На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

На русском направлении

Книга В.Н. Ганичева «О русском»

С приближением годовщины со дня бла­женной кончины Валерия Николаевича Га­ничева захотелось перечитать одну из пос­ледних его прижизненных книг «О русском».

Так бывает. Нет-нет, да и возвра­щаешься к дорогому тебе человеку и его трудам, к общей жизни...

Само название «О русском» – говорит само за себя. Также как и название серии, под грифом которой она увидела свет – «Рус­ское сопротивление». Ведь один из главных парадоксов отечественной истории состоит в том, что национально мыслящие ее деяте­ли рано или поздно, но неизбежно оказыва­лись на подозрении у властей, государствен­ники отторгались от политической жизни, слово «патриот» становилось едва ли не бранным. В результате люди, полагавшие главную цель жизни в служении России, зачислялись в лагерь сопротивления и по мере сил и таланта от­стаивали свои убеждения в этом качестве. Так было и в XIX веке (вспомним славянофилов), продолжа­лось и потом. Судьба автора книги служит лучшим тому подтверждением (о ней достаточно подробно рассказывается в предисловии М. П. Лобанова и сво­еобразной летописи жизни и творчества автора – «Сто важных дел В. Н. Ганичева на службе России и оте­чественной культуре», опубликованной в приложении). Валерий Николаевич Ганичев – писатель, журналист, доктор исторических наук, профессор, общественный деятель, издатель, с именем которого наитеснейшим образом связана история советской, русской литера­туры, общественной мысли, по крайней мере, после­днего полувека.

В книге собраны его публицистические статьи, очерки, выступления, интервью с 1982 года, что го­ворит о том, что взгляды автора на протяжении трид­цати лет существенно не менялись. Разумеется, ис­торический кругозор расширялся, в орбиту творчес­ких интересов входили все новые и новые имена, не могли не повлиять на В.Н. Ганичева и катастрофи­ческие изменения, происшедшие в стране за этот период.

Но главное осталось неизменным: верность духовным ценностям, которые на протяжении тысячи с лишним лет определяли судьбу русского народа и его культуры, место России в прошлой и будущей исто­рии человечества. Причем не только определяли, но и объединяли «многомерное пространство» страны в ее исторической и географической протяженности, многоликости и неповторимости.

Неслучайно такое внимание автор уделяет поня­тию Русский Дух. Он, по В.Н. Ганичеву, является «единым знаменателем» истории России, объединя­ющим началом национальной государственности и вполне закономерно обусловливает публицистичес­кий пафос книги, ее смысловое и композиционное единство.

Книга «О русском» включает огромный историко-культурный материал: с XIII по XXI век, от Алек­сандра Невского до Александра Сегеня. Столь же необъятна и географическая «протяженность» кни­ги, в которую входят не только путевые очерки «по России» (им посвящен особый раздел), но и рассказ о «русском присутствии» в других частях света – на Афоне, в Греции и т. д.

Особое место в книге занимает работа о станов­лении русского «океанического мышления». Жизни и деятельности великого флотоводца, «росса непобе­димого» Ф.Ф. Ушакова В.Н. Ганичев посвятил це­лый ряд произведений, сыгравших свою роль в про­славлении адмирала в 2001 году Русской Православ­ной Церковью в лике святого праведного воина Фео­дора (память 5 августа и 15 октября). Очерк «Океа­ническое мышление и православное сознание» пыта­ется дать содержательные «ответы на глобальные вопросы современности» (подзаголовок очерка), ведь в основе духовного подвига св. Феодора лежало осо­бое отношение к людям и мирозданию, к морским пространствам и человеческой жизни, чуждое анти­христианским идеям современного глобализма.

Ганичев-путешественник неотделим от Ганичева-историка. Прямо по слову Гоголя: «География состав­ляет одно тело с историей». Вот рассказ о поездке делегации русских писателей по железнодорожной магистрали, стягивающей воедино державное тело России от Санкт-Петербурга до Владивостока, – Транссибу. Вначале идет историко-культурное обоб­щение (геополитическое, экономическое значение Транссиба – в 2001 году ему исполнилось 100 лет), затем повествование о строителях дороги, выдаю­щихся русских инженерах и организаторах (Н.П. Меженинове, К.Я. Михайловском, Н.А. Белолюбском и др.). Завершает очерк о Транссибе дорожный дневник, дающий своего рода срез современной жиз­ни по всему великому маршруту в 7000 км, панорама необъятного «русского пространства» с рассказом о посещении писателями различных достопримеча­тельностей, святых и памятных мест, встречах с местными жителями, юбилейных мероприятиях и т. д.

