На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Русский путь

Человека с открытым сердцем

Название этой книги – «О русском» – говорит само за себя. Также как и название серии, под грифом которой она увидела свет – «Русское сопротивление». Ведь один из главных парадоксов отечественной истории состоит в том, что национально мыслящие ее деятели рано или поздно, но неизбежно оказывались на подозрении у властей, государственники отторгались от политической жизни, слово «патриот» становилось едва ли не бранным. В результате люди, полагавшие главную цель жизни в служении России, зачислялись в лагерь сопротивления и по мере сил и таланта отстаивали свои убеждения в этом качестве. Так было и в XIX веке (вспомним славянофилов), продолжалось и потом. Судьба автора книги служит лучшим тому подтверждением (о ней достаточно подробно рассказывается в предисловии М. П. Лобанова и своеобразной летописи жизни и творчества автора – «Сто важных дел В. Н. Ганичева на службе России и отечественной культуре», опубликованной в приложении). Валерий Николаевич Ганичев – писатель, журналист, доктор исторических наук, профессор, общественный деятель, издатель, с именем которого наитеснейшим образом связана история советской, русской литературы, общественной мысли, по крайней мере, последнего полувека.

В книге собраны его публицистические статьи, очерки, выступления, интервью с 1982 года, что говорит о том, что взгляды автора на протяжении тридцати лет существенно не менялись. Разумеется, исторический кругозор расширялся, в орбиту творческих интересов входили все новые и новые имена, не могли не повлиять на В. Н. Ганичева и катастрофические изменения, происшедшие в стране за этот период.

Но главное осталось неизменным: верность духовным ценностям, которые на протяжении тысячи с лишним лет определяли судьбу русского народа и его культуры, место России в прошлой и будущей истории человечества. Причем не только определяли, но и объединяли «многомерное пространство» страны в ее исторической и географической протяженности, многоликости и неповторимости.

Неслучайно такое внимание автор уделяет понятию Русский Дух. Он, по В. Н. Ганичеву, является «единым знаменателем» истории России, объединяющим началом национальной государственности и вполне закономерно обусловливает публицистический пафос книги, ее смысловое и композиционное единство.

Книга «О русском» включает огромный историко-культурный материал: с XIII по XXI век, от Александра Невского до Александра Сегеня. Столь же необъятна и географическая «протяженность» книги, в которую входят не только путевые очерки «по России» (им посвящен особый раздел), но и рассказ о «русском присутствии» в других частях света – на Афоне, в Греции и т. д.

Особое место в книге занимает работа о становлении русского «океанического мышления». Жизни и деятельности великого флотоводца, «росса непобедимого» Ф. Ф. Ушакова В. Н. Ганичев посвятил целый ряд произведений, сыгравших свою роль в прославлении адмирала в 2001 г. Русской Православной Церковью в лике святых праведных воинов (память 23 июля и 2 октября). Очерк «Океаническое мышление и православное сознание» пытается дать содержательные «ответы на глобальные вопросы современности» (подзаголовок очерка), ведь в основе духовного подвига св. Феодора лежало особое отношение к людям и мирозданию, к морским пространствам и человеческой жизни, чуждое антихристианским идеям современного глобализма.

Ганичев-путешественник неотделим от Ганичева-историка. Прямо по слову Гоголя: «География составляет одно тело с историей». Вот рассказ о поездке делегации русских писателей по железнодорожной магистрали, стягивающей воедино державное тело России от Санкт-Петербурга до Владивостока, – Транссибу. Вначале идет историко-культурное обобщение (геополитическое, экономическое значение Транссиба – в 2001 году ему исполнилось 100 лет), затем повествование о строителях дороги, выдающихся русских инженерах и организаторах (Н. П. Меженинове, К. Я. Михайловском, Н.А. Белолюбском и др.). Завершает очерк о Транссибе дорожный дневник, дающий своего рода срез современной жизни по всему великому маршруту в 7000 км, панорама необъятного «русского пространства» с рассказом о посещении писателями различных достопримечательностей, святых и памятных мест, встречах с местными жителями, юбилейных мероприятиях и т. д.

