На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Для опоры разума и души

О книге «Я вернулся» Сергея Коновалова

Недавно я написал большую статью о литературе Великой Отечественной войны. Правда, в подзаголовке указал, что это «нелитературные заметки на фоне воспоминаний и реалий сегодняшней жизни». И там, собственно говоря, многое не о литературе Отечественной, а о ее восприятии в обществе, о том новом, что она привнесла в эти драматические годы, о том, почему ее пытаются вытолкать из литературного процесса, не допустить ее в душевное и духовное восприятие молодого поколения.

Действительно, с первых дней Великой Отечественной войны на страницы художественных и документальных произведений вошли такие очищенные понятия как Родина-Россия, возвысилось понимание Героя, человека, способного отдать жизнь за Отечество, разработана «Наука ненависти» (название рассказа М.А. Шолохова), осторожно, но все более широко, входил в души бойцов, тыловых жителей Господь, Бог. Человек, по выражению Андрея Платонова, все больше «одухотворялся».

И вот наступили новые перестроечные времена, каким-то образом уходили из жизни, изменились для многих понятия справедливости, чести, жертвенности, братства, коллективизма, дружбы народов, героизма, стойкости, отечестволюбия…

Но для многих они так и оставались ценностями их души, жили в сердцах молодых людей, в поведении ветеранов. Линия служения Отечеству, народу отнюдь не прерывалась.

Да и в литературе периодически появлялись произведения, которые свидетельствовали о высоте духа нашего человека, о его терпеливости, жертвенности, о возрождении Веры в нем.

К разряду таких книг можно отнести первоначально опубликованную, вроде бы под коммерческим названием повесть «Храм судьбы» Сергея Коновалова. Хотя по прочтении ее скорее можно было бы назвать «Судьба человека». Но это, вроде бы «неказистое» название, с 50-х годов имеет своего автора и своего внешне простого героя и свою вроде бы простую судьбу. Однако под пером большого таланта и герой предстал вековечным русским богатырем. Судьба миллионов прошедших войну вдруг высветилась таким человеческим светом, что памятник Андрею Соколову можно ставить на любом клочке нашей земли. И он-то помнил всё о своей жизни и упорно отстаивал ее на самых крутых и опасных поворотах судьбы.

Фронтовой разведчик Сергей, герой книги С. Коновалова «Я вернулся», ничего не помнил из своей жизни, очнувшись в госпитале после годового пребывания в коме. Он возвращается к жизни памятью…

На мой взгляд, эти страницы найболее напряженные, вызывающие сопереживание и сочувствие читателя. Так хочется, чтобы герой вспомнил маму, события, которые привели к потере памяти, чтобы вспомнил свою родную Анапу. Но самое большое напряжение приходит к вам, когда Сергей медленно оживляет кисти рук, затем шаг за шагом, сантиметр за сантиметром передвигает ноги, вернее то, чему еще предстояло быть таковыми.

Читатель делает вместе с Сергеем первые шаги, опираясь на стулья. Сжимая зубы, сдерживаясь от стона из-за боли, пронизывающей ноги, спину, грызущей подмышки, куда впились не по размеру короткие костыли, стирающие до крови кожу…

Все тут настолько явственно и выпукло, так и хочется поддержать молодого разведчика Сережу, когда он с маниакальной, почти безумной твердостью стремится дойти, доползти до спортзала, где по законному медицинскому разрешению будет восстанавливать свое физическое здоровье на тренировках, которые кажутся ему верхом благополучного выздоровления...

Были книги о страданиях, об их преодолении – «Как закалялась сталь», «Повесть о настоящем человеке», книга Владислава Титова «Всем смертям на зло» о безруком шахтере, – и они нужны не только искалеченным и увечным людям, они нужны тем, кто поднимает себя из безверия, бессилия, отрешенности от мира.

Нет сомнения, что книга генерала, Героя Советского Союза Сергея Коновалова и для них, и для всех. Она уже состоялась этой своей частью, своим напряжением преодоления. Недаром московский музей Николая Островского на Тверской улице, сохраненный умными и сердечными людьми, называется «Преодоление».

Из беспамятства, через сверх напряжение в свою Анапу, к своим родным и к своему посмертному памятнику проходит Сергей.

Но вот с этого момента, когда возвратилась память, новое и драматическое повествование о прошлом – Афганистан.

Да, это не тот Афганистан, который создан в ряде книг о трагической войне, о романтизированном братстве, о неких абстрактных изломанных судьбах и героях, которые мы прочитали за последние тридцать лет.

Эта книга о работе, о работе солдата-воина в том военном деле, которое он изучал и которое он исполняет. Не знаю, как другие, но я сразу поверил автору. Чувствуется, что он там был, это часть его судьбы, его жизни, это было его дело.

Три книги в одной, но они естественным образом перетекают друг в друга, дополняют, продолжают недосказанное, недописанное в предыдущих частях, объясняют резкость, неуступчивость, колючесть Сергея. Возможно, где-то есть еще нестыковки, художественные огрехи, но и мы, дорогие друзья, неожиданно (неожиданно для нас, – авт.) получили необычную, нестандартную, героическую и болевую, возвышенную по большому счету и приземленную в своей правде книгу, книгу для опоры, для раздумья, для души.

 

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"