На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

За чужим не ходи, а своё береги

Хроника русской жизни

…Именно так понимает Александр Николаевич Стрижёв свою творческую задачу и сорок лет с терпением и упорством выполняет её, научая всех нас этой простой мудрости. Он и не ходил по чужим землям, а бродил по своей траве-мураве, кланяясь каждой травинке, вслушиваясь в сердечные речи русских людей, вдумываясь в ту жизнь своей родины, которая течёт помимо указов-приказов. Вот Церковь порушили, а с ней и годовой круг праздников и труда, – а Стрижёв стал писать свой знаменитый Народный календарь (первый том собрания), вплетая в календарь природный другое – человеческое и святоотеческое представление о мире: среди народных примет, возрастания и умирания природы аграрного календаря естественно размещал и Троицу с Духовым днем, и апостолов Петра и Павла («солнце с Петра-поворота укорачивает ход..»), и святых Тихона и Афиногена, Зосиму и Савватия, и Воздвиженье. Народный календарь у Стрижёва не спорил с церковным, а жили они в удивительном ладе и мире, развёртывая всё своё богатство, дополняя друг друга и связывая человека узами неба и земли.

Почувствовать и увидеть всю роскошь цветущих полян и лугов предлагает нам автор во втором томе («Русское разнотравье»). Он и сам не скрывает трепетного отношения к этому зелёному живому миру, где переплелись польза и красота, где немыслимо роскошно разнообразие качеств, форм и особенностей жизни трав. Но всё же перед нами не распространённые нынче «Травники» с их вполне потребительским взглядом на природу. Стрижёв – поэт трав, он – живописец в слове, так скромно и твёрдо рассказавший нам главное: без любви нет пользы. И мысль эта пронизывает всё, о чём бы ни писал Александр Николаевич. Вот и пятый том собрания («Русские грядки») он начинает с раздела «Любимцы нашего стола», а разговор о капусте ведёт с её «биографии», которая в отличие, например, от картофеля «не изобилует драматическими эпизодами». Вообще Стрижёв не просто говорит о растительном царстве с овощными свойствами, но умело, увлекательно рассказывает и о человеке: о его отношении к той или иной растительной культуре, об узнавании её свойств, о заботе о ней. Чтобы не погубить, а что-то вырастить, так много сил и знаний нужно! Неслучайно М. Меньшиков писал, что «не было в старину ни министерских, ни земских, ни церковных школ, но была великая школа тысячелетнего труда, практических научений, опытных сведений, приобретаемых от колыбели до гробовой доски». И чем больше мы выпадаем из великой трудовой культуры, тем больше дичаем и варваризируемся. Книги А.Н. Стрижёва, написанные с такой вдохновенной и уверенной лёгкостью, – безусловное препятствие на этом пути одичания. Они увлекают так, что хочется непременно попробовать различить адонис весенний и ветреницу белую, вырастить ревень и бобы…

Природа в книгах Стрижёва – это и русский пейзаж с его неизъяснимой прелестью, и начало начал русской песенной культуры (о поле, травах, рябинушке и берёзке), и основание животу нашему, требующему питания. Автор, чувствительный сердцем, не забудет к месту вспомнить и поэтов наших старых, и народу дать слово в меткой поговорке и примете. И не природа ли взметнула душу человека ввысь, не простор ли навеял мысль о бесконечности? О мире Божьем. О доле человеческой.

Было бы странно, если бы Александр Николаевич не пробовал себя в очерке и прозе, то есть уже человека не поставил бы в центр своих размышлений. «Хроника одной души» (том третий) и «Публицистика» (том четвёртый) – это о вечно счастливом детстве, о своём народе деревенском, о военных годах. Печальные и радостные книги. Просторные книги, вместившие огромное разнообразие людских русских судеб. И тут Стрижёв тоже совершил дело, что другим не с руки или по незнанию сделать было невозможно: из закромов русской культуры вывел на свет Божий тех, кто по тем или иным причинам был накрепко забыт. Это Сергей Нилус, Евгений Поселянин, Никифоров-Волгин, А. Ишимова, Борис Ширяев, В. Маевский и многие другие, среди которых особое место отдано подвижникам благочестия – Анне Кашинской, Феодосию Черниговскому, Матронушке Московской и Любушке Рязанской. Н.Н. Страхов в своей философской работе сказал, что «мир в целое объединяет человек». Пять стрижёвских книг – лучшее доказательство правды философа. Он действительно объединил русский мир в мощный образ, соединив высокую культуру с простотой, светлую мысль с печалью, силу сердечную и силу природную.

Александр Николаевич никогда не знал «громоносной славы», но лёгкий сердцем, зоркий глазом и мыслью, он всю жизнь открывал и открывает нам наше русское бытие. Он – человек радостный, раздающий радование и радение о своём всякому, кого ещё Русская земля держит во власти своей.

Картина нашего бытия во всех пяти книгах собрания так насыщена полнотой и светом, так богата ритмами и красками, так искренна, открыта и правдива, что только ещё и ещё раз удивляешься чистому стрижёвскому дару. Откуда и как берётся эта тёплая интонация, эта простая сердечность, эта блаженная гармония и ясность ласковой речи? Он о том и не думает – ему просто привычно жить в русских садах и огородах, на просторах высокой культуры и в стеснительно-благодатной тесноте церковной ограды. «Кругом разлита благость Божия! Напояй ею уста, она питательница душ наших». Он без устали питался из разных источников: из говора родной рязанской сторонки, из безмолвного величия природы, из русского горя войны, старых книг и человеческих встреч, переживая их как своё собственное «земное верстание». Думаю, что Александр Николаевич не накопил никакого особенного добра в сундуках да на сберкнижках – зато нажил душу и вложил её в свои книги. 

*Александр Стрижёв. Собрание сочинений в пяти томах. – М.: Общество сохранения литературного наследия, 2007.

Капитолина Кокшенёва


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"