Ольга Александровна Фокина родилась 2 сентября 1937 года в деревне Артемьевской Верхнетоемского района Архангельской области в крестьянской семье. Отец ее скончался в 1943 году от ран, полученных на войне. Многодетной семье, лишившейся кормильца, довелось хлебнуть лиха, и на протяжении всего своего творческого пути Ольга Фокина вновь и вновь возвращается памятью в детство, создавая произведения, проникнутые драматизмом и лиризмом, повествующие о бедах и радостях военной и послевоенной северной деревни. Она окончила школу-семилетку в селе Корнилово Верхнетоемского района, а затем – Архангельское медицинское училище; вернувшись на родину, работала фельдшером в пос. Ягрыш. В это время – в середине 1950-х годов – на страницах архангельских газет и в альманахе «Север» публикуются первые стихотворения начинающей поэтессы. В 1962 году О.А.Фокина окончила Литературный институт им. А.М.Горького. Дипломной работой ее стал поэтический сборник «Сыр-бор», вышедший в Москве в 1963 году. Открывавшее эту книгу предисловие Бориса Шергина стало добрым напутствием талантливой землячке. «Стихи Ольги Фокиной – это весенний цвет. Должно ждать творческого лета, доброплодного, ягодного», – прозорливо утверждал Б.В.Шергин. И оказался прав. В 1960 – 1970-х годах сборники Фокиной выходят один за другим: «Реченька» (1965), «А за лесом – что?» (1965), «Алёнушка» (1967), «Островок» и «Стихи» (1969), «Самый светлый дом» и «Избранная лирика» (1971), «Маков день» (1974), «Камёшник» (1973), «От имени серпа» (1976), «Буду стеблем» и «Полудница» (1979). За сборник «Маков день», выпущенный Северо-Западным книжным издательством, О.А.Фокина была удостоена Государственной премии РСФСР.
Ценители поэзии сразу расслышали и выделили в многоголосом поэтическом хоре хрустально-чистый, звонкий, проникнутый интонациями северной речи и народной поэзии голос Ольги Фокиной. Ее интонации безукоризненны; кажется, что ее устами говорит и поет сама северная природа, сама русская земля. И не удивительно, что такие ее стихотворения, как «Насмотрись, зорька, в реченьку…», «Здравствуй, речка Паленьга…», «Песни у людей разные…», стали песнями.
«Фокина родилась и выросла на Северной Двине, где с древних времен бережно сохраняются, передаются из уст в уста сказки, песни, былины, где речевая традиция восходит к новгородскому корню, – отмечал Ал.Михайлов. – И там, где поэтесса как бы вырастает из устно-поэтической стихии, ощущая ее основу, но не подчиняясь ей целиком, там она проявляет себя как истинный поэт. По сути же своей Фокина – современная поэтесса, воспитанная на устно-поэтической традиции и преображающая ее средствами современной выразительности».
Сама Ольга Александровна подчеркивает: «Неисчерпаемой сокровищницей для меня была и остается речь русского народа, которая будет жить и развиваться, пока жив русский человек».
Главные темы поэзии Ольги Фокиной неизменны. Это судьба родной земли, судьба России, ее удивительные люди, ее природа. Лирическая героиня Фокиной сочетает в себе качества, изначально присущие характеру русской женщины: способность любить и сострадать, милосердие и нежность и вместе с тем стойкость, силу духа, решительность и твердость характера.
В настоящее время О.А.Фокина живет в Вологде, но связь ее с Подвиньем не прервалась. И дело не только в том, что почти каждое лето приезжает она в родную деревню; важнее то чувство неразрывного единения с землей отцов и дедов, которым проникнуто все ее творчество.
В последние десятилетия сборники стихотворений Ольги Фокиной выходят не часто, но каждый из них становится событием в литературной жизни. В предисловии к изданному в Архангельске сборнику «Разнобережье» (1998) Инэль Яшина подчеркивает: «Высокая гражданственность и глубокая, жгучая до боли любовь к родному краю, к России, звучат набатом, тревожат души и заставляют задуматься о том, как мы живем, что творим, что увидим, если оглянемся в прошлое. Нельзя без душевного волнения читать стихи, полные мудрости и любви, тревоги и веры, где вечна власть материнской земли».
Действительно, сегодня голос Фокиной звучит иначе, чем в юности. В нем ощутимы боль и горечь, призыв к противостоянию злу и надежда на здоровые силы русского народа. Ее стихи последних лет часто окрашены почти нестерпимым страданием, как, например, стихотворение, эпиграфом к которому стала знаменитая рубцовская строка «Россия, Русь! Храни себя, храни!»:
Россия, Русь, храни себя, храни:
Твои сыны хранить тебя не могут!
У них свои дела не слава Богу,
Свои заботы… так что – извини.
Россия, Русь! Храни себя сама,
И если впрямь – безвыходно и туго,
Назло врагам, сплети себе кольчугу
И бейся за хоромы-терема.
Храни себя, храни, Россия, Русь!
Распахивая поле, веруй свято:
Твои подзагулявшие ребята
Авось, ещё опомнятся… Не трусь!
Авось, ещё с повинною придут
За все перед тобою прегрешенья
И – жизнь не в жизнь без твоего прощенья! –
Стыдясь и каясь, в ноги упадут.
Тебе в привычку – верить, ждать, любить,
Не помнить зла, прощать обиды близким,
Тебе не оскорбительно, не низко
Блаженной ли, святой ли – быть ли, слыть…
А если, мать, ты сделалась больна?
А если конь-надёжа обезножел?
– Ну что за блажь! Такого быть не может.
Ты не имеешь права. Не должна!
…Тебя разбудят, кнут употребя…
Но дело ли – сердиться на сыночка?!
При плуге, при кольчуге, в лапоточках,
Стой, как стояла! И храни себя.
Еще в 1975 году Александр Михайлов подчеркивал, что в основе дарования Ольги Фокиной «лежит высокий нравственный и общественный идеал, который найдет отклик в сердцах современника». И полувековой творческий путь выдающейся русской поэтессы подтверждает верность этой оценки.
Е.Ш. Галимова, Л.С. Скепнер
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"