На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Своими словами

Прочитаем книгу

Поэт и писатель Александр Гаврилович Нестругин живёт в сельском районном центре Петропавловка нашей Воронежской области. Читатели главной библиотеки города Россошь знают его лично. Он не однажды встречался с нами. Привозил свои новые книги, читал стихи. Вместе заинтересованно обсуждали услышанное. Сейчас я прочла недавно изданный в Тамбове сборник и открыла для себя Нестругина – прозаика, литературоведа и критика.

Книга называется просто и откровенно – «Своими словами». Ведь написана она, действительно, собственным незаёмным словом. Жаль, но сборник выпущен даже по нашему времени «копеечным» тиражом, мало кому попадёт в руки. Потому, чтобы вы согласились со мной, открываю начальную страницу.

Рассказ «Гуси-лебеди».

«Парадокс: воспитывают нас сказки, а жить-то приходится в жизни, которая так мало похожа на сказку. Но это так, к слову – уж очень сказочное оно, заметное – то, что в заголовке…

Рыбачил этой осенью на Дону, под Монастырщиной. На высоком правом берегу испуганные домишки повдоль обрыва, дальше элеватор, широкими каменными лапами ухвативший крепко этот самый обрыв. Напротив элеватора, у выхода из ямы – мелководье песчаное, переходящее в заросшую кувшинками заводь. На мелководье том гуси домашние гоношатся, плавают кругами, кугыкают возмущённо. А в заводи, метрах в двадцати от гусиного шаюгана, гляжу, - лебеди!..»

Правда, вроде не читаешь, а слушаешь интересного собеседника. Его речь не отпускает тебя. Завораживает. Своими глазами видишь нарисованную словами картину. И хочется видеть, знать: что же дальше?

Первый раздел так и называется – «Если вглядеться…» В этой части книги собраны крохотные рассказы о вроде бы обыденных мгновениях нашего бытия.

Вместе с писателем всматриваешься в текущую повседневность.

Вагонное купе. Случайные попутчики. У каждого своё «необходимое». Газета, чтобы уединиться за раскрытыми листами. Книга, чтобы сразить модным именем на обложке. А соседка взяла вязание. У неё в руках «серая нить текла и текла, похожая на дорогу». Вот она-то, нить, будто волшебного клубка увела тебя полем, степью, через луг «в самое детство», в самое начало жизни. А клубок-то ещё большой. Что утишало тревогу в душе. Воспоминания о родном и дорогом возвращали и укрепляли в тебе уверенность и спокойствие.

Любимая автором древняя страсть – рыбалка. Ведь, действительно, о чём только не передумаешь, глядя на спокойную, а порой и не очень, водную гладь в ожидании клёва. Сегодня нередко встреча с природой не столько радует, сколько огорчает тебя. О нашем собственном хамском поведении в окружающем мире криком кричать хочется. «Поехал я на рыбалку, далёконько забрался, под Белую Горку. Там-то думаю, хмельного люда, матерком сыплющего да швыряющего на лёд пустые бутылки, не будет. И точно – никого». Обратный путь домой - через озеро Немереж, «оттепель, вдруг подлещик пошёл?». «На льду бутылки, окурки, пакеты, бумага намокшая – смотреть противно, не то, что ловить. Как же, популярное место отдыха. Нельзя разве убрать за собой? А ещё проще – не свинячить, тогда и убирать ничего не надо будет». В рассказе «Русская рулетка» не набившая оскомину многим «мусорная» тема главная, речь даже не о любимом рыбацком увлечении. Вместе с писателем задумаемся и поразмыслим: почему человек так любит испытывать свою судьбу? Жизнь дана нам один лишь раз, для чего её подвергать ненужной опасности? Вот и Борис, земляк, решил ловить «на той стороне Дона, под кручей». Нипочём ему трещины на льду, сильное течение в промоинах на средине реки, донные родники. Заскользил-засеменил навстречу гибельной опасности. Пронесло. Беды в этот раз, к счастью, не случилось. «Вот дурень…» – только вымолвил автор, а вслед за ним и читатель. И тут же схожая картина на озере: безумные мотогонки. Разве не знали местные ребята, какие с хмельной головы выехали с разгону на тонкий лед на мотоцикле, что на той речной яме вода замерзает только в самые сильные морозы. Утопили свой старенький «ИЖ» с коляской, благо, сами выбрались из полыньи. Тоже повезло. Хоть пешком, но живыми домой вернутся.

«Значит это и есть русская удаль: револьвер, один патрон, крутануть барабан вслепую – и дуло к виску?

Или - с разгону на тонкий лёд?

Нет, не удаль это и не дурь даже, а подлость, предательство… Уже потому хотя бы, что нас, русских, с каждым годом чуть ли не на миллион меньше становится.

Русская судьба…»

Кто из нас не встречался со схожей ситуацией. Повседневно, не на озере, а на городской, скажем, улице. Где будто смертники - водитель лихо нарушает все правила движения, а пешеход кидается под колёса. Поворчим про себя. И – пошли – поехали дальше. А писатель вынес такой приговор, припечатал такой неожиданной справедливой мыслью, что ещё долго эта картина в глазах стоит – две тёмных фигуры на мокром льду по обе стороны полыньи.

В этом ведь и сила пронзительного художественного слова: призвать человека загодя, на упреждение оценивать свои действия.

Небольшие повести «Донские сазаны», «Стерляжий мыс», «Поклон охоте» - окно в природу, о которой Нестругин пишет с такой искренней любовью, что веришь ему, она и есть наше диво дивное. Погружение в природу, согласимся с автором, есть постижение родины.

