На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Автору «Сиониды»

В Воронеже поставят памятник пламенному сионисту

Проходя мимо вечно скорбящего бронзового Ивана Никитина 29 сентября 2015 года и  направляясь   на  отчетно-выборное собрание Воронежской региональной общественной организации «Союз писателей России» невольно задумался,  почему поэт у читающей публики так прочно ассоциируется с печалью? Почему из Никитина вылепили образ немощного и безутешного страдальца?   Ведь   «Песнь невеселая, правда тяжелая!» в творчестве поэта звучит не чаще чем стихи мужественные, призывающие к борьбе за Русь державную, православную.  При советской власти Никитин стал своеобразной иллюстрацией тяжелой народной доли во времена проклятого царизма.  Но почему уже в демократические времена так и не раскрылся Никитин – певец монархических настроений, певец православной Родины? Неужели потому что в своих стихах Иван Саввич не был особенно политкорректен. В свете событий на Ближнем Востоке,  в  актуальном сегодня стихотворении  «Война за веру» Никитин задает отнюдь не  риторический вопрос: «Скажите нам, враги поклонников креста!//Зачем оскорблены храм истинного бога// И Древней Греции священные места,- //Когда жидовская спокойна синагога?»

…Еще по дороге в особняк по адресу. Никитинская, 22,  где размещается,  судя по вывеске Дом литератора,  и где квартируют писатели, увидел место,  которое готовится для установки памятника Маршаку. На фоне красивого здания, во вновь разбитом сквере Самуил Яковлевич, благодаря своему происхождению и стечению обстоятельств займет, пожалуй, лучшее место в городе.  Из знаменитых наших земляков, последних увековеченных в бронзе, кто может похвастаться, что ему в этом смысле повезло? Бунин, которого воткнули вопреки смыслу самой скульптурной экспозиции на проходную аллею  рядом со зданием областного суда? Представляю,  как некомфортно себя чувствует дух русского писателя, чурающегося всякой казенщины, рядом с домом  с такой аурой? Платонов, которого вообще засунули под забор, как будто он только что перелез через него и решил  о себе напомнить («Без меня народ неполный!),   хотя тут как раз требовался  простор,  широкая улица? А Маршаку вот тебе и центр города, и фон великолепный, и сквер…

 С такими мыслями и попал я к своим коллегам на собрание.

Но Маршак, оказывается, и в Доме литераторов   не дал о себе забыть. Самая  большая  комната, где собственно и проходили собрания и поэтические встречи  была занята игрушечным паровозом…. Оказывается, еще  8 июня под патронажем жены губернатора Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина «открыл для детей свое подразделение «Дом Тюриных» (ул. Никитинская, 22). В здании,  разместилась интерактивная игровая выставочная площадка по переводам Маршака «Где ты была сегодня, киска?» Выставка является интерактивной.  Вместе с экскурсоводом дети могут разыгрывать английские песенки и считалки, переведенные Маршаком. Для детей старшего возраста предполагаются занятия на английском языке. Сборно-разборные игровые модули позволяют раскрыться воображению и творческому потенциалу детей...  Когда я позвонил в музей на этот счет, мне ответили, что интерактивная выставка  временная потому как помещение, не приспособленное и требует ремонта..

Но это не помешало, как я узнал из отчета председателя правления реготделения СП России Виталия  Жихарева, бывшему руководителю департамента культуры Елене Ищенко в буквальном смысле гнать писателей в шею из Дома Тюриных.  Вывеска,  что именно этот особняк является Домом литератора,  давно не отвечает действительности. Писатели здесь ютятся на птичьих правах… Новый руководитель департамента Эмилия Сухачева, правда,   позволила пока писателям собираться здесь и обещала решить вопрос с помещением. Но, как мы знаем, в культуре у нас давно рулит триумвират Гордеева-Бычков-Табачников. В силу этнических симпатий этой троице ближе отделение россиянского Союза российских писателей, которое всячески    обласкано.    Вот почему попытки Жихарева (он лично обращался и к Алексею Гордееву и к его супруге)  добиться для Дома литераторов юридического лица по примеру и других регионов и по примеру существующего на этих условиях воронежского Дома журналистов ни к чему не привели. Когда дело дошло до на тот момент руководителя профильного департамента Максима Увайдова, последний просто грубо отказал. Да и, согласитесь, очень трудно заподозрить именно Увайдова в любви к русской литературе.

