На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Нахимов: воин, труженик, христианин

Новая книга об адмирале

В русской истории есть немало полководцев и флотоводцев, обладавших обаянием нравственной силы, харизмой благородной души. Именно теми качествами, которые нужнее всего на войне, в бою, когда жизнь и смерть перемешаны в едином мгновении, когда не только слова и приказы, но сама личность военачальника – залог неимоверных подвигов огромной массы солдат и матросов. Таковы были наши национальные герои Ушаков, Суворов, Кутузов, таков был и Павел Степанович Нахимов. 

Документальные свидетельства о Нахимове хорошо помогают ощутить поразительное обаяние этого человека, всю жизнь отдавшего морю и службе. Человека, для которого, по отзывам знакомых, «его собственное я положительно не существовало», а все силы души посвящались заботе о ближних: об офицерах и матросах, составлявших его семью, о раненых и убитых, о кораблях, которые были для Нахимова как собственные дети. Невозможно не почувствовать духовную силу его личного мужества, которое было не чем иным, как тем же попечением о людях, об их моральном состоянии, об их готовности до конца исполнить долг. 

На протяжении всей книги автор, историк и писатель Наталья Петрова, иллюстрирует свидетельствами очевидцев эту нравственную силу Нахимова. А в главах, посвященных защите Севастополя, – его пребывание на высоте религиозной, христианской. Его личная духовная жизнь в те девять месяцев, когда он был «душой обороны» Севастополя, стала предельно напряженной, сосредоточенной не только на воинском долге, но и на исполнении евангельских заповедей – абсолютно естественном и беспафосном, столь присущем натуре адмирала. 

Эта биография Нахимова уже третья в серии «Жизнь замечательных людей» – после двух вышедших в советский период. Иное время, накопившиеся документальные публикации, архивные «раскопки», произведенные автором, требовали нового жизнеописания прославленного героя, иного подхода к частностям его личности и судьбы. 

Книга пересыпана множеством ранее неизвестных или малоизвестных подробностей, открывает незнакомые страницы жизни Нахимова. Например, дело о декабристах, к которому он был привлечен в качестве свидетеля. В советское время эту тему в судьбе Нахимова и не могли педалировать, потому что… к декабристскому и любому иному бунту против власти он относился отрицательно. Прожив два года во время кругосветного плавания в одной каюте с Д. Завалишиным, будущим соучастником бунта декабристов, Нахимов (как и большинство флотских офицеров, к их чести) не склонился к духу ниспровергательства, которые так любы были мятежникам с Сенатской площади. Когда читаешь допросные листы лейтенанта Нахимова, невольно напрашивается сравнение его показаний с обильными словоизлияниями «героев» 14 декабря. Те на допросах признавались в чем угодно – что было и чего не было, оговаривали и топили друг друга. Нахимов в своих ответах на неприятные вопросы следователя скуп, сух, не отрекается от дружбы с Завалишиным, утаивает неловкие и бросающие тень на бывшего сослуживца подробности. В то время Нахимову всего 22 года, но это уже зрелая личность, со сложившимися понятиями о жизни, о том, что нравственно, а что нет. Он из породы созидателей и тружеников, а не разрушителей и кровавых прожектёров. 

Именно в качестве труженика Нахимов открывается в книге в новых подробностях, в новом свете. С его именем, к примеру, связано несколько случаев применения новаций не только в морской практике, но и в инженерных работах, передовых для того времени. Это и долгая, трудоемкая установка «мертвых якорей» в Цемесской бухте, где впоследствии вырос Новороссийск: бухта во время сильнейших ветров, боры, была гибельна для кораблей, а с мертвыми якорями, к которым цеплялись судовые якоря, стала безопасна. Это и подъем затонувшего венного корабля со дна той же бухты – дело для тех времен новое, сложнейшее. Это и первая в истории погрузка угля на пароход в открытом море – по смелому решению Нахимова. 

