На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Одинокий голос веры человеческой...

Начнём ли думать?

Владимир КазаринЭта книга [1] написана о реалиях, которые подарил нам великий и трагический ХХ век.

Его начало отмечено войнами и революциями, которые в буквальном смысле перевернули весь мир, а не только Россию. Другое дело, что Россия была в эпицентре этих событий. Она больше всех от них пострадала, но и больше всех выиграла. Ее интеллектуальный и культурный дискурс протекал на таком запредельном уровне напряжения, что был порою просто недоступен для понимания большинству вовне. Это выигрыш. Мы станем сказочно богаты в культурном отношении и, как результат, непозволительно расточительны. Мы, страшно сказать, не беднея сами, заполним окружающий мир творцами во всех мыслимых и немыслимых сферах. Результатом станет тот факт, что даже «выбрасываемые» за пределы культуры (а потом и страны) малоизвестные фигуры окажутся в итоге великими культовыми творцами. Вспомним хотя бы «изгнанного» В. В. Набокова.

Проигрыш был в том, что перевернутый мир уравновесить на время можно, но восстановить – уже нельзя. Он все равно в конце концов продолжит процесс своего «переворачивания», чтобы опрокинуться до конца, до дна, до логического завершения, образующего новую, вывернутую наизнанку культурную действительность.

Светлана Бунина пишет о том, что в начале ХХ века «изменения и сдвиги расширили представления человечества о норме». Сразу не соглашусь: они не изменили (как деликатно выразилась исследователь), нет, они уничтожили эту норму. Маргиналами в конце концов оказались не только принципиально «одинокие». Маргиналами стали все. И, например, вчерашние вожди официально признаваемого соцреализма едва ли не больше других.

Три судьбы изучает в своей книге яркий украинский филолог-русист из Харькова: Максимилиан Волошин, Елена Гуро и Елизавета Кузьмина-Караваева (мать Мария). Монография настолько плотно и густо написана, что оставляет ощущение многотомного комплексного исследования. Явный знак того, что работа удалась.

Каждый из трех «маргинальных» художников был сторонником синтеза искусств, сочетая в себе множество талантов и разнообразие видов творческой деятельности. Поэтому разговор о них неизбежно включает в себя анализ не только литературного творчества, но их живописи и критики, работ в области прикладного искусства, теоретических представлений и музыкальных пристрастий, отношения к фотографии и авиации, круга знакомств и маршрутов путешествий. Именно в данном случае биография художника с особой отчетливостью предстает перед нами как форма творчества. Недаром с этими тремя именами связано так много мистификаций и легенд.

Все три автора пройдут через искусы модернизма. Все испытают себя в рамках самых разных направлений и школ (символизм, импрессионизм, примитивизм, «новый реализм», акмеизм, футуризм). Но, являясь детьми опрокидывающегося мира, все будут так или иначе искать то, что сами же первоначально отрицали, – норму, а вслед за ней, обязательно и неизбежно, – веру. Сегодня, через толщу уже прошедшего, состоявшегося столетия с его трагическими результатами отчетливо видно, что главное в их исканиях (и исканиях многих других, внешним образом это отрицавших) составляли попытки с помощью веры и религии (пусть перестроенных и модернизированных) преодолеть «обезбоженность» мира, найти ответы на проклятые вопросы прошлого века.

Каждый по-своему, они осознают тщетность модных мистических исканий и придут к религиозному обращению, к религиозному искусству, к духовному опыту православия, которое подарит им новое «чувство земли». Ещё недавно этот вывод Светланы Буниной очень многим показался бы весьма спорным.

В чем-то искания этих трех художников пугающе напоминают наше время. Нам сегодня снова нужно осознать, что литература, которой все мы занимаемся или хотя бы интересуемся, – это не просто отдельно существующая (наравне с другими) сфера деятельности. На самом деле, это самое важное, что у нас есть, – философское обретение смысла жизни, постижение этого смысла в формах реального существования, поиски своего места и своего жизненного пути. За эти уроки наши предшественники из начала ХХ века заплатили жизнью. Сегодня мы ведем себя так, словно до нас не дошло отправленное ими послание, заключающее в себе горькие откровения и уроки. А жаль! Временами сказанное нашими предшественниками может быть слово в слово приложено к повседневности, окружающей сегодня нас: «Мы не жили, мы созерцали все самое утонченное, что было в жизни, мы не боялись никаких слов, мы были в области духа циничны и нецеломудрены, в жизни вялы и бездейственны. В известном смысле мы были, конечно, революция до революции, – так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые мосты бросались в будущее. И вместе с тем   эта глубина и смелость сочетались с неизбывным тленьем, с духом умирания, призрачности, эфемерности. Мы были последним актом трагедии – разрыва народа и интеллигенции».

Сразу даже и не сообразишь, написано это в первые десятилетия ХХ века или в десятилетия, его завершающие.

Настоящее творчество – это «всеобщая ответственность друг за друга». Так думает автор монографии, так думают исследуемые ею художники слова. Мать Мария в марте 1945 года реализовала этот постулат буквально, отправившись в газовую камеру концлагеря Равенсбрюк вместо своей соседки.

Вопрос в том, начнём ли когда-нибудь так думать все мы? Если нет, значит время услышать одинокие голоса носителей «иного» сознания еще не пришло. Им придется подождать...



[1] Бунина С. Н. Поэты маргинального сознания в русской литературе начала ХХ века: (М. Волошин, Е. Гуро, Е. Кузьмина-Караваева). – М.: Изд-во РУДН, 2005. – 439 с., ил.

Профессор Владимир Казарин, г. Симферополь


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"