Не знаю,  как будут развиваться события далее, но пока есть планы в доме, где размещается журнал «Подъем» открыть музей Бунина. А редакцию вместе с писательской организацией  разместить в Доме офицеров. Дай-то Бог, как говорится. Но замечу, такого пренебрежения со стороны областной власти  воронежская  писательская организация,  в рядах которой состояли люди,  прославившие наш край на весь мир,  не знала за всю свою историю. Да и наши все коллеги из регионов Черноземья находятся в гораздо более комфортных условиях.  То есть, если говорить в целом, с момента статьи «Как изрусела воронежская культура» (http://www.eizh.ru/articles/sotsiosfera/kak-izrusela-voronezhskaya-kultura/) фактически ничего не поменялось. Русофобский тренд продолжается. И тому свидетельство не только отношение к русским писателям региона.  Но фоне  уважения проявленного к Самуилу Яковлевичу, а в его честь кроме всего прочего затевается детский  театральный  фестиваль МАРШАК (вопрос  рассматривался на оперативном совещании губернатора),  который пройдет дни осенних каникул,  уместно сравнить, к примеру, отношение властей к Алексею Суворину. Но сначала о  Маршаке. 

Самуил Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Отец его, Яков Миронович, работал мастером на мыловаренном заводе. Мать, Евгения Борисовна Гительсон, была домохозяйкой. Фамилия «Маршак» является сокращением, означающим «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» (отличная  надпись на воронежский памятник!)  и принадлежит потомкам этого известного раввина и талмудиста. Раннее детство и школьные годы Самуил провёл в городке Острогожске. Учился с 1898 года в Острогожской гимназии. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии. Стихотворения 15-летнего Маршака публиковали в журнале «Еврейская жизнь». Он переводил еврейские стихи, перевел и Шир а-Ширим («Песнь песней»). Юный Маршак – активист еврейских благотворительных организаций. Он переводит гимн еврейского рабочего движения.

Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки Владимира  Стасова, известного русского критика, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова Самуил переезжает в Петербург и учится в петербургской 3-ей гимназии. На даче у Стасова  в 1904 году Маршак встретился с Горьким и Шаляпиным. Печататься Маршак начал в 1907 году, опубликовав сборник «Сиониды», посвященный еврейской тематике. Одно из стихотворений было написано на смерть Теодора Герцля, основателя  Всемирной сионистской организации, основоположника идеологии политического сионизма. Напомним, что в 1975 году  ООН своей резолюцией  квалифицировала сионизм как «форму расизма и расовой дискриминации». В ООН отменили резолюцию только после очередной русской революции  1991 года, в которой , как известно опять как и в 1917 году активное участие принимали евреи.

В 1911 году Самуил Маршак с группой еврейской молодежи совершил путешествие по Ближнему Востоку: из Одессы они отплыли на корабле, направляясь в страны Восточного Средиземноморья – Турцию, Грецию, Сирию и Палестину. Маршак поехал туда корреспондентом петербургской «Всеобщей газеты» и «Синего журнала». Эта поездка навеяла и такие лирические строки:

Снится мне: в родную землю

Мы войдем в огнях заката

Запыленную одеждой,

Замедленную стопой.

И войдя в святые стены,

Подойдя к Ерусалиму,

Мы безмолвно на коленях

Этот день благословим.

Как говорит   старший внук поэта Алексей Сперанский-Маршак о том что  " Самуил Яковлевич Маршак был пламенным сионистом» мало кто знает. Сперанский-Маршак уехал  в Израиль из Москвы 20 лет тому назад и все эти годы собирает  информацию о знаменитом родственнике.  По его словам,   дед еще в юные годы увлекся идеями сионизма. В  1905-1906 годах он сблизился с еврейской молодежью, выпускавшей журнал "Молодая Иудея", и даже перевел с идиша поэму Хаима Нахмана Бялика "Последнее слово". Позже Маршак примкнул к левосионистскому движению "Поалей-Цион" и вел нелегальную работу среди студентов, публиковался в газете "Еврейская рабочая хроника" и журналах "Еврейская жизнь" и "Еврейский мир". 

