На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Не только о стихах

К дню всенародного голосования

В нашей повседневной жизни бытуют выражения: «мир поэзии», «мир кино», «мир науки»... Часто эти выражения встречаются в сочетании со словом «особый», как будто речь идет о замкнутом в себе, таинственном, непостижимом мире.

Действительно, в науке, искусстве всё сильнее проявляются «цеховые» тенденции. Поэты не общаются с художниками, музыканты с учёными, и, более того, поэты всё реже общаются с поэтами, музыканты – с музыкантами. Знания, опыт, накопленные в какой-либо области творчества, всё чаще остаются достоянием узкого круга посвящённых, становятся «цеховыми секретами». Семинары, творческие встречи – редкое явление. Сошла на нет деятельность общества «Знание», сократился выпуск научно-популярных книг, недосягаемы цены на книги по искусству, да и книг-то нет, исчезли из киосков «толстые» журналы, зато появились худые с яркими картинками.

Но естественно ли это, когда мир поэзии, мир науки, музыки обособляются, когда разделяются творческие союзы, рушатся связи с общественностью? Только ли отсутствием средств можно всё это объяснить? Создаётся впечатление, что чья-то невидимая рука, руководствуясь принципом – разделяй и властвуй, очерчивает границы каждого мира, сужая эти миры до узких мирков, изолируя их друг от друга, от читателя, зрителя.

Что же происходит с миром поэзии, искусства, которые составляют неделимое целое с нашим внутренним миром?

А внешне дело обстоит так. Настоящая Литература, Музыка, Поэзия встречаются на прилавках всё реже, потому что их, якобы, никто не покупает. Быть может, эта самая Литература не интересна? А как же быть с классикой? Что, тоже не ходовой товар? Хотя применительно к произведениям Лермонтова, Чайковского слово «товар» звучит кощунственно. Но автору, как и всякому человеку, нужно заботиться о хлебе насущном. Еще Пушкин говорил: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». И было бы не плохо видеть в магазинах плоды трудов современных авторов. Но оседают уникальные творения человеческого духа в недоступных частных коллекциях или украшают кухни современных «меценатов», или ждут своего смертного часа в новоиспеченных издательствах, озабоченных выпуском ходового товара. А иногда вывозятся за границу, о чём некоторые авторы говорят с гордостью. А ведь это свидетельство того, что труд этих авторов остался невостребованным тем самым обществом, которое его взрастило, тем самым народом, который питает его духовные силы. Или не всё так просто?..

Довольно часто, после смерти автора, мы вдруг узнаем, что его произведения – гордость нации, и недоуменно разводим руками: а что ж мы раньше-то... да как же так... А ведь автор не за день до смерти взял в руки кисть или написал стихи.

Возможно, кто-то скажет, что стихи – пустая забава, да и вообще, надоело отечественное искусство, набило оскомину. Хочется чего-нибудь новенького, свеженького (как будто речь идёт об осетринке или экзотическом фрукте). Вот на Западе пишут и играют то, что интересно и нужно людям. Вот там у них и читают, и смотрят, и слушают.

Что ж, у нас разгул «рыночных» отношений, и «действует» закон – спрос рождает предложение. Но тогда почему книжные магазины, а их всё меньше, забиты (!) зарубежными, да и нашими, боевиками, сентиментально-эротическими романчиками, детективчиками, книжками по колдовству, «откровениями» знахарей? Ведь их тоже не берут. Может быть дорого? Но такая книжка стоит не дороже пачки «престижных» сигарет. А откуда берутся деньги на их издание? И почему почти нет серьёзной современной иностранной литературы, музыки, поэзии, западной классики? А те книжки, что изредка попадаются, втиснуты между смачными формами красоток с обложек боевиков? Опять не ходовой товар? А кто определяет какой товар ходовой? Уж не та ли продавщица, которая на вопрос: «У вас есть что-нибудь О'Генри?», отвечает вопросом: «О каком Генри?»