Что известно широкой читающей публике о Нахимове по прежним биографиям? Кругосветка, Наваринское сражение с турками, Синопский разгром тех же турок, оборона Севастополя. По большому счету, всё. Но жизнь Нахимова гораздо богаче и разнообразнее. Мы видим его конструктором корабельной оснастки; одним из руководителей изнурительного крейсерства у кавказского побережья – для защиты русских крепостей от турок и горцев во время Кавказской войны; созидателем Морской библиотеки Севастополя; участником разработки нового Морского устава. Даже пациентом немецких клиник (считавшихся лучшими в Европе), чьи доктора так усердно врачевали Нахимова, что он сделался как тот евангельский расслабленный на одре. И все-таки, сбежав невылеченным от эскулапов и немощей, он нашел в себе силы блистательно служить Отечеству еще более полутора десятков лет.  Но главное – видим Нахимова-христианина. Совершенно невозможная ипостась национального героя в биографиях прежних, не столь давних времен. Автор книги честно показывает религиозную эволюцию своего героя: от индифферентного к великопостному говению юного мичмана до склоняющегося пред волей Божьей адмирала. Свежий выпускник Морского корпуса в то время, по-видимому, и не мог иметь иной образ мыслей, нежели религиозное вольнодумство. В книге на этот счет приводится свидетельство святителя Иннокентия (Вениаминова), познакомившегося с Нахимовым и прочими участниками кругосветки в Русской Америке. Но можно привести и другое свидетельство, старшего современника Нахимова моряка С.И. Яновского, кончившего жизнь монахом: «Воспитывался я в Морском корпусе; знал многие науки и много читал; но, к сожалению, науку из наук, т. е. Закон Божий едва понимал поверхностно и то теоретически, не применяя к жизни, и был только по названию христианин, а в душе и на деле вольнодумец, деист; как почти все воспитывающиеся в корпусах и в казенных заведениях…». У Яновского был учитель православия – преподобный Герман Аляскинский. Для Нахимова таким учителем веры, очевидно, стала сама военно-морская жизнь, ее испытания. В конце концов его чистая душа не могла не потянуться к Богу, подателю всех благ человекам, о которых так пёкся-ревновал и сам Нахимов. 

Удивительный факт: единственный прижизненный портрет Павла Степановича набросан В. Тиммом украдкой в храме, на богослужении. «В это время, как я рисовал Нахимова, как нарочно, он молился с большим усердием и клал частые земные поклоны», – признавался позднее Тимм. Так благодаря неделикатности художника мы имеем изображение не просто Нахимова в момент его героической миссии по защите Севастополя, а адмирала-христианина, абсолютно верующего, смиренно молящегося Богу. 

А миф, будто Нахимов, якобы впавший в тоску после затопления флота в бухте, намеренно искал на бастионах Севастополя смерть? Не смерти он искал, но целиком и полностью вверил свою жизнь Богу: «ведь на все воля Бога, и ежели Ему угодно будет, то все может случиться: что бы вы тут ни делали, за что бы ни прятались, чем бы ни укрывались, ничто бы не противостояло Его велению», – вот его слова. Да и о состоянии духа солдат и матросов он думал: его неснимаемые золотые адмиральские эполеты, мишень для вражеских стрелков, должны были поддерживать в них веру в победу. 

Сама Крымская война, как ее позже назвали, была для Нахимова священной битвой за веру, в защиту православия. Погибших прежде него адмиралов-соратников Корнилова и Истомина он почитал мучениками за веру. Свою пулю в голову, свою последнюю муку за веру, Павел Степанович принял в тот час, когда шла всенощная служба праздника апостолов Петра и Павла, дня его именин: Господь удостоил Нахимова такого дара.

Хотя тема христианства и личной веры Нахимова занимает в книге не столь уж много места, для автора она важна. Об этом говорят и рассыпанные по страницам исследования подробности, связанные с церковным бытом моряков и особенно защитников Севастополя. Походные иконостасы с лампадками в землянках бастионов, севастопольские монахи – участники боевых действий, говение моряков и солдат Великим постом в осажденном городе с особым «сокрушением сердечным»…

Совершенно заслуженно это издание стало лауреатом церковного конкурса «Просвещение через книгу» в номинации «Духовно-патриотическая книга».

 

* Петрова Н. Г. Нахимов. М.: «Молодая гвардия», 2019. 415 с. – (Жизнь замечательных людей.)

Наталья Иртенина


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"