На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Прикосновенье к Ямалу

Жизнеописания обдорских миссионеров в книге Петра Казанцева

Рукопись книги П. Казанцева интересна по разным причинам.

Начну с того, что интерес представляет её жанровое своеобразие: автор сумел совместить жанр историко-краеведческого исследования (основанного на большом массиве первоисточников) с жанром литературно-художественный очерка. Достоверность описываемых судеб и событий усиливается в нужной мере благодаря образности; тем самым автору удаётся избежать примитивного хронологического пересказа событий из жизни героев и добиться более крупного масштаба обобщения материала.

Этим определяется и другая причина, вызывающая интерес к рукописи. По внешним литературоведческим признакам произведение можно отнести к разряду региональной литературы: и оба героя (протоиерей Петр Попов и протоиерей Михаил Путинцев) и место действия связаны с определённым регионом – Ямалом (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Но благодаря масштабу обобщения текст книги выходит за эти «региональные» рамки: проблематика (в широком смысле) произведения оказывается актуальной и попросту интересной для читателя независимо от его, читателя, места прописки.

Вот, к примеру, один из вопросов, который ставит автор, рассказывая о прот. П.Попове: может ли назвать счастливой жизнь человека, который 22 года жизни провёл в маленьком по тем временам селе Обдорском – в глуши, в Заполярье? Ответ на этот вопрос вовсе не однозначен. Возможно, светскому человеку такая жизнь была бы в тягость. А вот для священника, ощутившего своё миссионерское призвание, знающего измерение православной аскезы, такие условия могут стать радостными и благодатными для его духовного возрастания. А проблема выбора жизненных ценностей в ином духовном измерении – это уже далеко не только «региональная» проблема.

К значимым можно отнести так же тему претворения в жизнь духовно-нравственных идеалов (она также характерна для рассматриваемого произведения). Действительно, все мы (а священнослужители – тем более) вроде бы стремимся исполнять заповеди Божии. Однако, трудности, которые нас поджидают, как только мы попытаемся на деле проявить кротость, смирение, милосердие, – эти трудности отвращают нас зачастую от пути истинного и бывают к тому же удобным оправданием для нас. И потому очень поучителен рассказ о нравственном выборе прот. П. Попова, который смиренно нёс миссионерское послушание в ямальской тундре, перенося при этом скорби, – но вслед за тем обрёл и духовные силы, и духовную радость.

Рукопись П.Казанцева интересна также тем, что она в принципе построена по канонам агиографической литературы: на первое место в повествовании выходят духовно значимые события в жизни героев. А бытовые житейские подробности – порой занимательные – опускаются или отходят на второй план. Благодаря этому под пером автора рождаются образы миссионеров-подвижников, для которых апостольское благовестие стало главным делом жизни.

Также представляет интерес стремление автора вписать рассказ о жизненном пути каждого из героев в исторический контекст. Он показывает не только главных героев, но и их окружение, рисуя литературные портреты (точнее – наброски портретов) архипастырей – еп. Валаама II (Успенского), еп. Иустина (Полянского), архиеп. Агафангела (Преображенского). Рассказывая о перипетиях взаимоотношений туземных племён между собой и русским населением, сообщая подробности о ген.-губернаторе Г.Гасфорте, переживая о судьбах детей оборского рыбопромышленника П.Н.Рослякова, автор создаёт тот фон, на котором характеры и судьбы его героев читаются заметней и объёмнее.

И, наконец, существенное достоинство рукописи заключается в том, что будущая книга содержит ряд малоизвестных сведений и подробностей, очевидно интересных читателю. Это, например, рассказ о крещении туземного старшины в Зимнем дворце и его дружба с детьми Николая I; это рассказ о попытке прот. М. Путинцева собрать материал для прославления сибирских подвижников благочестия; это рассказ об особенностях миссионерских поездок в тундру на оленях с проходной церковью и т.д.

К недостаткам рукописи можно отнести перегруженность её сносками и ссылками. Можно посоветовать автору собрать сноски, отсылающие к архивным источникам, в конце каждой главы, а вместо постраничных сносок на книжные издания использовать список литературы в конце книги.

Рукопись книги П. Казанцева, открывающая новые имена в истории православной миссии на Севере Сибири во второй половине XIXв., весьма и весьма полезна для познания России. 

Сергей Котькало


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"