На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Подмена

Размышления публициста

Количество против качества

 

Грустное, а порой и забавное, зрелище представляет собой официальная тверская «литературная политика», что, как мне видится, отражает и общероссийскую картину. Причина тому ценностные ориентиры властей и приближенной к ним «творческой интеллигенции». Люди еще ходят по инерции в областную библиотеку на «Неделю тверской книги», но все меньше представляется на ней серьезных изданий. Вручаемая областной администрацией литературная премия им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, растратила авторитет. Вручают ее за труды, далекие от той острой правды жизни, которую живописал бывший тверской вице-губернатор.

В 2016 году она досталась краеведу Борису Ершову за книгу «Всем миром мы вернули Тверь» (Изд-во «Центр-Тверия (Центр информации Тверской области», 2015). Перу самого автора в ней принадлежит вступительная статья, остальное – воспоминания 17 жителей города, проявивших активность при возвращении областному центру исторического имени. Собственно, литературного творчества как такового и нет. Ершов выступает составителем, хотя на титульной обложке обозначен как автор. Сегодня Борис Александрович, пожалуй, один из самых титулованных властью авторов в Тверской области (премию М.Е. Салтыкова-Щедрина получил вторично), хотя стиль его письма мало чем отличается от стиля канцелярской справки. Думается, уровень «публицистического таланта» этого автора наглядно отражают вышедшие ранее под его редакцией «очерки известных людей Твери XX-XXI века» под названием «Мы сделали свое дело. Очередь за вами» (ОАО «Тверское княжество»). Они представляют собой развернутые биографические справки. Названия соответственные: «Оставить по себе добрую память», «Ветеран тверской электроэнергетики», «Полиграфист на всю жизнь», «Залог успеха в жизни», «Генерал, укрепивший тверскую милицию», «Строитель современной инфраструктуры региона», «Организатор. Работа на результат», «Укротитель» техники», «У каждого из нас своя судьба»... Никто из героев, а среди них есть действительно, оставившие добрый след на тверской земле, не удосуживается затронуть вопрос: «А почему же после того, как «сделали свое дело», развалился Советский Союз? Может, что-то не так делали?» Ведь, что ни говори, одна из причин развала Союза в перерождении части партийно-советской номенклатуры. Такая вот «работа на результат», получается…

Впрочем, Борис Ершов не единственный «маяк» нынешней тверской культурно-литературной жизни. В их числе и автор примитивных «оккейных рассказиков» отнесенный одним из предыдущих губернаторов к числу «выдающихся деятелей культуры» с соответствующим премированием, и откровенно слабый поэт, удостоенный звания Почетного работника культуры и искусства области и избранный членом правления писательской организации, и еще несколько фигур, причисленных к «выдающимися». Все это вызывает у здравомыслящей части деятелей культуры и литературы ироничные усмешки. Но, право же, не смешно. Подобную, разрушительную для русской словесности, линию некая сила проводит осознанно и целенаправленно. Думается, Михаил Евграфович не раз перевернулся бы в гробу, знай, кому и за какие «творческие достоинства» дается в Твери премия, осененная его именем, и другие отечественные регалии. Сам он вряд ли их удостоился бы, поскольку – не либерал, а государственник и, по-настоящему, выдающийся русский словесник.

А уж в связи с открытием в Твери прижизненного памятника поэту-песеннику Андрею Дементьеву «дома поэзии», нареченного его же именем, Михаил Евграфович наверняка сочинил бы нечто едкое. Невозможно было без улыбки слушать трескотню тверских СМИ, утверждавших, что, с открытием этого «дома», Тверь превращается в «мировую поэтическую столицу». Не было у А.С. Пушкина при жизни «Пушкинского дома», и ничего – как-то и без этого обходился, стал всемирно признанным классиком. И у Ф.И. Тютчева не было, и у других. Но скромность – была, потому что русские классики понимали: выросшая из православия народная этика относится к славолюбию как греху. Заметим, что на «дом», в котором предусмотрены рабочий кабинет и комнаты отдыха для самого поэта и его гостей, потрачено 78 миллионов рублей бюджетных средств, а его ежегодное содержание обходится в 12 миллионов. И это при том, что ежегодная бюджетная сумма, выделяемая на развитие культуры среднего района области 8-10 миллионов рублей. А недавно в Твери получили хождение хозяйственные пакетики с рекламой «Дома поэзии Андрей Дементьева». Видимо, инициаторы их выпуска считают, что реклама не только двигатель торговли, но и современной культуры.