Этот организационный принцип сохраняется почти во всей книге. «Русские версты» – пространственный и исторический зачин, введение, включающее в себя «историю вопроса», обзор литературы, посвященной России (как русофобской, так и прорусской направленности). Отсюда вполне органично следует переход к рассказу о возникновении идеи Всемирного Русского Народного Собора и о главных этапах осуществления этой идеи. Союз писателей России стал соучредителем ВРНС вместе с Русской Православной Церковью, и председатель СП (с 1994 г.) В. Н. Ганичев с самого начала является заместителем главы и сопредседателем Собора, а главой – Святейший Патриарх Московский и всея Руси (сначала Алексий II, в настоящее время – Кирилл). На открытии каждого из XVI Соборов (не считая Соборных встреч и Предсоборных совещаний) В. Н. Ганичев выступал с программной речью. В «Русских верстах» помещено и обращение к Председателю Совета по межнациональным отношениям, президенту РФ В. В. Путину о современном положении русского народа и с конкретными предложениями, выработанными на основе решений ВРНЦ, по изменению национальной политики государства.

В книге «О русском» великое множество героев: знаменитых и малоизвестных, православных святых и подвижников благочестия, землеустроителей и космонавтов, писателей и композиторов. Рассказывая о «русских людях», В. Н. Ганичев придерживается того же подхода, что и прежде, только теперь авторский взгляд устремлен не по горизонтали, а по вертикали, не в даль неоглядных русских пространств, а ввысь, к заоблачным вершинам, к вечности. Неслучайно одна из частей книги так и называется – «Русские высоты». Это исторические портреты благоверного великого князя Александра (в схиме Алексия) Невского («Государственные уроки и спасительные заветы») и преподобного Сергия, игумена Радонежского, благоверного великого князя Димитрия Донского (очерк о двух великих современниках имеет подзаголовок: «Пророк и вождь») и о почти забытом «спасителе Руси» в Смутное время преподобном Иринархе, затворнике Ростовском, подвизавшемся в Борисо-Глебском монастыре. И туда же ввысь, к звездам, отправился в 1961 г. первый космонавт в истории земли, «неба житель» Ю. А. Гагарин или просто Юра, как его звали в кругу сотоварищей, друзей, среди которых был и В. Н. Ганичев.

Очерки-воспоминания Ганичева о выдающихся современниках (Г. В. Свиридове, М. А. Шолохове, В. М. Шукшине и др.) заслуживают особого внимания. В них порой встречаются уникальные сведения, детали, заставляющие по-новому, с неожиданной стороны взглянуть на ту или иную историческую фигуру. Вот, например, сохраненные в передаче Леонида Максимовича Леонова, слова И. В. Сталина: «Достоевского люблю, потому что учил людьми управлять». Или признание «гения отечественной музыки» Георгия Васильевича Свиридова: «Я хочу создать миф: Россия. Пишу все об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог».

Знакомством со многими из замечательных русских людей В. Н. Ганичев обязан прежде всего своей деятельности на книжном поприще: в течение десяти лет (1968-1978) он возглавлял издательство «Молодая гвардия», где печатались произведения Л. М. Леонова, В. Г. Распутина, В. И. Белова, Ю.М. Лощица и др. крупнейших русских писателей. Но вот еще один «русский парадокс».

Молодой гвардией называлась часть императорской гвардии Наполеона, формирование которой началось в 1809 г. для участия в испанской, а затем и в русской кампаниях. Особенно отличились французские молодогвардейцы в Бородинском и других сражениях Отечественной войны 1812 г. (их нередко также называли «Легионом демонов»). В 1922 г. поэт Александр Безыменский напишет песню «Молодая гвардия», ставшую неофициальным комсомольским гимном. Тогда же организовывается литературное объединение с таким названием, куда помимо А. Безыменского входили Михаил Светлов, Михаил Шолохов и др., а по решению 5 съезда РКСМ – журнал и комсомольское издательство «Молодая гвардия». В Великую Отечественную войну совершили свой подвиг краснодонские подпольщики-молодогвардейцы. Так замкнулся исторический круг: имя врагов России стало именем ее патриотов. А издательство «Молодая гвардия» станет при В. Н. Ганичеве их средоточием, центром русской просветительской деятельности. Этой же цели посвящена его книга «О русском».

О том, что значит «просвещение» в России говорил еще Гоголь. «Слова этого, – отмечал он, – нет ни в каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже освятить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь».

* Ганичев В. Н. О русском / Отв. ред. О. А. Платонов. Институт русской цивилизации. М.: 2013.

Виктор Гуминский, доктор филологических наук


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"