На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Сон в руку

Рецензия на книгу Д.А. Нечаенко «История литературных сновидений XIX – XX вв.»

«Литература есть сон, сон, направляемый и обдуманный, но в основе своей сон», — заметил как-то Х. Л. Борхес, а В. В. Розанов в одной из своих «мимолётных» записей выразился ещё более определённо: «Настоящая тема в России одна: сон». Поставив эти знаменательные изречения эпиграфом к своей обьёмистой монографии «История литературных сновидений XIX – XX вв.», Д. А. Нечаенко наследует славной традиции русской гипнологии, начатой книгами А. М. Ремизова «Огонь вещей: Сны и предсонье» и «Мартын Задека: Сонник». Однако, если Ремизов ведёт речь о литературных снах в свободной форме эссе, то Нечаенко, начиная со своей первой монографии «Таинства сновидений в мифологии, мировых религиях и художественной литературе» (М., 1991), исследует сны героев нашей классики, руководствуясь строго научными заветами А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, Ф.И. Буслаева, о. П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева и других корифеев отечественной филологии и философии. А они независимо от К.Г. Юнга и порой задолго до него обосновали и ввели в научный оборот такие понятия как «первообраз» (архетип), «мифологическое мышление» (коллективное бессознательное), «оплотневшее сновидение» (так Флоренский определил «художество») и др. Думаю, что не только я, но и многие мои коллеги, знакомясь с литературоведческими трудами последних лет, всё чаще впадают в уныние от обилия псевдонаучных, пустопорожних по содержанию работ. Их главной особенностью является нескончаемая игра со словами типа «парадигма», «дискурс», «филиация», «денотат», «семантический актант» и проч. Никто не спорит с тем, что наука должна оперировать научными терминами, а не обыденной разговорной лексикой. Но нередко это становится самоцелью, и тогда в литературоведческой монографии или статье ничего, кроме «птичьего языка», едва понятного узкому кругу специалистов, не находится. Литературоведение как одна из важнейших гуманитарных наук, — совершенно верно, на мой взгляд, полагает Нечаенко, — это не кастовое «тайнознание», доступное лишь «посвященным», а попытка осмыслить духовный опыт великой литературы, а через него постичь уроки жизни и истории, ошибки в прошлом и перспективы на будущее. Иначе, какой в литературоведении смысл и какая польза для ума и сердца?

Наиболее содержательными в монографии Нечаенко представляются главы, посвящённые всестороннему разбору сновидений в пушкинском «Борисе Годунове», в «Обломове» Гончарова и «Нови» Тургенева, в повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и в «Лете Господне» Шмелёва. С совершенно оригинальной точки зрения в книге анализируются, например, зловещие видения молодой купчихи Катерины Львовны Измайловой. И во многом иначе начинаешь относиться к этому неоднозначному, яркому образу, когда узнаёшь, какой малоизвестный и символичный мифологический материал использовал Лесков при его создании. Горы книг, комментирующих сюжет и трактующих образы главных героев, написаны о «Борисе Годунове». И, тем не менее, Нечаенко удалось по-своему взглянуть на, казалось бы, общеизвестное, открыть   новые отношения между историческими фактами и их мифологическим переосмыслением, что существенно дополняет и обогащает наше восприятие прославленной драмы. Главы о балладах Жуковского, о «Невском проспекте» и «Мёртвых душах» Гоголя, о прозе и драматургии Леонида Андреева являются, на мой взгляд, одними из наиболее глубокомысленных и самобытных работ, написанных о творчестве этих писателей в последние годы.

Есть в научных изысканиях Нечаенко и некоторые просчёты, затрудняющие восприятие книги. Это слишком пространные цитаты, чересчур подробные комментарии, обращение к мифологическим и библейским сюжетам, уводящим далеко в сторону от основной темы исследования. И всё же Нечаенко как учёный-филолог справился, я считаю, со своей главной задачей: показать, насколько глубоко отечественная классика связана с мифологией, фольклором, Священным Писанием, произведениями выдающихся западноевропейских писателей и философов. После появления первой монографии Нечаенко, казалось, что открытая им тема станет одной из самых востребованных в литературоведении. Однако, кроме нескольких примечательных, со знанием дела составленных сборников и статей, ничего по-настоящему значительного в этой области так и не появилось. Капитальное исследование «История литературных сновидений XIX - XX вв.» объёмом в 90 печатных листов (что составляет как минимум солидный трёхтомник) восполняет этот досадный пробел.

*Д.А.Нечаенко. История литературных сновидений XIX XX вв . М.: Университетская книга, 2011. — 784 с.

В. М. Гуминский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"