На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

На грани беспросветности ?

О книге Василия Белова «Все впереди»

Недавно я перечитал книгу нашего выдающегося писателя Василия Белова «Все впереди», в которую вошли его написан­ный еще при советской власти и получивший большой резонанс в критике одноименный роман и пьеса «Семейные праздники», сюжетно связанная с незабвенными событиями осени 1993 года в Москве.

Произведения эти, посвященные проблемам семьи как цен­тральной ячейки человеческого общежития, показались мне бо­лее чем актуальными для дней сегодняшних, и я решил поде­литься по этому поведу некоторыми своими соображениями, предприняв одновременно и попытку разобраться, почему бе-ловский роман, исследующий один из самых животрепещущих вопросов бытия (имею в виду драматизм семейных отношений), при первом появлении в свет был встречен нашей прогрессист-ской критикой с раздраженным неприятием.

Но сначала — небольшое отступление общего характера.

Старшее поколение читателей России хорошо помнит, ка­кое сильное впечатление произвело на них появление более тридцати шести лет назад на страницах журнала «Север» (№1, 1966) повести Василия Белова «Привычное дело». Без преуве­личения можно сказать, что это был праздник для русского чи­тателя, а имя автора повести с тех пор сделалось одним из самых уважаемых и авторитетных в отечественной словесности — перечитайте, к примеру, статьи таких общепризнанных литера­турных критиков, как В. Кожинов («Голос автора и голоса пер­сонажей», 1968 год), И. Золотусский («Тепло добра», 1967 год), цикл статей Ф. Кузнецова «Судьбы деревни в прозе и критике», статьи А. Овчаренко, М. Лобанова, увидевшую свет в начале 80-х годов монографию Ю. Селезнева «Василий Белов».

Так продолжалось двадцать лет, пока В. Белов не решился «подразнить» нас романом «Все впереди» («Наш современник», 1986, № 7, 8). О, тогда всемирно известный писатель, создав­ший к тому времени, помимо «Привычного дела», еще ряд ук­расивших русскую литературу шедевров («Бухтины вологодс­кие», «Плотницкие рассказы», «Лад», «Кануны»), был подверг­нут жесточайшему остракизму — тут прежде всего приходят на память зубодробительная реплика О.Кучкиной, опубликован­ная на страницах «Правды» 2 ноября 1986 года, непримиримо-воинственные «проработки» беловского романа в статьях В. Лак­шина («Известия», 3-4 декабря 1986 года) и П. Ульяшова («Ли­тературная Россия», 5 декабря 1986 года).

За что же эти помянутые, да и некоторые другие зоилы уст­роили семнадцать лет назад Василию Белову нешуточную вы­волочку? Оказывается, всех их тогда возмутило то, что В.Белов взялся якобы не за свое дело, обратившись в романе «Все впе­реди» к жизни города, столичной интеллигенции, которых буд­то бы не знает, не любит и т. д., а потому, по мнению этих раздра­женных оценщиков, писатель потерпел поражение как худож­ник. Обвинения были высказаны абсолютно бездоказательно, но зато с какой агрессивной самоуверенностью! Напомню чита­телям некоторые из претензий недоброжелателей беловского романа.

Голословно обвиняя В.Белова в «бесконечных сбоях художе­ственной и обычной логики», О.Кучкина писала: «Трудно узнать тут Белова, признанного мастера литературы, прекрасно разра­батывающего «деревенскую тему». Ей как бы вторил В.Лакшин: «Но замечательный знаток Тимонихи (родная деревня Белова — Н.К.), благородный заступник русского Севера, превосходный писатель Василий Белов уже в замысле вступил, как мне кажется, на ложную тропу... За границами нового романа осталось то, что писатель любит: природа, деревня, сельские жители».

