На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Слово

на вручении Большой литературной премии России

Дорогие друзья!

Сегодня здесь, в центре столицы нашей Москвы, в Гостином дворе мы – Союз писателей России, компания АЛРОСА. Якутская администрация – вручают Большую литературную премию России.

Почему здесь, вместе с якутскими друзьями? Потому что здесь проходят дни культуры Саха (Якутии) и это явление тоже всероссийское, тоже всеобщее.

Мы знаем, что за 15-20 лет пытались разрушить экономические, политические связи между народами. Попытались разрушить и духовные связи. Кое-кто это делал сознательно, оказавшись затем за границей, набив карманы народными деньгами.

В России многие отнеслись к этому с безразличием или пренебрежением: «Куда они денутся?» - не понимая, что нам предопределено Богом, историей России, русскому народу, нашим прошлым быть вместе с другими народами и создать уникальную цивилизацию, создавать вместе с русской культурой Российскую культуру, а в ней своё место каждому народу, каждому языку, каждой культуре.

И народы имели это место, развиваясь, оступаясь, продвигаясь вперёд, но, отнюдь, не оказались в едином мультиплавильном котле, где все бы превратились в безликую, космополитическую массу. И за это боролись лучшие умы всего русского народа, всех наших российских народов, умные администраторы и светочи культуры России, всех народов нашей страны.

В этом году, обозначенном, как Год истории России, мы, проводя пленум, Собрание писателей России на Семёновских флешах Бородино, много говорили о литературе Отечественной войны 1812 года. Именно она запечатлела великий подвиг народа России, она показала беспримерные трудности войны, запечатлела сражающийся и несгибаемый дух 1812 года. «Эхо Бородина» (так называлось и наше обращение к соотечественникам, - авт.) вызвало великую русскую литературу XIX века, поистине «золотого» века нашей словесности. Целый век мы, наша литература, наша культура были под покровом этих событий, порождали поэзию Пушкина и Лермонтова, прозу Гоголя, Тургенева, Толстого. Так и во время войны 1941 – 1945 гг. была великая литература Шолохова, Леонова Твардовского и многих талантов спасения. И в не меньшей степени у неё было эхо, породившее литературу о войне и после войны. К этой плеяде писателей, остающихся на её вершине принадлежат ушедший от нас Михаил Алексеев, а также здравствующие ныне Юрий Васильевич Бондарев, Егор Александрович Исаев, Семён Иванович Шуртаков, Михаил Матвеевич Годенко и другие писатели.

 

***

Сегодня мы проводим вручение Большой литературной премии России. Она вручается от имени Союза писателей России, его писателей, государственной компанией АЛРОСА и Якутской администрацией.

Почему Якутии? Потому что именно там, в лихие 90-е годы, когда надо было спасать Дух державы, её Слово, мы и приняли решение о создании такой премии на своём возродительном пленуме.

Мы вручаем специальную премию за выдающийся вклад в литературу и культуру страны, а также три премии за 1-ыё, 2-ые и 3-ьи места. Это событие для нашей литературы и культуры.

В прошлом году мы вручали такую специальную премию Валентину Распутину и Татьяне Дорониной, как раньше Егору Исаеву и Татьяне Петровой.

Итак, мы вручаем также сегодня специальную премию замечательным людям, подвижникам, много лет озаряющим наше жизненное, а скорее духовное пространство.   

Юрий Васильевич Бондарев – это великий писатель, выдающийся мыслитель и неукротимый в своём служении Родине, России Гражданин, патриот чей «Горячий снег» стал знаком, горячим символом великой битвы. Его «Батальоны просят огня» также знает вся страна. А «Тишина», которая как бы предвещала будущие Бермудские треугольники. Юрий Васильевич не только писатель, но и выдающийся философ, осмысливающий жизнь без затуманивающих смысл терминологий, одним словом, говоря по-русски, любомудр. «Мгновения» Бондарева стали таким же жанровым явлением русской литературы, как «Бухтины» Василия Белова, «Затеси» Виктора Астафьева, «Камешки на ладони» Владимира Солоухина, «Опавшие листья» Розанова. Меня посещает глубокая радость, когда мы объявляем о присуждении Большой литературной премии России Юрию Васильевичу Бондареву!

Над нашей страной звучит проникновенная музыка, слышится душевное слово. Над страной звучит музыка нашего любимого композитора Александры Пахмутовой на стихи поэта Николая Добронравова, которые почти все годы творческой жизни работают вместе.

Помню, как в 60-е годы приходили они к нам в издательство «Молодая гвардия», в ЦК Комсомола, исполняли свою новую песню и отправлялись к своим слушателям на священный Байкал, навстречу «утренней заре по Ангаре, по Ангаре», как вместе с ними там играл на гитаре будущий академик Марчук, а в далёкой бухте Лианхамаери распевали песню про усталую подлодку подводники. И всех нас охватывала грусть, когда «опустела без тебя земля».

