На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Убеждение, а не "позиция"

Всего тебе самого доброго, дорогой Толя!

Ясно помню, как почти треть века назад мой друг – увы, давно уже покойный – поэт Анатолий Передреев, который обладал редкостным чутьем ко всему значительному в отечественной культуре, обратил мое внимание на еще не известное мне до того имя – Ланщиков. Он, в сущности, только начал тогда свой путь в нашей критике и публицистике, но, познакомившись с его сочинениями, я с тех пор обязательно вчитывался во все подписанное его именем. И сегодня могу с уверенностью сказать, что работы Анатолия Ланщикова принадлежат к наиболее долговечному из опубликованного с середины 1960-х до конца 1990-х годов.

Почему это так, можно объяснить, исходя из сопоставления двух слов: "позиция" и "убеждение". Слова русского (как, впрочем, и каждого) языка создаются не по чьей-либо субъективной воле, но, так сказать, эпохой, и имеют гораздо более существенное значение, чем осознают многие из тех, кто их употребляет. Мы постоянно читаем или слышим из уст наших современников: "моя позиция такая-то". Но необходимо понять, что "позиция" – это "местопребывание" или же "точка зрения", каковые в данный отрезок времени "выгодно" было занять или высказывать – и затем заменить иной "позицией".

А в том, что писал Анатолий Петрович Ланщиков, выражалась не "позиция", но убеждение (основанное на понимании). Убеждения не "меняют" в зависимости от "обстоятельств"; они могут – и должны – развиваться, но не потому, что возникли иные "обстоятельства", а потому, что углубилось понимание. И основной смысл вышедшей в свет в конце 1998 года книги Анатолия Ланщикова "Череда окаянных дней", которую он посвятил Василию Белову, не противоречит, скажем, смыслу его книги "Вопросы и время", изданной двадцатью годами ранее, в 1978 году, и включавшей в себя главу о том же Василии Белове...

Правда, в книге 1998 года ставятся подчас такие проблемы и обсуждаются такие события и факты, о которых не было речи в книге 1978 года, но это обусловлено не сменой убеждений автора, а либо тем, что двадцать лет назад существовала весьма жесткая "цензура", либо тем, что определенные факты попросту не были известны.

И можно с полным правом сказать, что Анатолий Ланщиков принадлежит к очень немногим критикам и публицистам своего поколения, которые могут сегодня переиздать свои статьи и книги, опубликованные в 1960-х – начале 1980-х годов; большинство его коллег постыдились бы это сделать...

* * *

Как представляется, главное достоинство сочинений Анатолия Ланщикова – настоятельная устремленность к осмыслению современной литературы и жизни в свете многовековой истории, притом не в духе эффектных экскурсов в прошлое, а на основе серьезного его изучения и понимания. И в новой книге Ланщикова эта устремленность воплотилась, пожалуй, с наибольшей последовательностью и весомостью.

Книга состоит из трех разделов: "Технология выживания или технология жизни?", "50 лет Великой Победы" и "Национальный вопрос в России", но при освещении этих "тем" так или иначе затрагивается, в сущности, все историческое бытие страны, хотя цель автора и нерв его книги – современность.

Не скрою, что ряд положений Анатолия Ланщикова я мог бы оспорить; но, во-первых, речь идет о "частностях", основное содержание книги обладает истинной объективностью и взвешенностью, а, во-вторых – уже хотя бы в силу этой взвешенности, – тут возможен только развернутый, обстоятельный спор, для которого потребовалось бы, пожалуй, написать свою книгу примерно такого же объема...

Наконец, то, что я считаю "дискуссионным" в книге Анатолия Петровича, не являет собой ее "недостаток"; речь идет о плодотворной дискуссии, и спорное (на мой взгляд) в книге не менее интересно и важно для ее читателей, чем бесспорное (опять-таки, понятно, на мой взгляд).

Не сомневаюсь, что любой человек – между прочим, даже независимо от его убеждений! – с интересом прочитает новую книгу Анатолия Ланщикова.

В заключение я, естественно, не могу не поздравить автора книги с его исполнившимся 6 марта 1999 года 70-летием. И поскольку мы познакомились с ним тогда, когда были еще сравнительно молодыми людьми, воскликну запросто:

– Всего тебе самого доброго, дорогой Толя!

1999 г.

Вадим Кожинов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"