Этот организационный принцип сохраняется почти во всей книге. «Русские версты» – пространствен­ный и исторический зачин, введение, включающее в себя «историю вопроса», обзор литературы, посвя­щенной России (как русофобской, так и прорусской направленности). Отсюда вполне органично следует переход к рассказу о возникновении идеи Всемирно­го Русского Народного Собора и о главных этапах осуществления этой идеи. Союз писателей России стал соучредителем Всемирного Русского Народно­го Собора (ВРНС) вместе с Русской Православной Церковью, и председатель Союза писателей России (с 1994 г.) В.Н. Ганичев с самого начала является заместителем Главы и сопредседателем Собора, а главой – Святейший Патриарх Московский и всея Руси (сначала Алексий II, в настоящее время – Ки­рилл). На открытии каждого из XVI Соборов (не счи­тая Соборных встреч и Предсоборных совещаний) В.Н. Ганичев выступал с программной речью. В «Русских верстах» помещено и обращение к Пред­седателю Совета по межнациональным отношениям, Президенту РФ В.В. Путину о современном поло­жении русского народа и с конкретными предложе­ниями, выработанными на основе решений Всемир­ного Русского Народного Собора, по изменению на­циональной политики государства.

В книге «О русском» великое множество героев: знаменитых и малоизвестных, православных святых и подвижников благочестия, землеустроителей и кос­монавтов, писателей и композиторов. Рассказывая о «русских людях», В.Н. Ганичев придерживается того же подхода, что и прежде, только теперь авторский взгляд устремлен не по горизонтали, а по вертикали, не в даль неоглядных русских пространств, а ввысь, к заоблачным вершинам, к вечности. Неслучайно одна из частей книги так и называется – «Русские высоты». Это исторические портреты благоверного великого князя Александра (в схиме Алексия) Не­вского («Государственные уроки и спасительные за­веты») и преподобного Сергия, игумена Радонежс­кого, благоверного великого князя Димитрия Донско­го (очерк о двух великих современниках имеет под­заголовок: «Пророк и вождь») и о почти забытом «спа­сителе Руси» в Смутное время преподобном Иринархе, затворнике Ростовском, подвизавшемся в Борисо-Глебском монастыре. И туда же ввысь, к звез­дам, отправился в 1961 г. первый космонавт в исто­рии земли, «неба житель» Ю. А. Гагарин или просто Юра, как его звали в кругу сотоварищей, друзей, среди которых был и В.Н. Ганичев.

Очерки-воспоминания Ганичева о выдающихся современниках (Г.В. Свиридове, М.А. Шолохове, В.М. Шукшине и др.) заслуживают особого внима­ния. В них порой встречаются уникальные сведения, детали, заставляющие по-новому, с неожиданной сто­роны взглянуть на ту или иную историческую фигу­ру. Вот, например, сохраненные в передаче Леонида Максимовича Леонова, слова И. В. Сталина: «Дос­тоевского люблю, потому что учил людьми управ­лять». Или признание «гения отечественной музы­ки» Георгия Васильевича Свиридова: «Я хочу создать миф: Россия. Пишу все об одном, что успею, то сде­лаю, сколько даст Бог».

Знакомством со многими из замечательных рус­ских людей В. Н. Ганичев обязан прежде всего сво­ей деятельности на книжном поприще: в течение де­сяти лет (1968-1978) он возглавлял издательство «Молодая гвардия», где печатались произведения Л.М. Леонова, В.Г. Распутина, В.И. Белова и др. круп­нейших русских писателей. Но вот еще один «рус­ский парадокс».

Молодой гвардией называлась часть император­ской гвардии Наполеона, формирование которой на­чалось в 1809 г. для участия в испанской, а затем и в русской кампаниях. Особенно отличились французс­кие молодогвардейцы в Бородинском и других сра­жениях Отечественной войны 1812 г. (их нередко так­же называли «Легионом демонов»). В 1922 г. поэт Александр Безыменский напишет песню «Молодая гвардия», ставшую неофициальным комсомольским гимном. Тогда же организовывается литературное объединение с таким названием, куда помимо А. Безыменского входили Михаил Светлов, Михаил Шолохов и др., а по решению 5 съезда РКСМ – жур­нал и комсомольское издательство «Молодая гвар­дия». В Великую Отечественную войну совершили свой подвиг краснодонские подпольщики-молодогвар­дейцы. Так замкнулся исторический круг: имя вра­гов России стало именем ее патриотов. А издатель­ство «Молодая гвардия» станет при В.Н. Ганичеве их средоточием, центром русской просветительской деятельности. Этой же цели посвящена его книга «О русском».

О том, что значит «просвещение» в России гово­рил еще Гоголь. «Слова этого, – отмечал он, – нет ни в каком языке, оно только у нас. Просветить не зна­чит научить, или наставить, или образовать, или даже освятить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю при­роду его сквозь какой-то очистительный огонь».

* Ганичев В. Н. О русском / Отв. ред. О. А. Платонов. Институт русской цивилизации. М.: 2013.

Виктор Гуминский


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"