На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Певец во стане русских воинов...

Не исчезнет Россия, пока над ней звучит животворная музыка…

Эти строки Жуковского можно в полной мере отнести к Виктору Гавриловичу Захарченко, ибо ведь он постоянно с воинами Отечества, воинами Святой Руси. А Русь постоянно в борьбе, ибо супостат хочет захватить ее территории, постоянно стремится вторгнуться в ее пространства: пространства земли, культуры, души.

Вот и прибалтийские земли, через которые славяне выходили к морям, каким-то образом оказались усечены от России, а за Севастополь, «город русской славы», надо платить дань, чтобы там находился флот наследников Ушакова, Нахимова, героев его обороны. А в культуре, в театре, кино постоянно отторгают классику, русскую литературу лишают представительства в школе, в учебниках, на экзаменах. За все это необходимо сражаться, необходимо отстаивать нашу традицию, наши смыслы. Одна из целей супостатов – наша песня, музыкальное небо, сотканное народными сказителями, песнярами многих поколений, великими композиторами и исполнителями.

Я уже писал, как на крыльях национальной песни уплыла из Советского Союза Прибалтика, а наша эстрада, телевидение, культурные власти гнали в эфир, в массы попсу, оборачиваясь спиной к народной песне, к песне мелодической, песне, которую может петь семья, класс, группа людей; Песне смысла, песне духа, песне единения. И для того, чтобы наше песенное, народно-песенное, традиционно-песенное пространство не исчезло, нужны колоссальные усилия. Усилия эти должны исходить от людей профессиональных, людей страстных, людей отечестволюбивых.

И вот таковым человеком-подвижником, создателем русской песни, творцом песни, пропагандистом песни является Виктор Гаврилович Захарченко. Конечно, он не только представитель песни, он выдающийся деятель культуры, он ее заботник, он ее защитник. В этих двух томах – замечательная панорама-сплав лучших стихотворных текстов отечественной русской и украинской литературы.

Захарченко большой ценитель поэзии. Это вообще характерно для людей выдающихся. Так, однажды, когда мы беседовали с Великим Георгием Свиридовым о его музыке к стихам Блока, он многие из них знал наизусть, знал историю их создания, персоны, которые вызывали их появление, я сказал: «Георгий Васильевич, чувствую, что Вы можете защитить литературную диссертацию по Блоку». Супруга Свиридова Ольга Густавовна добавила: «Да он может такие диссертации защитить и по Пушкину, и по Фету, и по Лермонтову, и по Есенину». Да, человек культуры в нашей традиции должен знать поэзию, одно из высших проявлений человеческого духа.

Два тома музыки, песен на стихи русских поэтов восхищают. Это ведь и А. Пушкин, и М. Лермонтов, Ф. Тютчев и А. Фет, И. Никитин и В. Жуковский, Ф. Глинка, С. Аксаков, А. Толстой, А. Блок, С. Есенин, И. Северянин, М. Цветаева, И. Бунин. И если во втором томе песни сочинены на стихи классиков, они — как бы глубинный пласт нашей поэзии, на котором взращивалась вся последующая поэзия, то в первом томе Захарченко срастил времена прошлые и нынешние, историю и лирику. И снова поэты, может быть, разного калибра, но чутко улавливающие время, эпоху, события. Мелодии, сочиненные Захарченко на стихи множества поэтов, это колоссальная работа, которую, конечно, можно и нужно отнести к замечательной, творческой работе выдающегося композитора.

Во-вторых, эти два тома органично сплавляют два замечательных высших искусства – поэзию и музыку. В-третьих, это энциклопедия песенной истории Отечества, человеческих чувств, надежд русских людей в разные времена. Энциклопедия, подготовленная одним автором, его талантом, его духовным интеллектом. Маршевые и строевые, застольные и колыбельные, романсовые и духовные песнопения, интимные и хоровые песни. И, наконец, это сплав русских, украинских, белорусских мелосов, это подтверждение единого истока творчества наших народов.

Благодарю Бога, что мне выпала замечательная возможность, слышать и слушать великого Свиридова, быть на концертах выдающегося дирижера Владимира Миника и восторгаться непревзойденным мастерством композитора, дирижера, руководителя уникального Кубанского народного хора Виктора Захарченко. Нет, не исчезнет Россия, пока над ней звучит животворная музыка, пока несется над ее просторами светлая, радостная, иногда печальная, но сердечная и всегда победная песня.

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"