Во втором разделе книги «От Москвы до самых до окраин»: имена, книги, литературные события» нас ждут новые открытия. Даже среди тех, кто любит книгу, бытует мнение, что сегодня нет «хороших и разных» русских поэтов, прозаиков. Александр Гаврилович доказательно отвергает эти утверждения обзором современной литературы. Он рассказывает о жизни и творчестве поэтов – уральца Алексея Решетова, Светланы Сырневой из Кирова – Вятки, Евгения Семичева из Самары, сибиряков Юрия Перминова, Владимира Макарова, прозаиков Любови Ковшовой из Сарова Нижегородской области, Сергея Филатова из Бийска Алтайского края и иных.

С теплотой сердечной читает Нестругин тех, кто близок ему по духу, по слогу.

«В журнальной публикации (кажется, это журнал Юность») обозначено имя, которое мне ничего не говорит – Николай Дмитриев. Наверное, мы с ним чем-то похожи – иначе откуда бы взяться при первом знакомстве с текстом чувству родственной вовлечённости, радостного узнавания?»

То было первое знакомство. В начале семидесятых. Как говорит сам Александр Гаврилович, даже для него, начинающего тогда «стихописца», все нестыковки, которые звучали в том, впервые попавшемся на глаза стихотворении этого автора, – откуда старая прялка, которой разжигали костёр, и что это за место, где не было ни щепки на сотни вёрст вокруг, и кто те самые люди, которые откуда-то возвращались усталые и злые, – были очевидны. «Но странное дело: при явной условности созданного в этом стихотворении художественного мира, во взгляде автора я не видел и крохотного отсвета фальши: он действительно видел это. Как Александр Грин, писавший об алых парусах, о несуществующих городах и странах».

Для Нестругина - Николай, Коля, как его по праву ровесника ныне называет автор книги, - был всегда впереди в поколении тех, что «в пятидесятых рождены». «Труднее всего идущему впереди. Не только потому, что он приминает снег, приминает плечом, смиряет самый яростный порыв ветра. Он идёт впереди, и потому должен знать, куда торить путь, должен – вывести. Остальные идут за ним, зная одну заботу: ступать след в след».

И литературный критик уже вовсе как бы и не критик. Поэт ему друг, почти родной человек. Сборник стихов Николая Фёдоровича Дмитриева неразлучно под рукой.

«Как близко, как дорого мне всё это было… Через несколько месяцев, окончив университет, я, молодой - зелёный, уехал работать следователем прокураторы в отдалённый сельский район. Осень, глушь, ранняя темнота, съёмный угол в чужом доме, ни друзей, ни знакомых. Но потянешься таким вот неласково-долгим вечером к стопке книг на столе, найдёшь на ощупь заветную – и вот он, Коля Дмитриев, перед тобой, с чуть виноватой своей улыбкой.

Он не утешает, он просто рассказывает тебе о жизни – разве о своей только?

За окном просёлок хмурый

Да кротами взрытый луг.

Я – полпред литературы

На пятнадцать сёл вокруг.

 

Много теми, много лесу,

Всё трудней приходят дни,

А в дипломе что там весу –

Только корочки одни!

И становится легче, ведь ты уже не одинок.

Так пережили мы с Колей те тёмные ночи и трудные дни…»

Николай Дмитриев был другом, он «стал всё чаще заходить в гости – публикациями в альманахе «Поэзия», новыми книгами. Так и идём вместе по жизни – и теперь, когда его уже нет на этом свете…»

О близких по духу соратниках, своих земляках - поэтах, прозаиках, литературных критиках - о творческих трудах и жизненных вехах пишет Нестругин в третьей части книги – «Воронежские зарницы».

Речь о классиках нашей литературы – Алексее Кольцове, Егоре Исаеве, Алексее Прасолове.

«…Алексей Кольцов принадлежит не только литературе. Это явление народной жизни, причём не усреднено-абстрактной европейской, а именно русской. С присущей ей необъяснимой для человека иной культуры неотстранённостью от всякого страдания, широкой натуры, прочной укоренённостью в земном – и неистребимым порывом к небесному. И всякий, кто осознаёт себя частью русского имени, не может не осознавать, не чувствовать сердцем своего кровного родства с поэтом».

Ёмко ведь сказано и, главное, «своими словами». Как и о поэтах – наших современниках.

«Нынче он стоит там, на высоком холме, рядом с известными, знаменитыми. Но когда я вновь пытаюсь разглядеть его силуэт на фоне вечереющего простора русской литературы, то замечаю, что стоит он по-прежнему в стороне от других, особняком. Так жил, таким решил остаться и в посмертной славе.

Прасолов… Алексей Прасолов…»

«Егор Исаев о своей жизни сказал так:

Как человек, я не свалился с полюса.

Имею право собственного голоса,

Имею право собственного шёпота.

Дружу с мечтой и поклоняюсь опыту.

А если что – иду с копьём на змея.

Я – человек, Я с детства честь имею.

В сенокосную июльскую пору 2013 года ушёл от нас поэт в небесные луга-покосы, ушёл навсегда. Но в строках этих и сегодня ничего не нужно менять, в них всё – и судьба, и голос, и время – настоящее, не прошедшее. И никто их, строки эти, не сможет оспорить».

А ещё – читателя ждут встречи с Геннадием Лутковым, Станиславом Никулиным, двумя Юриями Бобоней и Доброскокиным. Кто-то, возможно, числит их книги по разряду «уездной, провинциальной» литературы. Но настоящая поэзия, проза в географических определениях не нуждается. У неё всегда столичный уровень.

Ирина Кудрявцева (Россошь Воронежской области)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"