А надо ли вообще задаваться подобными вопросами, когда вывод напрашивается сам собой: люди не хотят читать, так же как не хотят слушать музыку, ходить на выставки. Им нет нужды до мира искусства, а пуще того – до поэзии. Для них мир искусства «вещь в себе». Они прекрасно обходятся и без этой безделицы. Пусть мир искусства существует за счёт себя, а проще говоря, съедает свой собственный потенциал, убивает себя самоедством, дробится на мирки и ниши. Людям нужен технический прогресс! Первоочередная потребность – материальные блага. Самая лучшая картина – цифры на денежных знаках, самая приятная музыка – звон бокалов, наполненных «Мартини», лучшие рифмы – рифмы к словам «доллар» и «рубль»! А не навязывают ли нам подобные выводы?.. Ведь человек – есть творческий дух, созданный по образу и подобию Божьему. Созидание, познание – наипервейшая потребность его. На протяжении тысячелетий человечество накапливает интеллектуальные и духовные ценности для постижения Великой Истины. Человек не может и не должен жить вне мира искусства. Больше того, искусство это одна из форм его существования, способ познания иррационального, граничащий с откровением. Так зачем же государство отлучает человека от творчества? Из-за мизерных ассигнований, нищенского заработка их служителей культура, искусство в загоне. Лучшие кадры уходят в коммерцию, бегут за рубеж, вывозя наш интеллектуальный и духовный потенциал. Интеллигенция лишается возможности дать полноценное образование своим детям, т.е. тот самый слой общества, который создает интеллектуальные и духовные ценности, не сможет воспроизвести себя, обречён на вымирание. (Слава Богу, что ещё есть руководители, в меру своих сил поддерживающие творческого человека.) Мыслима ли какая-либо нация, какое-либо государство без интеллигенции? Зачем же средства массовой информации насаждают, так называемую, поп-культуру (в последнем словосочетании уместнее поменять слова местами), исключив при этом полноценные образовательные, исторические, искусствоведческие передачи и публикации? С какой целью тратятся немалые средства на приобретение за границей длиннющих сериалов, которые никто не вспоминает по окончании показа, на приобретение «шедевров» отечественной и зарубежной поп-культуры, на создание сомнительных передач с участием обанкротившихся политиков, псевдозвёзд, бизнесменов, происхождение капиталов которых по меньшей мере вызывает вопросы? Ведь государство финансирует их производителей за счёт искусства. Организация выставки, издание книги – трудноосуществимое дело из-за отсутствия тех самых средств. Концерты же «раскрученных», во всех отношениях, поп-звёзд, «выдающиеся образцы» массовой культуры обеспечиваются мощной рекламой, а серьёзный поэт, музыкант, художник вынужден сам заботиться о своей афише. Но если есть спрос на «массовую культуру», зачем нужна столь мощная «раскрутка» и навязчивая реклама? А может всё же есть спрос на серьёзное искусство, а его, почему-то, почему прячут от широкого круга почитателей? Как-то не вяжется все это с законом – спрос рождает предложение. А не предложение ли порождает спрос и в значительной мере формирует вкус общества?

Так или иначе человек впитывает предлагаемую информацию, и она неотвратимо влияет на его внутренний мир.

Не специально ли вытесняется из нашей жизни Поэзия, Искусство?

Может, формирование «нового» вкуса есть благо для общества?

А если воспользоваться, как говорят математики, методом «от противного» и взглянуть на проблему с другой стороны? Представим, что Поэзия напрочь исчезла с лица земли. Тогда со сцен театров исчезнут многие спектакли, перестанут звучать песни. Но Поэзия по сути своей не только стихи, это и способ мышления. Значит, человечество лишится и музыки, не говоря уже о Прозе, ведь музыка тоже проявление поэтического мышления, так же как и живопись, архитектура и любой другой вид искусства.

Ну и что, скажет кто-то, проживём и без этого. Прогресс, которым так гордится человечество, не остановится.

Но фундаментальная наука, как и прикладная, это тоже Поэзия. Без интуиции, без яркого образного мышления, без сильных эмоций, без головокружительных идей и фантазий, без души, без того, что называют Поэзией, нет науки. Значит, утратив способность мыслить поэтически, человек лишится одного из своих важнейших, если не самых важных, качеств – способности мыслить творчески. Робот будет ему имя! Это ли закономерный итог развития цивилизации? Не для красного словца упомянул я «невидимую руку».

Да полноте, возразит кто-то. Это ж апокалипсис какой-то. Вот в столице у нас с искусством всё благополучно. Там и зарплаты повыше, и аншлаги частенько бывают.

Нет, неблагополучно у нас в столице. Об этом свидетельствует «работа» средств массовой информации, и «исход» имущества знаменитостей за границу. Не доверяет «элита»…

А так ли это важно, что происходит в Москве? Ведь провинция питает её своими жизненными соками, но не наоборот. И потом, если надо уничтожить дерево, кто же будет рубить верхушку? Рубят корни!

Нет, творчество не безобидное, не никчёмное времяпрепровождение, а восприятие его не всегда есть удовольствие. Но способность к восприятию Искусства – необходимый человеку дар Божий, который надо всемерно сохранять и приумножать. А стихи – пробный камень, на котором проверяется состояние общества. Если общество отторгает поэтическое мышление, не принимает Поэзию, такое общество серьёзно болеет, и ему требуется экстренная, возможно, оперативная помощь.

Так кто же и зачем ОТУЧАЕТ человека жить в мире Искусства?..

Михаил Кулижников


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"