Маршак,  как теперь выясняется,  поэт, обласканный советской властью, глубоко внутри осознавал себя евреем всю свою жизнь.  Хотя и не афишировал это. Когда поэт Арон Вергелис  принес Маршаку «Сиониды» и сказал: "Вот Ваша первая книжечка" Самуил Яковлевич   был до крайности озабочен: "Голубчик, неужели я не все уничтожил?.."  Любопытно, что советские евреи, не знавшие о преданности Маршака еврейским корням писали ему укоризненные письма. Автор книги о  Маршаке в  архиве  нашел письмо, в котором почитатель таланта  «большого поэта» выражает  «глубочайшее сожаление по поводу того, что на протяжении всей творческой деятельности» Маршак   не подарил « современникам и будущему потомству ни одного произведения своему еврейскому народу...»

 Сложными  были для Маршака годы "борьбы с космополитизмом". Вначале 50-х в центральной печати был опубликован политический памфлет "об евреизации" русской детской литературы:
А входил в обойму кто?

Лев Кассиль, Маршак, Барто.

Шел в издательство косяк

А. Барто, Кассиль, Маршак.

Создавали этот стиль –

С.Маршак, Барто, Кассиль...

В начале 60-х годов ХХ века, когда разгорелись страсти вокруг стихотворения Евтушенко "Бабий Яр", среди  критиков  поэта оказался русский поэт и писатель  Сергей Марков.  Маршак написал стихи "Мой ответ Маркову":

Был в царское время известный герой

По имени Марков, по кличке "второй".

Он в Думе скандалил, в газете писал,

Всю жизнь от евреев Россию спасал.


Народ стал хозяином русской земли,

От марковых прежних Россию спасли.

И вот выступает сегодня в газете

Еще один Марков, теперь уже третий.

Кстати, кроме того,  что Сергей Марков автор замечательных романов и стихов,  он историк, географ, путешественник, архивист, этнограф. Самые знаменитые его строчки: «Знаю я - малиновою ранью //Лебеди плывут над Лебедянью, //А в Медыни золотится мед…» Кстати, именно по его инициативе  восстановлена Триумфальная арка в Москве в память о победе над Наполеоном. Но кто сегодня вспомнит о Маркове? Он и сам предсказал свою судьбу в стихотворении «Юрод Иван» в 1926 году: «Над Угличем несутся облака,//В монастырях торжественное пенье,//Юрод Иван, посаженный в ЧК,// Испытывает кротостью терпенье». Не так ли и сегодня? Большинству русских все только грезится горящая могила Аввакума…

А между тем смотрите, как споро, прямо  мгновенно,  решился вопрос с памятником Маршаку в Воронеже.  Это притом, что основателю города воеводе Сабурова памятник так и поставили. Решение по памятнику Лермонтову тоже отодвинули. Не говоря уже о том, что прежде надо было подумать об Афанасьеве и Суворине, и о  Чехове. А вот проект памятника Самуилу Маршаку уже готов и получил одобрение городской комиссии по культурному наследию. Решено, что монумент будет установлен в центре города, недалеко от дома, где поэт жил в 1916–1917 гг. Городские власти готовы выделить часть суммы на изготовление и установку памятника, оставшуюся же часть по версии официальной прессы  «жители Воронежа  собирали  собственными силами». «Большой и реальный шаг к установке памятника Самуилу Маршаку был сделан на благотворительном вечере «Воронеж — Маршаку», который состоялся в Воронеже при поддержке объединения крупнейших предпринимателей региона «Лидер» (вернее, его «Женсовета»). Положительную роль сыграла не только поддержка меценатов, но и власти. На вечере присутствовал губернатор Воронежской области Алексей Гордеев с супругой Татьяной, по чьей инициативе и было организовано мероприятие». Напомню, что Гражданское собрание «Лидер» это клуб воронежских олигархов-миллиардеров. Именно от его женсовета была выдвинута на руководство региональной общественной палатой неизвестная дотоле Неля Пономарева.  После вечера был еще и аукцион,  и в итоге на счет будущего памятника Маршаку поступило еще  два миллиона. Ни одному русскому литературу,  уроженцу земли воронежской вовек не дождаться такого внимания. Такое впечатление, что те, кто лоббирует интересы пламенного сиониста спешат максимально эффективно воспользоваться открывшимся окном возможностей… Когда можно и чиновников выстроить, и худсовет заставить проголосить как надо, и миллиардеров «прогнуть» на «бабки»…

