На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Ищущий находит

О повести «Утешение» Николая Гаврилова

Каждый раз, когда  приближается День Победы Великой Отечественной войны, вольно или невольно вспоминаешь вдов и матерей, что жили рядом с нашим домом, а они были в каждом дворе. Когда пятьдесят лет назад я прочел впервые книгу «Матерь человеческая» Виталия Закруткина, я видел в образе его Марии соседку тетку Надю, двоюродную сестру мамы, которая потеряла на войне мужа и похоронила двоих из четырех детей…

Нам в страшном сне не могло присниться, что, спустя несколько десятилетий, подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны будет подвергнут обструкции, а слезы матерей осмеянию. Книги писателей-фронтовиков задвинут подальше на полки, а в некоторых случаях и сожгут. Страну, где была подлинная дружба народов, разорвут в клочья и на долгие годы превратят в поля братоубийственных сражений.

Народ, по слову Андрея Платонова, перестал «одухотворяться», заполыхал Кавказ, полились реки крови и слёз… Одна война сменялась другой, – конца края не видать... И, как это случалось уже не раз в нашей истории, в риторике наших правителей вдруг зазвучали слова о чести, жертвенности, братстве, героизме, стойкости, верности… Благодаря этим ценностям, что всегда живы в народной душе, война на Кавказе пошла на убыль, налаживалась мирная жизнь…

В литературе стали появляться произведения, которые свидетельствовали о высоте духа нашего человека, о его терпеливости, жертвенности, о матерях, что разыскивали своих сыновей в горах Кавказа.

В числе книг, посвященных событиям Кавказской компании, особняком стала пронзительная повесть «Утешение» писателя из Минска Николая Гаврилова. Хотя по прочтению ее скорее можно было бы назвать «Матерь человеческая». Но это, вроде бы пафосное название, с 70-х годов имеет своим озарением своего автора и свою внешне простую русскую женщину, и свою, на первые взгляд, обычную судьбу. Однако под пером большого таланта и героиня выросла в монументальный образ сталинградской Родины-Матери на Мамаевом Кургане. Тысячи матерей, потерявших своих сыновей, высветились таким нетварным светом образа Богородицы, что памятник Марии можно ставить в каждом селении наше необъятной Отчизны. Они, Марии, упорно идут дорогой жен-мироносиц в надежде обрести и вернуть своё дитя домой…

Простая русская женщина Ольга, герой повести Н. Гаврилова «Утешение» прошла свой крестный путь по дорогам Кавказской войны и вернулась с телом сына домой:

«– Вечная память. Ве-ечная па-а-мять… – пропел священник у могилы. Ольга стояла вместе с повзрослевшей Настей и мамой – самыми любимыми людьми на свете. Народу собралось немало, пришли Лёшины одноклассники, бывший муж Сергей со своей женой. Пришла знакомая только по письмам Светлана Леонидовна с сыном, которого Ольга когда-то вывозила вместе с Наташей в трясущемся «Уазике» из горного селения Ведено. Даже Валентина Николаевна приехала, привезла своего Сашу. Покрытый шрамами ожогов парень почти выздоровел и уже мог разговаривать, правда, пока медленно. Военком — он безмерно зауважал Ольгу, предложил произвести прощальный салют, хоть солдатам он не полагался, но она отказалась.

Перед похоронами ей приснился сон: в этом сне ничего не происходило, они с сыном просто сидели на лавочке в парке после учебки, прижимаясь плечами, и молчали. Листва деревьев отбрасывала тень, Алёша сидел светлый и чистый, в парадной форме с шевроном танкиста. Он не говорил, но она чувствовала, что он считает её лучшей из матерей.

Ольга проснулась в слезах и на похоронах больше не плакала.

Иконка, прошедшая с ней войну, осталась стоять на прикроватной тумбочке, возле изголовья постели, чтобы всегда её видеть. Матерь Божья держала в руках Сына, Которого потеряла, похоронила Его, чтобы обрести назад в вечности. Ольге казалось, что они понимают друг друга – две матери...»

Конечно, эти строчки повести кажутся самыми напряженными, после не менее страшных и отчаянных, что прочитаны в повести от начала и до конца, вызывают сопереживание и сочувствие читателя. Так и хочется, чтобы сын Ольги восстал из гроба и протянул руки маме, сестре Насте, бабушке и отцу, дрогнувшему перед испытаниями, предавшего в трудную годину семью…

И все же, напряжение после выше приведенной цитаты не снижается, а, напротив, возрастает:

«Иконка, прошедшая с ней войну, осталась стоять на прикроватной тумбочке, возле изголовья постели, чтобы всегда её видеть. Матерь Божья держала в руках Сына, Которого потеряла, похоронила Его, чтобы обрести назад в вечности. Ольге казалось, что они понимают друг друга – две матери.

Когда разъехались гости…, когда отзвучали звонки со всех концов страны, а успокоившиеся за неё мама и Настя перестали следить за каждым её шагом, она села на автобус и приехала на кладбище.

Тронула рукой свежий крест, землю на заставленном венками холмике и тихо сказала:

– Ну что, сынок… Знаешь, сколько я мечтала посидеть, поговорить с тобой…»

Все так явственно и зримо, что хочется поклониться героине книги в ноги, после пройденного по страницам повести всего Кавказского пути, без надежды надеяться, претерпевая унижения, голод, холод, но искать, найти и вернуть домой возлюбленного сына.

Кто-то может мне возразить, что были книги с похожей мотивацией... – Да, были, и будут, пока на земле продолжаются войны, но и мы знаем, что у Бога все живы, тому свидетельство книги об испытаниях и преодолениях – «Любите нас, пока мы живы» Виталия Носкова, «Без вести пропал» Анны Пясецкой.

Сегодня книга Николая Гаврилова о матери, обретший своего сына, стала в молитвенный строй, чтобы современники поднимали себя из безверия, из беспамятства, чтобы возвышались над немощью и служили ближнему, как бы далеко он не отстоял от тебя.

Книга Николая Гаврилова это не детектив и не беллетристика, это книга о работе матери солдата, что прошла крестный путь сына по полям его сражений.

Не знаю откуда и как рождалось у Николая Гаврилова эпическое полотно трагедии Чеченской войны, но я всем сердцем принял эту боль матери, почувствовал, что для писателя – это часть его судьбы, его жизни и дела.

Сергей Котькало


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"