Для сравнения: русский публицист-почвенник Иван Афанасьевич Васильев (с ним, также, как и Андреем Дементьевым, я был хорошо знаком), многие годы живший на тверской земле, построил прекрасный музей и дом экологического просвещения в селе Борки, под Великими Луками, на свои гонорары. А энтузиастка культуры Наталья Сергеевна Манежева в моем родном Андреаполе (райцентре на западе Тверской области), продав квартиру в Москве, построила на вырученные деньги для народа Дом искусств. Эти «дома» пользуются популярностью и без рекламы. В Борках, например, ежегодно проходит замечательный праздник фронтовой поэзии, в котором участвуют и некоторые тверские поэты. Не либералы, конечно…

Увы, не стала Тверь после появления «Дома поэзии Андрея Дементьева» «мировой поэтической столицей». Больше того, ускорился обратный процесс. С уходом в мир иной Владимира Соловьева, Константина Рябенького, Евгения Сигарева, Александра Гевелинга в тверской поэзии нет равных им по масштабу. Не говорю уже о действительно выдающихся наших земляках Владимире Соколове и Николае Тряпкине. В прозе такая же картина. Некого поставить рядом с именами также почивших Юрия Красавина, Юрия Козлова, Михаила Петрова, и, тем более, Петра Проскурина, прожившего в Твери без малого девять лет.

Почему так? 5 марта увидел я неувядаемого Андрея Дмитриевича в передаче «Умницы и умники». Отвечая на вопрос Юрия Павловича Вяземского о потерянном поколении, мой земляк сказал, что это связано с тем, что люди стали меньше читать. Да, это так. Грамотность народа снизилась, точнее – ее снизили. Но есть более важная причина, которую, видимо, сам того не сознавая, назвал Дементьев. «За что вы любите Хемингуэя?» – спросил Вяземский. Дементьев ответил: «За то, что он – человек мира». Ответ наводит на размышления. В понимании либералов «человек мира» – приверженец глобализации, мультикультурности. Ф.М. Достоевский, прозорливо предвидя грядущее смешение понятий, разграничил «общечеловеков» и «»всечеловеков». «Общечеловеки» – «человеки мира», «граждане мира». «Всечеловеки» – люди, которым свойственно вмещать в себя общечеловеческие страдания, быть «всемирно отзывчивыми». Хемингуэй всей своей жизнью противостоял «гражданам мира», отражая борьбу индивида против всепожирающего глобализма. Возведение в центр культурно-литературной российской жизни «граждан мира» (в основном российского производства) и есть то, что в первую очередь, отлучило русский народ от чтения, лишив Россию поколения национальных русских писателей. На мой взгляд, это верно подметил в своей статье «Кустарь с монитором» главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков: «… писатель, не испытывающий зависимости от самочувствия своего народа, страны, не связывающий с ними свою человеческую, а также творческую судьбу, это не писатель в нашем, русским понимании слова. Это какой-то иной вид филологической деятельности» («Литературная газета» от 3-9 марта).

Надо заметить, при общем упадке писательского дела, количество членов Союза писателей России и других писательских союзов поступательно увеличивается. Когда много лет назад автор этих строк вступил в Союз писателей СССР, нас в Тверской области было не больше двадцати. Сейчас членов Союза писателей России под шестьдесят, но профессиональных писателей и поэтов среди них единицы, в основном из «старой гвардии». Коллеги из других регионов рассказывают, что и у них «членов» заметно прибавилось. Снижение ценза взыскательности при приеме в Союз отрицательно сказывается на авторитете региональных писательских организаций. Думается, несправедливо критиковать за это правление Союза писателей России. Работая в непростых условиях, без материальной поддержки со стороны властей, оно, как может, поддерживает деятельность Союза. Честь и хвала ему за это. Борьба за престиж писательского труда должна начинаться снизу, а вот здесь и происходит нередко то, что Юрий Поляков назвал организационно-творческим маразмом». Выражается он, в том числе, и в росте количества графоманов и плагиаторов.

