На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Русское знамя альтернативной экономики

Исполнилось 160-лет великому экономисту, мыслителю и гражданину

Сергей Федорович Шарапов (1.06.1855 – 9.07.1911) – русский экономист, военный и политический деятель, издатель, публицист. Родился 1 июня 1855 года в имении Сосновка Вяземского уезда Смоленской гу­бернии в родовитой дворянской семье. По окончании 2-й Московской военной гимназии (которую окончил с отличием) продолжил образо­вание в Николаевском инженерном училище в Санкт-Петербурге, ко­торое вскоре был вынужден покинуть из-за болезни матери, не кон­чив полного курса, но получив специальность сапера. С началом осво­бодительной войны на Балканах Шарапов отправился добровольцем в Боснию. Работал в качестве парижского корреспондента ведущей российской газеты «Новое время».

Вернувшись осенью 1878 го­да на родину, он вышел в отставку и занялся сельским хозяйством, поселившись в Сосновке. Про­славился как изобретатель плугов новой системы, которые с успе­хом экспонировались на многих выставках (получил 16 наград, в том числе 10 первых). Он явил собой пример той части дворян­ского сословия, которая не рас­терялась в условиях реформ, на­чавшихся в эпоху Александра II, и показала свою способность ве­сти хозяйство в новых условиях (а не продавать и закладывать зем­ли «новым хозяевам» жизни и ве­сти праздный образ жизни в за­границах). В Сосновке им был по­строен прекрасный двухэтажный дом, куда он любил приезжать из Москвы и Петербурга и в котором были написаны многие его ста­тьи, книги, романы.

В нескольких километрах от Сосновки находилась деревня Заборье. Там была организова­на система каскадных прудов, где разводили рыбу, в том числе и осетров. В Заборье был пре­красный храм Преображения Го­сподня. Сергей Федорович ока­зывал помощь в благоустрой­стве храма. На кладбище этого храма он был похоронен летом 1911 года.

С.Ф. Шарапов работал в жур­нале «Русская беседа», создал и выпускал газету «Русский труд» (в 1897—1902, с перерывами). Издал «Московский сборник» (1887), куда вошли произведе­ния М.Д. Скобелева, А.А. Кирее­ва, Ф.М. Достоевского, И.С. Ак­сакова и др., и сборник « Теория государства у славянофилов» (1898), включавший труды И.С. и К.С. Аксаковых, А.В. Василье­ва, А.Д. Градовского, Ю.Ф. Сама­рина. Автор книг: «Министерство земледелия и его задачи в Рос­сии» (1882), «Будущность кре­стьянского хозяйства» (1882-83), «По русским хозяйствам» (1881), «А.Н. Энгельгардт и его значение для русской культуры и науки» (1893), «Франция и славянство» (1894), «Бумажный рубль» (1895), «Как ликвидировать золотую ва­люту» (1899) и других.

В плане государственного строительства свои надежды Шарапов связывал с сильным государством, которое, опираясь на систему самоуправ­ления, смогло бы добиться «при­ведения капиталистического по­тока в некоторые рамки». У него был свой проект устроения «на­ционального, исторического рус­ского земско-самодержавного строя». На этот счет он писал: «История и наша печальная дей­ствительность учат, что чем слож­нее становится бюрократическая машина, чем более звеньев от­деляет верховную волю от на­рода, тем большие препятствия сопровождают применение этой воли, тем труднее поддержание в полной исправности правитель­ственного механизма...»

Идеалом Шарапова была не­зависимая от западных стран развитая экономика, регулиру­емая сильной самодержавной властью, имеющей традицион­но нравственный характер. Да­же покупательная стоимость ру­бля, по мнению Шарапова, долж­на оставаться на нравственном начале всенародного доверия к единой, сильной и свободной верховной власти, в руках кото­рой находится управление де­нежным обращением.

Шарапов был убежден, что са­модержавное государство долж­но играть в экономике ту роль, какую на Западе игра­ют крупнейшие банки и бир­жи. Такое государство ограни­чивает возможности хищной, спекулятивной наживы, созда­ет условия, при которых парази­тический капитал, стремящийся к мировому господству, уже не сможет существовать.

Вместо шаткой и колеблю­щейся золотой валюты, связан­ной со всеми неурядицами ми­рового рынка, Шарапов предла­гал введение «абсолютных де­нег», находящихся в распоряже­нии центрального государствен­ного учреждения, регулирующе­го денежное обращение. Введе­ние абсолютных денег ликвиди­рует господство биржи, спеку­ляцию, ростовщичество. Шара­пов не был противником частно­го предпринимательства, но счи­тал, что оно должно носить про­изводительный характер, увели­чивая народное богатство.

Анализ произведений С.Ф. Ша­рапова показывает, что большин­ство его идей о государственном устройстве страны, организации денежного обращения, структу­ре кредитной системы хоть и яв­лялись утопическими для XIX ве­ка, были фактически реализо­ваны в эпоху советской власти. Так, например, кредитная ре­форма в СССР 1930-1932 годов была осуществлена в соответ­ствии с идеями Шарапова. Его прогнозы о политическом раз­витии страны во многом оправ­дались, многое из высказанного им не потеряло своего значения и поныне, что, безусловно, ста­вит его в один ряд с выдающими­ся экономистами России. Глав­ным трудом Шарапова по эконо­мике можно считать «Бумажный рубль» (1895). Его творчество за­малчивалось еще при его жизни как либеральной печатью, так и левыми революционными сила­ми. В советский период на иссле­дование творчества С.Ф. Шара­пова было наложено табу. Лишь в начале 90-х годов XX века ис­следователи стали обращаться к его наследию.

