали поэт и критик Геннадий Иванов за вклад в издание классиков якутской литературы и Вадим Дементьев за деятельность по пропаганде литературы Якутии. Третьей премии были удостоены архангельская поэтесса Елена Кузьмина за книгу стихов «Северные письма» и поэтический цикл «Димитриевская суббота», а также поэт Евгений Семичев за книгу стихов «Небесная крепь» и дагестанский поэт Магомед Ахмедов за поэтический сборник «Тайный час».

Открывая торжественную церемонию, видный общественный деятель современности, председатель правления Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев отметил вклад каждого из лауреатов в великое дело творения русского Слова.

Роман Владимира Личутина «Беглец из рая» – произведение лирическое и трагическое, исповедальное и провидческое. Оно проникнуто болью за нынешнее состояние России и русского человека, сокрушением героя о его прежних иллюзиях и наивных попытках повлиять на тех, кто правит страной, вразумить и просветить их. Этот роман читаешь, как мартиролог: он и начинается со сна об убийстве, и разворачивается как череда смертей: то естественных, то нелепо-случайных, то насильственных. Но при этом книга не оставляет ощущения беспросветности: из мрака продажного мира выводят читателя и просветленные страданием чувства героя, и удивительные, щемяще родные картины природы, и, конечно, то, в чем Владимиру Личутину сегодня нет равных в отечественной литературе – богатейший живой язык. Наверное, именно это ощущение живого языка, слова как самой жизни и уравновешивает трагизм сюжетных коллизий романа. И начинаешь осознавать, какое это чудо – свободное, полнокровное русское слово. Личутин пишет так, что многие фразы его романа хочется перечитывать вновь и вновь, повторять, стараться запомнить. Воистину – живая вода…

Владимир Личутин – один из самых значительных прозаиков наших дней. Его знают и любят ценители русской литературы во всех городах и весях России, о нем пишут диссертации и книги. У Елены Кузьминой читателей пока меньше, но число их с выходом каждого сборника поэтессы, с каждой публикацией подборок ее стихотворений неуклонно растет. В последние годы Елена Кузьмина буквально поражает стремительным и мощным творческим ростом. И все чаще в ее стихотворениях соединяются далекое прошлое Святой Руси, сегодняшний день и чаемая жизнь будущего века. При этом каждое ее стихотворение может быть воспринято как отражение духовного пути отдельного человека, его жизни от рождения до смерти и воскрешения, и в то же время – как воплощение исторической судьбы всей России.  

Стихотворения, составившие цикл «Димитриевская суббота», при всем пронзительном лиризме, присущем им, одновременно складываются в масштабное эпическое полотно. В жанровом отношении они напоминают и баллады, и народные лирические песни, и заплачки, и причитания, и молитвы, и гимны. Лирическая героиня, голосом которой выпеваются (или выплакиваются) проникнутые сильнейшим душевным переживанием, мощным эмоциональным зарядом строки, словно соединяет в себе русских женщин – жён, матерей, подруг, провожавших воинов и на Куликовскую битву, и на защиту Руси от тевтонцев, и на Бородинское поле, и на Великую Отечественную… И в начале ХХ I века мужам русским, как и во все времена отечественной истории, выпала горькая и славная доля – защищать Родину от ворога, защищать до последней капли крови. А женам – вдохновлять их, любить и ждать.

В стихотворениях цикла «Димитриевская суббота» возникает единый образ Святой Руси, неизменной в своей сокровенной сущности. Не случайно эпиграфом к стихотворению, которое цитируется ниже, стали строки из знаменитого «Бородино» Михаила Лермонтова:

«Не многие вернулись с поля…»

Мы с тобою умрём в один день, в один час.

С этой верою – милостив Бог! – доживать веселей.

Я всё думаю: чтобы в России для нас,

да чтобы в России –

                             и не хватило полей?!

Было время – боялась бездорожных равнин,

теперь не заблудимся: препояшут и поведут.

Ты же России, знаю, преданный сын.

Преданных на Руси не жалуют

                                         и предают.

.    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .    .

А к первому Спасу пойду столицы окрест

с узелком, с посошком, как бабки встарь, помолясь,

по святым дорогам,

святым лесам

да святым полям,

по святым…

а не святых тут и нет мест.

Здесь мать Рахиль оплакивала сыновей.

Ныне радуется о спасении их.

…Страшно гореть на кострах городских огней

и замерзать в переулках слепых, глухих.

  – Мати Рахиле! С небесной взгляни высоты:

где поля чисты, где снега белы?

Али всё – темно?!

  – И снега белы, и слова твои, жено, пусты:

Всюду бранное поле, всюду чистое поле одно.

Пронзительным предчувствием последнего дня наполнено кульминационное стихотворение цикла «Димитриевская суббота» «В срок назначенный, в час ночной…». Россия уходит в свой небесный дом, где

запоздалый отряд встречает

Благоверный Димитрий князь.

Тех, которые возмогли

в день последний отстаивать право

славить Бога Русской земли.

Богу Русской земли – слава!

 

С каждым годом негромкий голос Елены Кузьминой становится все более отчетливо различим в многоголосом хоре современной русской поэзии. Все более значительные, весомые, запоминающиеся слова произносятся этим голосом.

…Не устаю удивляться почти полному отсутствию интереса большинства местных СМИ и властей Архангельска и области к такому большому и значительному явлению, как литература Русского Севера. Как не перестаю надеяться на то, что ситуация в конце концов изменится, что северяне поймут, какое это богатство – родная словесность; что появится улица Бориса Шергина и памятник ему; что все учителя-словесники сочтут своим долгом знакомить своих учеников с творчеством Алексея Чапыгина, Степана Писахова, Александра Зуева, Евгения Гагарина, Федора Абрамова, Николая Рубцова, Евгения Коковина, Николая Жернакова, Евгения Богданова, Николая Журавлева, Вадима Беднова, Василия Ледкова, Анатолия Лёвушкина, как и с произведениями тех прозаиков и поэтов, кто составляет сегодняшнюю славу северной литературы – Ольги Фокиной, Инэли Яшиной, Александра Роскова, Александра Логинова, Елены Кузьминой, Михаила Попова, Валерия Чубара, Виктора Толкачева, Евгения Токарева и многих других талантливых писателей; что этих авторов станут приглашать с выступлениями в самые большие концертные залы и самые маленькие сельские библиотеки; что самые крупные фирмы и предприятия будут соревноваться за право учредить премию за лучшие произведения, созданные нашими земляками. Это нужно не им – нам. Это должно быть необходимо нашим детям и внукам.

Елена Галимова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"