 

Плагиат в лакированной обложке

 

В последние годы Тверь буквально завалил фолиантами бывший номенклатурный работник союзного уровня (учитывая преклонный возраст, не называю его фамилию, ограничившись инициалами В.С.). Грешен, лет двенадцать назад, когда вышла книга воспоминаний этого человека, по-доброму отозвался о ней в тверской прессе, не предвидя, на какое творчество сподобится этот человек. Возомнив себя публицистом и поэтом, москвич с тверскими корнями начал «печь» тома, словно пироги. Каждый объемом шестьсот-восемьсот страниц, в лакированной обложке. В большинстве, кроме прозаической части, есть и поэтическая. Сейчас набралось свыше десятка таких томов (только в 2015 году появились два, каждый по восемьсот страниц).

Часть фрагментов этих книг взята из нескольких давних изданий автора, имеющего степень кандидата исторических наук, а остальное откуда? Заподозрив неладное, с помощью компьютера решил проверить подлинное авторство более чем десятка глав. Оказалось, написаны они не тем, чье имя указано на обложках, а взяты из публикаций «Советской России», «Литературной газеты», Интернета, других источников.

Открыл наугад книгу В.С. «В пламени войны» (АртКом, Москва, 2013) на стр. 410-й. Начинаю читать главу «Кому выгоды реабилитация космополитизма и глобализм»: «Бытие народов испокон веков определялось интересами их свободного, независимого развития в обособленных государственных образованиях. Однако войны, постоянно возникавшие между разными государствами на Земле, ставили под сомнение и оправданность принципа национального самоопределения…»

Набираю начало приведенного отрывка в поисковике Интернета и высвечивается статья А. Вдовина от 11 марта 2013 года на сайте «Славянская Европа». Читаю: «Бытие народов испокон веков определялось интересами их свободного, независимого развития в обособленных государственных образованиях. Однако войны, постоянно возникавшие между разными государствами на Земле, ставили под сомнение и оправданность принципа национального самоопределения…»

Уж не случайность ли? Но открываю, опять же наугад, книгу В.С. «И скорбь и слава» (АртКом, Москва, 2014) на стр. 286 и в главе «Казненная свобода» читаю: «Ельцинские сатрапы оборвали издание «Ведомостей» на 37-м выпуске, не признавая тем самым чрезвычайные две недели в истории, прожитые страной после диктаторского указа№1400. Тщательный исследователь, патриот и энтузиаст, Григорий Белонучкин посвятил более десяти лет собиранию документов и составлению сборников в том виде…»

В Интернете поисковик открывает под заголовком «Казненная свобода» материал главного редактора газеты «Советская Россия» В.В. Чикина с теми же словами: «Ельцинские сатрапы оборвали издание «Ведомостей» на 37-м выпуске, не признавая тем самым чрезвычайные две недели в истории, пережитые страной после диктаторского указа №1400. Тщательный исследователь, патриот и энтузиаст, Григорий Белонучкин…»

Смотрю стр. 36 книги В.С. «Припомни Россия, как все это было» (Арт-Пресс Папирус. Москва, 2015). В глаза бросаются строки: «За советские и постсоветские годы было несколько идеологий Великой Победы. Первую предложил сам руководитель победившего государства Иосиф Сталин…»

Поисковик же обнаруживает авторский блог кандидата философских наук Рустема Ринатовича Вахитова, которому и принадлежат эти слова.

Набираю со стр. 41 этой же книги: «Чрезвычайно широкий масштаб гражданского почитания Победы, несравнимый даже с тем, что был при Сталине в 1945-1947 гг. и в странах антигитлеровской коалиции…». Но тут же выясняется, что и это строки не В.С., а Р. Вахитова, известного автора «Советской России».

На стр. 507 фолианта В.С. под названием «А гроза идет Гром не утихает» (Арт-Пресс Папирус. Москва, 2015) читаю: «История классической опиумной войны стран Запада против Китая трагична и поучительна. Потерпев поражение в торговой войне против Китая…» Поисковик показывает, что это строки из статьи «Новая опиумная война», принадлежащей Алексею Анпилогову…

Никаких ссылок в приведенных примерах В.С.не делает. И таких примеров множество!

Примечательно, что В.С.присвоил себе и огромное количество поэтических строк Афанасия Фета, Ярослава Смелякова, Надежды Кондаковой, Николай Рубцова и др. К примеру, в книге «В пламени войны» поэтический раздел начинается стихотворением «Время назад никогда не вернется». Вот первое четверостишие:

Так испокон веков ведется:

Освобождаясь от вериг,

Душа с душой не расстается

Ни на минуту, ни на миг.

