Русское Воскресение : Литературная страница : Критика : Зна­комые пейзажи
http://www.voskres.ru/literature/critics/gorohov.htm

Зна­комые пейзажи

Встреча с С.В. Герасимовым

В Москве, в выставочном зале Союза художников СССР, на Крымской набережной, была открыта юбилейная выставка про­изведений Народного художника СССР, академика, лауреата Ле­нинской премии Сергея Васильевича Герасимова, посвященная 100-летию со дня его рождения.

Прошел значительный период со времени последней персона­льной выставки нашего земляка. И вот снова, как бы впервые я вижу свои родные можайские места. Под впечатлением плените­льной свежести пейзажей невольно встают в памяти воспомина­ния о встречах с художником, одна из которых произошла более 20 лет тому назад, на первой выставке «Советская Россия» у моей первой картины «Дела колхозные». Сергей Васильевич тогда уча­ствовал своей серией «Женщина в колхозе»: «Председатель колхо­за», «Ударница», «Молодая колхозница», «Колхозный пейзаж». С затаенным волнением я ожидал, что скажет Сергей Васильевич, пристально рассматривавший картину вместе с женой Александ­рой Гавриловной. И как обычно немногословно выражены были слова одобрения. Не без гордости хочу оговориться, на билете творческого союза стоит его размашистая подпись. Но все это произошло значительно позже одной встречи, о которой хочу рас­сказать подробнее.

Стояла тогда осенняя пора, деревья в лесу уже были тронуты всеми оттенками красно-желтых тонов. Замечу, Сергей Василье­вич любил это состояние природы, всегда приезжал в это время в Можайск не столько отметить свой день рождения с родствен­никами, сколько поработать, пописать этюды.

Ко мне в это время приехал друг из Москвы, студент художе­ственного института Алексей Кадушкин, ставший впоследствии известным художником. Решили поэтюдничать и поехали на велосипедах, взяв большие холсты на подрамниках, в деревню Тихоново, в 4-5 километрах от Можайска, откуда с высокого скло­на великолепно, чарующе просматривается вид на поля и панора­му города с его неповторимым силуэтом памятников древне­русского зодчества. В бурьяне на корточках писали долго и упор­но деревню, дома, дворы, живописно гармонирующие с окружаю­щей осенней природой. Неожиданно немного поодаль от дороги остановилась серая «Волга». Открылась дверца и вышел плотной комплекции мужчина в шляпе.

— Леша, — говорю я,— посмотри, приехал писать этюд Сер­гей Васильевич Герасимов.

Решили не беспокоить, не отвлекать его своими приветствия­ми, остались незамеченными. Сергей Васильевич некоторое время стоял и смотрел вдаль, потом взял маленький этюдничек, открыл и, стоя, с руки, начал писать, видно было, как энергично ходила его кисть.

Он стоял и писал, отвернувшись от нас почти в противополо­жную сторону. Я посмотрел именно туда. Что мог увидеть там художник? Желтеющий, почти ничем непривлекательный лесок с одиноко стоящей елкой, далью жнивья, за которой виднелись старые заводские постройки. Прошло не более получаса, а может, и меньше, как хлопнула дверка и машина уехала. Мы изумленно переглянулись. Как? Так быстро? А у нас уже много времени про­шло и еще далеко не все готово. Позже на выставке в Академии художеств, где проходила персональная выставка Сергея Василье­вича, я увидел и сразу узнал то место. Это был уже не этюд, а ма­ленькая по размеру, несколько вытянутая картина с дыханием осени, унылая пора, с одиноко стоящей елкой. Как мало сюжета, но как много сказано о русской природе!

Прошло много лет. Всегда, когда я смотрю на маленькие этю­ды Сергея Васильевича, выполненные в родном Можайске или в Италии, я вспоминаю тот незначительный эпизод встречи. Эти натурные этюды, написанные враз, на одном дыхании, с такой си­лой чувств, свидетельствуют о виртуозности мастера живописи. Непостижимая тайна тонов и соцветия в тенях, облаках или в ли­цах вносит волнующий восторг, как музыка ничего не изобра­жающая, но способная выразить все.

Каждый раз, приезжая в деревню Тихоново, я вижу ее обнов­ленной красочным нарядом. Все также краснеют рябины, еще краше осенний ковер косогора «Святого омута», в котором находят отражение все краски осеннего леса. Тишина и покой. А внизу Москва-река изогнулась излучиной и напоминает всегда мне зна­комые пейзажи Сергея Васильевича Герасимова.

Игорь Горохов