Конечно, спору нет, Самуил Маршак талантливый детский писатель и переводчик, человек своего времени, при жизни часто вынужденный приспосабливаться . И если вспомнить его «Сиониды», то памятник ему перво-наперво более уместен где-нибудь под Иерусалимом в коленопреклоненной позе. А затем, когда мы вспомним всех, тех смоковница, чьей печали всегда цвела на этом берегу, можно было бы отдать дань и Самуилу.

 Ведь,  в  самом деле,   какой же поэт был Самуил Маршак? Русский, еврейский, советский, русско-еврейский? И что напишут на его памятнике? Нам то неведомо. Русских об этом никто не спрашивает.  Русским теперь,  как и евреям во времена погромов в начале ХХ  века обороняться нельзя. Потому что штемпель, который разрешает нам говорить  о своих героях и пророках не в русских руках.

Вот недавно умер замечательный русский советский писатель, литературовед, переводчик  Дмитрий Жуков. Его сын, между прочим, Александр Жуков -   заместитель председателя Правительства России, председатель Олимпийского комитета России. Но  это не помешало  ТВ и центральной прессе замолчать уход из жизни популярного и читаемого писателя. А все потому, что совместно с режиссёром Борисом  Карповым в качестве сценариста он принимал участие в создании пропагандистского антисионистского фильма «Тайное и явное» ( его легко можно найти в инете)  и подписал в  1990 году «Письмо 74-х» против русофобии.

Ну а теперь о Суворине. Как вы знаете, Алексей Гордеев во время визита в Петербург даже предложил поставить ему памятник в городе, где он прославился и взошел на вершины русской политики. И, после этого, казалось бы,  логично было решить,  наконец,  вопрос о присвоении Воронежскому областному училищу культуры, что находится в Боброве , имени Суворина. Все документы на этот счет готовы. Именно на территории этого училища стоит первый в России памятник знаменитому нашему земляку. И с 2007 года регулярно в день рождения Алексея Сергеевича  у памятника собиралась бобровская общественность Боброва  и гости из Воронежа , чтобы отдать дань  памяти великому русскому издателю, журналисту  и общественному деятелю. Увы, на этот раз о Суворине забыли…. По-видимому,  Алексею Гордееву его  друзья-россияне «объяснили», кто такой Суворин. Впрочем, на сей раз, и во время визита в Воронеж  делегации Санкт-Петербурга во главе с вице-губернатором Владимиром Кирилловым,  которая побывала у нас  с культурно-деловой миссией,  речь о Суворине  не шла…  Не политкорректная,  по-видимому,  Алексей Сергеевич  фигура. В итоге как писал в своей  замечательной  статье «Штемпелеванная культура». Андрей Белый  «власть "штемпеля" нависает над творчеством» а «национальное творчество трусливо прячется по углам». И чтобы уже совсем был ясен смысл сказанного процитируем самую концовку статьи Белого:  «И протестом против их гегемонии во всех областях культурного руководительства должны подчеркнуть мы, что они народ иной, чуждый задачам русской культуры; в их стремлении к равному с нами пониманию скрытых возможностей русского народа мы, безусловно, против них.  Русское общество должно,  наконец, понять, что навязываемая ему "штемпелеванная культура" -  не культура вовсе». 

Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"