Набираю четверостишие в поисковике. Высвечивается: «Огни Кузбасса», Борис Корнилов». Слова одинаковы до единого.

Характерно, что фрагменты одних стихов В.С. зачастую внедряются в другие, а часть строк просто нагло изуродована. Ну, допустим, широко известно рубцовское:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Плагиатор-изобретатель «усовершенствовал» четверостишие таким образом:

Тихая, моя родная!

Ивы, реки, соловьи…

Родители мои здесь похоронены

В былые годы свои.

Или вот еще одни строки Николая Рубцова:

Россия, Русь – куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы…

 

А у В.С., в стихотворении «Душа моя чиста», читаю:

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все свои страдания и битвы

Люблю твою Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы…

Распространением сей дорогостоящей «продукции» (ее издание обходится в миллионы рублей) занимается в Твери организация под названием «Тверское землячество», которую сравнительно недавно возглавлял А. Дементьев. Любопытно, что на обложке одного из фолиантов В.С. представлен уже как «член Союза писателей России» (!). Вот и подумаешь: «То ли сам он себя таковым представил, то ли кто-то протащил его в Союз?»

Между тем рождаются на тверской земле и достойные книги. В прошлом году, благодаря поддержке со стороны Калязинской районной администрации, вышел фундаментальный труд краеведа А.Г. Губарева «Словарь населенных мест Калязинского уезда Тверской губернии». Содержательные повести о мире природы пишет доктор биологических наук, профессор Валентин Пажетнов, создатель и руководитель биостанции «Чистый лес» в Торопецком районе. Не первую книгу крепких патриотических стихов издает писатель и публицист торопчанин Борис Лапченко, активно занимающийся еще и издательской деятельностью. В деревне Бенек Андреапольского района свыше двадцати лет живут супруги Снеговские. Глава семьи, Валерий Яковлевич, был руководителем ответственного подразделения ТАСС, работал во Франции, африканских странах. В прошлом году у Снеговского вышел роман «Мы вернемся», в основе которого идеи русского космизма, т.е. синтеза науки и религии. В Твери увидела свет книга «Давайте не встречаться на войне» бывшего корреспондента ИТАР-ТАСС, многажды побывавшего в «горячих точках» Александра Харченко. Герои рассказов Харченко значимы для патриотического воспитания молодежи. Андреапольская районная администрация профинансировала издание книги стихов ушедшего из жизни Валерия Осипова. Окончив Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, Валерий вернулся в родные края, работал в совхозе, клубе. Мои земляки называли его «вторым Рубцовым».

К сожалению, подобные издания не получают широкого общественного признания. Отчасти это происходит из-за снижения интеллектуального уровня формируемой на основе клановости когорты чиновников. Любому крестьянину известно, если долго высаживать на огороде один сорт картошки, она мельчает. Так и в кадровой политике. Одних и тех же пересаживают из кресла в кресло, отчего они теряют «кондиционные качества», заболевают разными «нехорошими болезнями», самая распространенная из которых – коррупция. Но главная причина оскудения интеллекта власти, да общества в целом, в другом – в навязанной антихристианским глобализмом абсурдизации смыслов бытия.

 

Абсурд вместо традиции

 

Прочел сардоническое исследование преподавателя информационных технологий и поэта из Лондона Майкла Фоли под названием «Век абсурда». Автор пишет: Как прекрасно жить в дивном мире абсурда, когда такое не только возможно – нормально! Слабый разум смертным дан!» Разве не наблюдаем мы это в разрастающихся размерах в современной жизни. Под прикрытием лозунга о необходимости толерантности красота заменяется нелепостью и уродством, безголосая «фанерная» посредственность выдается за «звезду», космополиты, прячущие деньги в зарубежных банках, называются «элитой» и патриотами…

Можно спорить, была ли сочинена именно Даллесом «доктрина Даллеса» или это сделал кто-то другой, не в этом суть. С помощью изощренных политтехнологий, допустим, «Окна Овертона», «доктрина» сатанинским образом взрастила в России немалое количество «псевдо» – псевдописателей, псевдорежиссеров, псевдополитиков, псевдоученых, псевдолитературы, псевдоистории и т.д. Профессионализм индивидуума ничто, главное агрессивная корпоративная солидарность корыстолюбивых дилетантов. А потому нередко историк руководит лесной отраслью, водопроводчик – газетой, шофер – издательством, человек, который не может отличить соху от плуга и считает, что «комбайны пашут», командует аграрной отраслью. И мы привыкаем к этому, смиряемся с этим, не понимая, что это обезличивает, обесценивает и нас самих, превращая в псевдограждан без роду-племени и без исторической памяти.

