Вот уже год, как ушел из жизни талантливый поэт, прозаик, журналист, наш земляк Александр Росков. Произведения его любимы читателями и высоко оценены специалистами, литераторами. Он лауреат премий имени Николая Рубцова, Фёдора Абрамова, Бориса Шергина, а также премии «Имперская культура имени Эдуарда Володина». На II Славянском международном литературном форуме «Золотой витязь» ему был вручен «Золотой диплом» в номинации «Поэзия».
Родился Александр Александрович в 1954 году в деревне Диковской Каргопольского района. В Каргополе окончил среднюю школу и техническое училище, где получил специальности плотника и печника, служил в армии, затем вернулся на родину, трудился по специальности. И, конечно, не мог жить без поэзии. В 1989 году на Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве принят в Союз писателей. В 1993 году окончил Литературный институт имени A.M. Горького. Переехав в столицу Поморья, Росков работал в газете «Архангельск», потом руководил несколькими изданиями. И писал, писал стихи... Трагическая гибель оборвала творческий путь.
Недавно произошло важное событие в культурной жизни нашей области, всей России. К годовщине смерти поэта в московском издательстве «Сибирская благозвонница» вышли две книги Александра Роскова. Сегодня издательское дело — труд крайне сложный! Но помогли любовь и верность близких: вдовы поэта Людмилы Сидориной-Росковой и друзей автора.
Сборник «Избранное». В него вошли лучшие стихотворения поэта с юности до последних дней... Также тут 17 произведений, не публиковавшихся прежде в книгах. Содержание тщательно выстроено. Людмила Кимовна серьезно работала с черновиками, сверяла все с датами, событиями жизни Александра.
Вторая книга — «Мои печи топятся и греют». Она получилась очень теплой, доброй. Здесь расставлены основные вехи жизни поэта: юность, взрослая жизнь, любовь, друзья, отношение к Родине, вере. Название не случайное, ведь поэт по своей первой специальности был печником, любил этот благодатный труд. Его печи — это и тепло его стихов, и добро, которое мы дарим друг другу, способное согреть и настроить души на чувство лада, мира.
Я оставил память о себе
В той деревне, что теперь далече.
Чуть не в каждой рубленой избе
Топятся и греют мои печи.
В Архангельске обе книги были представлены читателям в библиотеке № 17 округа Майская Горка. Вела встречу радиожурналист, друг Александра Роскова Лидия Любимова. Проникновенно, красиво песни на стихи поэта исполнили артисты Театра романса Елена Бускина и Михаил Попов.
Мы вновь вспоминали, как Александр Росков любил деревню, ее жителей. Непрестанно он оглядывался на свое детство. Тогда и родилась любовь к малой родине, которая переросла в искреннюю, чистую, порой страдальческую любовь к Отчизне:
И я ещё не понимал,
Что за окном лежит Россия...
В своих произведениях Росков документален, каждая деталь этой местечковой, простой, но такой родной, неторопливой и душевной жизни дорога автору. Реалии быта озаряются сердечным светом. К этому покою, размеренности всегда тянулась душа поэта, порой устававшая от городской суеты. Особенно близки ему тщательно выписанные портреты земляков — каргопольских крестьян.
Но наступили смутные 90-е... Это и переломный этап в творчестве Александра Роскова. Он переживал боль страны... Это правда, хроника безвременья, реквием по родной умирающей деревне. В стихах Роскова тех лет много боли за гибнущую, исчезающую с лица земли малую родину.
Душа поэта не могла подчиниться, смириться с несправедливостью. Его боль постепенно утишается зародившейся и все более крепнущей надеждой в наступление нового времени. А оно невозможно без веры, возрождения корней земли Русской — Православия. Так появляется очень важная тема в творчестве Роскова — тема веры. Вместе с полуразрушенными храмами восстанавливается наша страна, оживают наши души.
Очень точно о творчестве Александра Александровича написала доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова Елена Галимова: «Оказалось — не «растворился в веках», не умолк навсегда колокольный звон на Руси, вновь созывает звонарь людей в храм. Радостно встречает поэт приметы нового времени: восстановление разорванной связи времён и надежду на возвращение блудных детей — и себя в их числе — к своему Отцу Небесному, ибо отчётливо осознаёт:
...нам, в безверии выросшим внукам,
Изначально дана тяга
к издревле русским местам,
И священный восторг
перед медным волнующим звуком,
И святая любовь
к православным высоким крестам.
Лирический герой Роскова обретает веру вместе с Россией, и это закономерно. В горе, в скорби чаще всего приходит человек к Богу. И народ — тоже».
Тема веры в Бога не периодична в поэзии Роскова. В начале XXI века она перерастает в новый жанр: «монастырские», «паломнические» циклы. Поэт много ездил по святым местам, к ним тянулась его душа как к источнику истинного света. Артемиево-Веркольский монастырь, Дивеево, Псково-Печерская обитель... Им посвящены отдельные циклы. А еще автор пишет стихи о Ново-Афонском, Донском, Покровском, Новодевичьем, Святогорском... И вновь его творчество очень подробно, он подмечает каждую деталь, описывает все, увиденное, прочувствованное. Эту дорогу к храму мы проходим вместе с автором, присутствуем при возрождении России, ее духовности, веры в Христа, Бога нашего. Живет в этих строках неизменная надежда:
И лежит перед нами Россия —
Та, которую мы обретём.
Сергей Климов
Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"