Подлинным гимном тех поколений была песня «Забота у нас такая» и слова из неё «Была бы страна родная», а рядом песни: «Опустела без тебя земля», «Звездопад», «Трус не играет в хоккей», «ЛЭП-500», «Орлята учатся летать», «Птица счастья завтрашнего дня», «Ты, моя мелодия», «Куба, любовь моя», «Беловежская пуща», «Главное ребята – сердцем не стареть»...

Это соединение волшебной музыки и духовного слова даёт нам право присуждать столь высокую премию, говорит о миссии в нашей культуре замечательной поэзии и музыкальной стихии.

Помню, когда на вручении премии Сергея Есенина в Союзе писателей великому композитору Георгию Свиридову, музыкант стал рассказывать о Сергее Есенине, потом о Блоке. Я сказал: «Георгий Васильевич, Вы можете просто защитить диссертацию о Блоке и Есенине».

«И не только о них, – сказала его жена Эльза Густавовна, – он может защитить диссертацию о Пушкине, Алексее Толстом, Лермонтове, Апухтине, Маяковском, да и о сегодняшних русских поэтах Кострове, Куняеве, Кузнецове и, конечно, народной поэзии.

Действительно, Александра Николаевна и Николай Николаевич могут написать не одну диссертацию, но они писали и песни, стихи, сопереживали эпохе, и мы сегодня с радостью и гордостью вручаем им Большую литературную премию писателей России. И ещё, они все, втроём, - сталинградцы, как и великий защитник города-героя Юрий Бондарев – лауреат премии «Сталинград». И как тут не вспомнить слова нашего замечательного русского поэта, фронтовика Егора Исаева:

А, в общем, все мы сталинградцы,

Нам Богом велено держаться! -

Держитесь дорогие!

А дальше мы вручаем первую премию Оренбургскому, сказал и поперхнулся, не оренбургскому, а русскому писателю Петру Краснову за его литературное творчество, за его бесценную повесть «День тревоги», за недавно вышедший знаковый роман «Заполье».

Человек, писатель, который связал свою судьбу с Оренбуржьем, которое пронизывают все токи России.

В одной из его первых повестей «Подёнка ночи» не только чистота русской речи, но и чистота чувства, чистота пейзажа. Как я писал ещё 15 лет назад: «Пейзажи юга Урала, Оренбуржья, ход рыбы, полёт мотылька, падающий снег, прорезающий хмурое утро луч, дымок костра, ночная прохлада в его словах, в его изображении – это для диктантов, для переписки школьниками, да просто свидетельство, пример подлинного таланта художника. Пётр Краснов давно должен был быть писателем хрестоматийным…»

Вот вышел его новый роман «Заполье».

Герой романа Иван Базанов в 90-х годах, не лихих для него, а муторных годах развала и тоски, когда он возглавил газету. Он не способен полноценно ответить, что происходит в стране, о том, какие идеи и люди разрушают страну.

Базанов стал редакторам, убедив себя мыслью «о мерзкой данности творения». В нём есть бунт против того, что нечестивые протестуют и провидением обречены на быструю смерть. Другой «герой» романа Мизгирь – стратег такого распадка.

У Базанова соратники погибли, жена ушла, газета распалась. Он и сам умирает. Его болезнь, смерть – ответ агонии государства.

Пётр Краснов в романе «Заполье» показал падение человека. По случайному ли совпадению носит он фамилию Базанов, близкую ко всёотрица-телю Базарову из Тургеневского «Отцы и дети». Он не выводит его напрямую из падения державы, но именно так его стратегическое отрицание приводит к обличению жизни: «Она, по нему, «беспощадный беспредел, .... вонючая грязь, .... все прожираловка», а Бог создал эту жизнь, чтобы «питаться энергией страдания».

Вот и проявился Достоевский: «Если Бога нет – ничего нет», и человек исчезает у Краснова. Он не одними социальными условиями объясняет падение общества – но вот этим её распадом человеческих личностей. И есть мистическая, возможно, условная, продуманная, но довольно убедительная фигура Зла, которая запускает в голову Базанова (народа, а то и человечества) распад – это Мизгирь. «Заполье» – один из лучших трагических романов, романов о падении страны и людей.

Базанов, снедаемый червоточиной сомнений, не признаёт новую жизнь, но свои мучения пытается переложить на Творца, выставив их напоказ и не пытаясь их преодолеть.

Базанов, конечно, плод общественного слома, захватившего миллионы людей, но ещё и плод неустойчивой, не устоявшейся психики и морали, за которую он отвечает сам.