Именно из-за абсурда глобализации несокрушимые ранее столпы национальной культуры и литературы подвергаются сейчас пересмотру, а то и обструкции. К примеру, нам на полном серьезе твердят, что Бродский равен по таланту и значению в русской культуре «нашему все» Пушкину. Жванецкого сравнивают с Достоевским. Певца Николаева называют «Моцартом наших дней». Неистово визжащий бессмыслицу Григорий Лепс величается «гениальным певцом» (разумеется, ничего подобного не скажут ни о Евгении Смольяниновой, ни о Татьяне Петровой, да и не видно их на телеэкранах). Разговаривая с живущим в Вологде нашим земляком (родился в деревне под Торжком) писателем Геннадием Сазоновым, поинтересовался, не поставили ли памятник Василию Белову. «Да что ты?! – удивляется. – Кому нужно?» Не ставят по той же причине, что и Георгию Свиридову в Москве. Оба масштабные представители национальной русской культуры, а не «граждане мира». А в Саратове власть и вовсе собирается сносить памятник Константину Федину. Зато не составляет труда в современной России открыть памятник чижику-пыжику, огурцу, дракончику.

Кто-то возразит, сказав, что в последние годы патриотизм провозглашен чуть ли национальной идеей. Некоторый поворот есть, это радует. Власти, кажется, перестали навязывать народу толерантность, выбросили из свого лексикона слово «мультикультурность». Тем не менее, действительное отношение наших «верхов» к патриотизму, расплывчато, осторожно. Посудите сами: патриотизм, если он без приставки «псевдо», опирается на национальные культуры коренных народов России. Нам же продолжают говорить о необходимости борьбы с национализмом без разъяснения, о каком национализме, собственно, речь. О том, который, по сути, является расизмом, шовинизмом, фашизмом? Да, этнический национализм, основанный на неуважительном отношении одних этносов к другим опасен. С ним действительно надо бороться. Правда, он не свойствен русским, для которых характерна исторически сложившаяся и отмеченная многими русскими мыслителями готовность русских служить всеобщему благу. Н.А. Бердяев писал: «Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии есть какое-то поистине национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам». Для нас характерен другой национализм – духовно охранительный для всех коренных народов России, и виде традиционного консерватизма, приверженцами которого были Ф.М. Достоевский. Н.С. Трубецкой, К.С. Аксаков, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин, ряд других русских мыслителей.

Не перевелись традиционалисты – ученые, писатели-почвенники, режиссеры, художники, политики – и ныне. Подвижник современного русского образования, автор многих книг в защиту его традиций, профессор В.Ю. Троицкий считает: «Национализм – это щит от чужеродной духовной интервенции, основа понимания самобытности и прав своего народа, вера в его духовное призвание. Истинный национализм – всегда противостоит шовинизму, ибо непременно утверждается на уважении ко всем другим народам, соприродным и дальним. Без уважения к «иному» народу невозможно требовать и уважения к своему, а без этого уважения – нет уважения к любому человеку» (В.Ю. Троицкий, Защита русской школы. Москва. ППП «Типография «Наука», 2015). Многие из защитников государственного суверенитета, русской национальной культуры (объединяющей многообразие культур всех коренных народов России), русской литературы, русского языка объединились в Международном общественном движении «Русское Собрание», которое возглавляет историк, публицист, общественный деятель, главный редактор сайта «Русская народная линия» А.Д. Степанов. Региональное отделение этого движения создано и на тверской земле (автор один из его соучредителей). Руководит им глава Калязинского района, кандидат исторических наук К.Г. Ильин (пожалуй, единственный в России глава, который обучается заочно в духовной семинарии).

