На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Ожидание и вера

Еще раз о художнике Алексее Шалаева

Уж каких только запретов не накладывало время, печать, власть, «общественное мнение» на чистый, открытый взгляд художника, на целомуд­рие и святость, на Веру и Отечестволюбие. По­сильнее бульдозеров было навязывание заемного взгляда, разрушение устойчивой формы, чуже­родное учение, вырывающее родные корни, от­равляющее истоки вечного вдохновения русских художников.

Однако вновь и вновь рождаются они, любящие свою Родину, генно близкие степным ее просто­рам, лесным долам, разливам рек, натруженным рукам земледельца, трепету березового листа, про­резающего нагромождение туч луча, стоящей на отлете старой баньке, осенней дороге, волжскому плесу, возносящемуся ввысь Храму.

Великая эпопея Павла Корина «Русь Уходя­щая» была скорбным мемориалом миру Святой Руси, уходящему в прошлое после социального раз­лома и духовного распада начала века. Но тогда уходило в небытие многое: задумчивые храмы, уютные усадьбы, блистающие огнями дворцы, ва­гоны первого класса, цыганские хоры, рассеянная профессура и гимназистки румяные. Они раство­рились в прошлом, в тумане истории. Но наряду с блистательным прошлым растворялось и обыден­ное, бытовое окружение русского человека.

Запечатлеть уходящее – это тоже печальная, в каком-то смысле мумифицирующая обязанность художника. Раздерганные, разрушенные избы, пос­ледние машущие продырявленными крыльями мель­ницы, полуразвалившиеся сараи, амбары, риги и уютные баньки. Да, баньки, каждая со своим ли­цом, лицом своего хозяина, обликом деревеньки, где стоит она у тихой, зарастающей речки или пруда. Сколько их сохранил нам Алексей Шалаев? Вот она – в удобном соломенном картузе, в окружении нахлобученных на осенние, безлистные де­ревья облаков, другая – в зеленом разнотравий, сложена из темных бревен, собравших в себе мно­голетнее тепло раскаленных камней. Баньки Алек­сея Шалаева – это его ностальгическое слово об уходящем, его поэзии. Да, они еще есть сегодня, завтра их уже не будет. Они исчезнут в пространст­ве и времени, как Перуны, лешие, кудесники и... богатыри.

А ведь, казалось, и они были целесообразны и необходимы природе, жизни и духу древних сла­вян. Неужели баньки исчезнут? Как без баньки-то? Но исчезают, разваливаются они вместе с обитали­щами и обителями пензенских и других сел.

Алексей Шалаев запечатлевает их и, может, тем самым останавливает разрушение, верит в Воз­рождение!

Ожидание! Ожидание и Вера — это ощущаем мы в картине Алексея Шалаева. Ощущаем во всем его настрое, стиле, отношении к творчеству. Пор­треты его дочерей – поистине дань чистоте, не­жности. Портрет девушки в синем решен блестяще не только колористически, но и духовно. В картине разлит свет любви и восхищения девичьей, женской красотой. Немного Венецианов? Конечно, обезоруживающе сознается автор: «Он ведь так любил людей, особенно крестьян. Я своих родных селищенских до смерти люблю, перебраться туда хочу (Селище — село в Пензенской области, родина художника). – Я вот там и этот родничок расчи­щал, сруб с отцом ставили. Но нас сильно-то не поддерживали, как на чудаков смотрели». Да, еще как на чудаков, а роднички-то загажены, расчи­щать надо. Поэтому и коснулась его кисть многих храмов в Пензенской области, Мордовии. Он воз­вращал к жизни роспись, а чаще создавал новую. Это было трудно, невероятно трудно духовно воз­обновить в себе традицию, уменье, мастерство, одухотворенность.

«Меня ведь никто этому не учил. В храме воз­вели леса, и меня пригласил на них Архиепископ. Так я оказался там, наверху». Один на один с куполом, один на одинспроявляющимся подкистью Богом-отцом. Это были муки, муки творчества («Смогу ли?»). И это была радость, радость прояв­ления образа, оживления чувства мастера.

Да, есть на Руси немало одухотворенных, про­светленных, даровитых художников. Один из них Алексей Шалаев.

А. Шалаев все больше утверждается в своем предназначении запечатлеть дорогую для него и еще существующую Русь. Да, это и изумительный, поистине светоносный дворик художественного училища в Пензе (которое он закончил в 1979 году), и грустный дом деда Григория в селе Селище (где родился Алексей), и таинственный омут с шатким мостиком в Переделкино, и зимняя оттепель с ти­шиной, потревоженной воронами, и разноцветный портик загородного патриаршего Храма – это принесение в нашу жизнь того, что и составляет истинный облик Родины, что хочется носить в сердце и душе постоянно. Ведь если это с тобой, с нами, то мы несметно богаты и призваны это богат­ство беречь и приумножить.

Однако последнее время художник ушел в Лица, пытливо и внимательно вглядываясь в современни­ков. Наверное, он ищет ответ на вопрос: кто они? Что несут миру и России? В чем их Вера? Каков внутренний мир?

Некоторые из портретов несомненно удачны, некоторые уникальны, некоторые передают жиз­ненные мгновения и впечатления.

Писатели О. Волков и В. Крупин, князь А. Апасов и епископ Василий, казацкая пара Сергее­вых и дед Андрей, общественный деятель С. Бабу­рин и поэт В. Костров составляют начало большой панорамы «Люди России», которая все больше и больше заполняется кистью художника.

Алексей Шалаев проводит свою выставку в Москве, но нет сомнения, что мы еще не раз с радостью придем на его вернисажи.

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"