Возможно, наши люди вынесут большой жизненный урок из событий конца XX – начала XXI века. Они, конечно, понесли немало жертв, потерпели немало поражений, но окрепли, потеряли розовость зрения, становятся мудрее, злее к злу и добрее к добру. И тут можно вспомнить критическую статью Алексея Татаринова в номере «Нашего современника», вспомнить её окончание: «Мизгирь пытается убедить нас, что Бог – тиран, человек – мерзость, мир обречён, а Россия давно мертва... и надо собрать волю в кулак, очистить взгляд от информационных истерик, перестать рыдать о необратимости национальных драм, посмотреть на солнце – оно ярко светит, окинуть мысленным взором страну — она ещё наша, услышать Церковь – в ней много новых сильных людей, способных вымести мизгирей не только из сердца, не надо давать отчаянию и безразличию наше сердце, и кругом есть стойкие, возвышенные люди».

И мы обращаемся к собратьям-писателям: укрепите дух наших людей, найдите тех, кто не показно, а по крестьянскому присловью: «Умирать собираешься, а рожь сей», - стратегически, если хотите, трудится ради России, борется, думает о её народе, чего не смог, сломившись, покривившись, убоявшись сделать Иван Базанов.

 

Мы вручаем первую Большую литературную премию замечательному подвижнику, издателю, собирателю, писателю Валентину Осипову.

Он написал немало книг о нашем времени, отстоял имя политрука-панфиловца Клочкова, произнесшего заветные слова: «Друзья, товарищи, дальшенам отступать некуда – позади Москва». Главным творением его стала художественная биография Михаила Александровича Шолохова. Его книга «Шолохов» вышла в знаменитой серии ЖЗЛ уже несколькими изданиями, издана в полутора миллиардном Китае, где любят и печатают русскую литературу. Валентин Осипов неугомонная и творчески озабоченная натура.

 

***

Первую премию в поэтическом слове мы присуждаем поэту Центральной России, поэту Московии – Льву Котюкову за яркое и выразительное отражение жизни.

Вторую премию за серьёзную поэтическую работу, проведённую поэтами и переводчиками, издателями за убедительный творческий труд по подготовке и выпуску произведений российских и якутских поэтов, а также поэтов других национальностей, подготовленных и выпущенных в Якутске, как залог нашей общей творческой и державной судьбы, мы отдаем литераторам, издателям и поэтам Инокентьеву и Лукину.

Третью премию получают писатели из наших необъятных просторов. Их творчество находится на художественных и гражданских дорогах.

Анатолий Кириллин – представитель алтайской школы писателей. Это одна из полнокровных и обстоятельных земель России. Тут работают серьезные, глубокие писатели.

А. Кириллин – один из них, наверное, первых писателей края и страны. По слогу, по стилю мысли он, с одной стороны, деревенщик, почвенник, с другой, – человек панорамной мысли и полёта. К сожалению он болен и не может присутствовать на этом чудесном торжестве.

Александр Доронин представляет мордовскую литературу, её степенность, прочность и непоколебимость народа. В августе месяце я был в Саранске на превосходном празднике 1000-летия вхождения мордовского народа в состав России, в семью её народов. Это был яркий, незабываемый праздник, умело соединяющий всю историю Мордовии с историей всей России, соединяющий чувства мордовского народа с чувствами русских людей, людей всей России. В Саранске мы проводили пленум Союза писателей России, посвященный братским литературам, где были представлены все лучшие произведения современных писателей наших народов.

Таким же ярким самобытным является творчество Александра Доронина, народного писателя Мордовии, певца подвижников и героев мордовской земли, своих земляков… Его творчество является торжеством национального языка и культуры.

И, наконец, мы вручаем Большую литературную премию башкирскому писателю Амиру Аминеву за его книгу повестей и рассказов. Повесть «Китай-город» – пронзительная драма одного хутора, когда поддавшиеся на уговоры, увещания местных властей и иноземных пришельцев его жители за лучшую жизнь в городских квартирах отдают или продают за выкуп свой хутор, свои земли.

Мудрый старец предупреждает, взывает к своим землякам, но его не слушают. Хутор переезжает в город. А по весне, когда земля позовёт хуторян, они тоскуют, собираются и едут в свой хутор. Но там их никто не ждёт. Там проложены новые тропы и дороги, стоят новые дома, которые заселены китайцами. Растерянные и беспомощные хуторяне нигде не получили ответа на вопрос: «Где их хутор?» - Как всегда, они напились с горя. Эта мифологическая картина до слёз правдива и трагична. Как же научились обманывать обещаниями наших людей, сколь наивны они были в своих ожиданиях. Тут переплелись мотивы и «Прощания с Матерой», и «Бермудского треугольника», и «Тихого Дона».

***

И завершая этот краткий обзор лауреатов Большой литературной премии России 2012 года, я ещё раз подтверждаю, что наша литература жива, по-прежнему ещё сопереживает человеку, болеет за страну и её народ и, надеюсь, будет как и прежде литературой борьбы и духа, а потом и к обсуждению творчества наших друзей из Якутии Натальи Харлампиевой и Николая Лугинова.

Валерий Ганичев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"