Но ведь и крик души простого русского человека из провинции о том, что она, провинция, подвергается дискриминации, вымирает, в то время как Москва жирует и разбухает в границах, – тоже есть охранительный национализм! Не желает русский человек равнодушно взирать на разрушение пространства его жизнедеятельности. На зарастающую пашню, на убитую местную промышленность. На то, что в центре России появились агафьи лыковы, до которых доберешься разве что на вертолете, поскольку проселки «разбили вдрызг» лесные арендаторы, именуемые в народе «лесными братьями». На то, что зарастают, остаются бесхозными могилы тех, кто сражался за нашу землю. К юбилейным датам проводим торжественные собрания, парады-шоу, но ведь не слова есть патриотизм. Он проявляется, как и нравственность вообще, – в отношении. А здесь, мягко говоря, не все ладно. Вот один лишь пример: в Твери, как мне сообщил известный тверской историк и краевед, утрачены места захоронений семи Героев Советского Союза, скончавшихся в 60-е-80-е годы. И кого это волнует, кроме небольшой группы историков?

 

Коренники или пристяжные?

 

СССР был в значительной степени преемником русского традиционализма. Правда, без религиозного оберега. Его отсутствие или нечто другое предопределило крах социалистического государства? – пусть спорят об этом религиозные и светские философы. Мне же хотелось бы отметить то, что современная Россия, при внешнем проявлении со стороны власти уважительного отношения к православию, поддержке строительства храмов, с привитием ей вируса западничества, от традиционализма еще в 90-е годы отлучилась и пока еще не двигается в его направлении. Сейчас она как бы зависла в состоянии неопределенности и выжидания.

Прежде всего, либералы взялись убивать традиционное представление о русской земле как о святости. Официальное превращение ее в товар, нанесло мощнейший удар по душе и мировоззрению нашего народа. Русский человек испокон веку считал, что земля, на которой он родился и где жили его предки, будучи Божьей данностью, и есть родина. Понимая, что родины без земли не бывает, он называл ее матушкой, кормилицей, видел в ней основу, опору жизни, писал о ней песни и стихи, проливал за нее кровь. Распродажу земли на аукционе, как например, колбасы, трусов или одеколона на уличном «развале», он воспринимает как кощунственную распродажу святого – родины.

Отказ от традиционализма корежил и продолжает корежить не только традиционное представление о земле, коллективистских, артельных формах работы на ней, кадровой политике, семейных отношениях. Он породил вопиющее социальное неравенство и, возведя на «пьедестал» «граждан мира», загнал в состояние внутреннего подполья писателей-почвенников. Нам пытаются внушить, что почвенническое направление себя исчерпало, ушло в прошлое, словно бы у нас под ногами уже нет почвы. Точнее, она есть, но уже не наша. В очередной раз задался этим вопросом, когда, с открытием в Твери организации «Тверское землячество», в нее стали вступать мои тверские земляки. Звонит один, другой, третий, спрашивают: «Вы вступили в «землячество?» «Нет, конечно, а вы?» «А мы вступили». Но ведь это же абсурд! Если мы вступаем на своей родной земле в «землячества», то мы на ней уже не коренники, а пристяжные. А кто же тогда коренники?

Однако самое пагубное заключается в том, что отказ от традиционализма убивает нас, русских, физически. Сегодня российские политтехнологи, отстаивая национальные интересы, отважно сражаются на ТВ с зарубежными и доморощенными «плохишами». Обсуждаются коррупция и негодная кадровая политика на Украине, нашествие мигрантов в Европу, положение в Сирии. Нужное дело делают, только почему-то забыли о собственной стране. В частности, о том, что за годы реформ население в собственной стране сократилось на 15 миллионов человек. Из них большинство – русские. А количество мигрантов, по неофициальным данным, приблизилось к 12 миллионам. Приведу не такую уж давнюю статистику по Тверской области. С 1990 по 2012 года ее население уменьшилось на 328 тысяч человек, или на 19,7 процента. Численность молодежи до 16 лет за это время в области снизилась с 351 тысячи человек до 182 тысяч. В области сокращается в первую очередь русское население. Зато растет количество представителей южных национальностей. С 1989 по 2010-й год на тверской земле армян стало больше в 4,2 раза, азербайджанцев – в 2,5, таджиков – в 6,9, узбеков – в 2,3 раза. С учетом того, что рождаемость среди мигрантов в 2,2 раза выше, чем у русских, происходит фактическое замещение (подмена) коренного населения. Никакие постановления власти «о защите русского языка» его не защитят, если уменьшается количество носителей русского языка. С этим-то «национализмом» по отношению к русским что делать?