В пользу того, что его наследие востребовано, говорит тот факт, что в начале 2012 году в Москве инициативной группой во главе с известным экономистом В.Ю. Катасоновым было создано Рус­ское экономическое общество им. С. Шарапова (РЭОШ). Главной целью Общества является фор­мирование православной альтер­нативы, православного представ­ления об экономике. Формирова­ние такого представления пред­полагает прежде всего возвра­щение русскому человеку того богатейшего духовного и ин­теллектуального наследия, которое на протяжении мно­гих веков накапливалось в христианском мире.

В прошлом году группа членов Русского экономи­ческого общества им. С.Ф. Шарапова (РЭОШ) в составе В.Ю. Катасонова, В.В. Мака­рука, М.В. Смирнова посети­ла родину великого экономи­ста, мыслителя и гражданина, именем которого названо об­щество.

Некогда цветущий островок русской жизни, сегодняшняя Со­сновка и ее окрестности стали достаточно безлюдным местом. Дом Шарапова сгорел в 1989 го­ду. Чудом сохранилась на цер­ковном кладбище могила Сер­гея Федоровича.

Посмотреть на места Шара­пова приезжали гости из-за гра­ницы (в частности, из Финляндии и Венесуэлы). А вот из России и даже из Вязьмы (она находится от Сосновки на расстоянии 25- 30 километров) никто на могилу Сергея Федоровича не приезжа­ет. В краеведческом музее Вязь­мы, правда, есть скудная экспо­зиция по Шарапову. В 2011 году неимоверными усилиями уда­лось в Сосновке установить па­мятный камень Шарапову. Но при необратимых утерях важных ма­териальных свидетельств жиз­ни и творчества С.Ф. Шарапо­ва у нас все равно остаются пло­ды его интеллектуального твор­чества.

Сергей Федорович много размышлял о будущем России. Одна из его работ так и называется «После победы славянофилов». В ней Шарапов  размышляет каким  будет мир после победы национально ориентированных сил? Какой могучей и процветающей станет Россия после прихода к власти духовных наследников великих русских мыслителей — славянофилов К.С.Аксакова, И.В.Киреевского, А.С.Хомякова? Как одолеть смуту, уничтожить бюрократизм, отвергнуть диктат мировых банков и решить еврейский вопрос?  В том числе и за честный нелицеприятный анализ последнего труды славянофила С.Ф.Шарапова, в течение ста лет не издавались. Между тем, вот что писал на эту тему Сергей Федорович в  статье «Социализм как ре­лигия ненависти» в 1907 году : «Еврейский вопрос – религи­озный лишь косвенно, и не на этой почве предстоит борьба; суть еврейского вопроса заклю­чается исключительно в расо­вых свойствах еврейского пле­мени, как прирожденных, так и воспитанных несколькими тыся­чами лет гнета и борьбы с други­ми расами и племенами. Имен­но в силу этих свойств борьба возможна лишь до тех пор, пока евреи не перешли по своей чис­ленности и общественному по­ложению известной границы. На Западе эта граница перейдена давно, у нас определенно ска­зать еще нельзя, но, судя по без­успешности борьбы, которую от времени до времени начинает государственная власть, грани­ца эта перейдена тоже, и можно повторить лишь: «поздно».

Да, поздно, поэтому у нас нет и не может быть теперь никакой сколько-нибудь реальной и осу­ществимой программы по еврей­скому вопросу. Нечего предло­жить, не о чем хлопотать. Беспо­лезность каждой проектируемой меры, несостоятельность каждо­го возможного направления в ев­рейской политике бьет в глаза. Возьмем главные пункты:

Возврат к древнерусскому взгляду: удаление всех евреев без всякого исключения. Оче­видный абсурд. Некуда удалять, да и средств не найдется.

Малороссийский взгляд: уни­чтожение излишних, то есть по­громы. Нужно ли говорить, что в современном государстве этот возмутительный сам по себе и нехристианский взгляд даже не­мыслим?

Полное уравнение прав, уни­чтожение черты оседлости и пр.? А Галиция? А современная Франция, Венгрия, Австрия, Гер­мания?  …славяне по своей при­роде особенно идеалистичны, то есть особенно беззащитны в борьбе с евреями. Наконец, по­литика слияния. Смешанные бра­ки, переход евреев в христиан­ство? Увы! Это тоже не решение вопроса. Еврейская кровь, вли­тая в арийскую, претворяет ее до такой степени, что новая ра­са становится своего рода бичом Божиим среди того народа, ко­торый этот опыт в больших раз­мерах проделал. Что же касается перехода евреев в христианство, то при ослаблении в нас церковного духа и веры каков будет в новой вере гораздо более крепкий ду­ховно еврей и по каким мотивам он здесь очутится? Не говорим об исключительных случаях ис­креннего перехода единиц, но огромное большинство разве не делает из этого акта очевид­ного гешефта?

Можно ли об этом серьез­но говорить? Не наоборот ли? Не следовало ли бы установить более осмотрительный и стро­гий прием евреев в христиан­скую сферу?  Мы глубоко убеждены, что ев­рейский вопрос неразрешим. Оттого так тяжело и грустно о нем говорить».

Но главный пафос трудов и деятельности Шарапова, конечно, не борьба и инородцами, а  беззаветная вера в Россию, в её способность к возрождению. Недаром друг Сергея Федоровича С.Эфрон после его смерти писал. Шарапов «пламенно верил», что «как бы мы низко не упали, до какой бы нищеты материальной и духовной не дошли, Россия таит в себе все нужные силы для возрождения, счастья, величия». 

Подготовил Святослав Иванов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"