Есть и еще одно печальное последствие отказа от традиционализма в России. К сожалению, политтехнологи закрывают глаза на то, что именно это разрушает и единство славянского мира, позволив Западу оторвать от нас Украину. Мы сами дали Западу такую возможность. В перспективе подобное же может произойти и с Беларусью, где, кстати, нет частной собственности на землю, как нет ее в Голландии, Китае, Вьетнаме, Израиле. Многих честных политиков произошедший и углубляющийся разрыв беспокоит. На днях в телепередаче «Право голоса» на ТВЦ завязалась дискуссия о том, как на основе культуры поспособствовать сближению народов России и Украины. Когда коснулись российского кино, неизменный участник дискуссий с украинской стороны воскликнул: «Какое кино, господа, если у вас в России восемьдесят шесть процентов сбора в прокате дают американские фильмы?!». И ведь он прав! В России находится в загоне не только почвенническая литература, но и почвенническое, т.е. национальное, кино. Те немногочисленные фильмы, что выходят на наших киностудиях, как правило, создаются по американским лекалам, их справедливее назвать русскоязычными, а не русскими. Не удивительно, что зритель, несмотря на рекламную шумиху, не проявляет к ним интереса. Мой земляк-пенсионер, в прошлом шофер электросетей, ездил в Тверь навестить дочерей и посмотрел «Сталинград» Бондарчука младшего. «Какое впечатление?» – спросил я. «А… – досадливо взмахнул он рукой. – Глумно, а русской души нет».

 

Вернемся ли на родные проселки?

 

Так что проблематично нам объединяться с братьями-славянами на ниве культуры, когда бал правит антикультура. Когда премию «Национальный бестселлер» (как и всякие там букеры-пукеры) вручают за произведения, которые безнациональны. Когда не услышишь на российском телевидении и радио украинских и белорусских народных песен (да что там говорить – русских народных почти не слышно! Зато постоянно звучат англоязычные). Когда значительная часть не только центральных, но региональных СМИ продолжают антинационально работать на основе внедренных Западом разрушительных для русского национального самосознания «матриц». Они ставят во главу угла не побуждение к созиданию, не традиционные нормы морали, а подавление воли народа к созиданию, пропагандируют потребительские нравы, жестокость, неоязычество. Примеры перед глазами. Существовавшие в Твери патриотические издания, православная газеты «Тверской собор» и профсоюзная «Позиция», где можно было высказать и прочесть критику в адрес действий власти, закрыты. Пролистав же большинство других, задаешься вопросом: «А где же мысль? Неравнодушная, мысль журналиста, писателя, вызванная его переживаниями за судьбу тверской земли, за Россию, за славянское единство? Какова роль этих газет в условиях информационных, организационных и прочих войн, навязанных нам Западом?». Нет такой мысли. Альтернативой ей стали равнодушие, трусость, бездумность, а значит, существование этих газет с точки зрения национальных интересов бессмысленно. Чем они, коммерциализированные, занимаются, в том числе и на бюджетные деньги? Их удел рассказ о мероприятиях власти, клановые разборки, особенно в период выборных кампаний, примитивный пиар. Плюс немного краеведения, зарисовочки о деятелях культуры – как правило, одних и тех же. Ну, и всякие сенсационные придумки – про «бросненское чудище», про то, что пеновская земля (у истока Волги) – «историческая родина» евреев и т.д. и т.п.

Другими словами, в существующей атмосфере невозможно рассчитывать на то, чтобы национально ориентированное писательское вновь обрело высокое общественное значение. России, как воздух, нужна новая идеология. Идеология, при которой погоду делают не банковские ростовщики, не коррумпированные «пиявки», присасывающиеся к бюджетам регионов, а созидатели. Когда земля, на которой ты живешь, – святое, не товар, русский народ не вымирает, а русская культура вновь станет фактором объединения всех коренных народов русского исторического пространства. Если это будет, мы увидим, что национальная русская литература за два десятка лет либерального прессинга не умерла и готова заявить о себе в полный голос. Но будет ли это? Не проснемся ли мы в одно прекрасное утро с ощущением того, что живем в национально обезличенном псевдогосударстве? А, может, мы этого даже и не заметим?

Валерий Кириллов (г. Андреаполь, Тверская область)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"