«Так что же случилось с Василием Беловым, почему не удался (курсив мой. — Н.К.) его роман? — самоуверенно задавался воп­росом П.Ульяшов и патетически продолжал: «Может быть, от­вет содержится в его прежних книгах? Я открыл «Привычное дело», «Кануны», «Лад» — и сразу на меня пахнуло сочной ре­чью (следа от которой нет и в помине во «Все впереди»), арома­том лугов и трав, причудливыми перебранками мужиков и баб. И все это подано с любовью, даже с любованием, с чувством род­ства и сердечным волнением. Так вот в чем причина! Вот где двигатель искусства. В любви!»

Вчитываясь сегодня в сердитые и одновременно велеречивые словоизлияния хулителей беловского романа, я тоже задаюсь вопросом: почему эта троица цитированных выше критиков так слаженно пропела о якобы художественных сбоях романа «Все впереди» и даже, как «изящно» выразилась О. Кучкина, о преоб­ладании в романе «заданных схем вместо образов», о нравствен­ной неразборчивости героев романа, об их «агрессивности, сме­шанной с бессилием и страхом»? Опровергать многие из откро­венно вздорных утверждений помянутых критиков нет нужды — они опровергнуты уже самой жизнью и жизнью произведения в отечественной литературе. Что же касается претензий тех же не­доброжелателей романа по части его «малохудожественное», то и тут все было шито белыми нитками, и никаких «заданных схем вместо образов» в природе беловского романа нет, а есть полнокровные индивидуализированные характеры, выписанные мастерской рукой — это можно сказать и о Медведеве, и о Брише, и об Иванове, и о Зуеве, и об их спутницах по жизни, обрисован­ных, возможно, и без особой авторской симпатии, но весьма вы­разительно. И читается роман, как и прежде, с неслабеющим ин­тересом от первой до последней строки...

Нынче, по прошествии более полутора десятков лет со време­ни появления романа и в свете тех лавинообразных событий, кото­рые обрушились на нас и разрушили наше Отечество, превратив в конечном итоге Россию в аморфное, третьестепенное государство (о величии же его мы говорим по инерции), становится особенно явственной провидческая мудрость Белова-художника по диагно­стированию как нашего общества в целом, так и его самой неизле­чимо больной прослойки, именуемой интеллигенцией, в частно­сти. И сколь жалкими с позиций нынешнего дня выглядят те пят­надцатилетней давности обвинители-хулители беловского рома­на и самого писателя, будто бы не желавшего «смотреть на обще­ственный прогресс в перспективе» (П. Ульяшов). Тем более, что об­винения-то эти абсолютно не подкреплялись вразумительными до­казательствами, оставались на уровне иносказательных намеков, вроде рассуждений покойного В. Лакшина о «русской истовости» В. Белова или о «тайнах губительного зла, родственного масонству», которым будто был причастен один из героев романа Михаил Бриш, играющий в добропорядочного семьянина, а по сути он — откровенный циник и бездушный прагматик...

Впрочем, фигура Бриша — знаковая. Кому-то он и впрямь может показаться респектабельно-добропорядочным — ведь он, можно сказать, «осчастливил» свою юношескую возлюбленную, женившись на ней после того, как упекли в тюрьму ее первого мужа Медведева, кстати, начальника и давнишнего приятеля Бриша. И не просто женился, но всеми силами и средствами (не гнушаясь и откровенно безнравственных) добивается отцовс­ких прав над детьми этого самого Медведева. Есть, правда, одна черточка в характере Бриша, делающая его излишне вспыльчи­вым и раздражительным: он переполнен гордостью за свою на­циональную богоизбранность, а потому всякого несогласного с ним в этом вопросе незамедлительно зачисляет... в антисемиты («Мы дали миру столько великих людей, что вам и не снилось! Мы обогатили мировую культуру. Нашими мифами до сих пор питается христианство, а вы? Вы — скифы, как сказал Блок. Вам вообще суждено исчезнуть!» — бросает он в гневе русскому при­ятелю Иванову). И в этой откровенно русофобской истерии Бриша покойный В.Лакшин узрел всего лишь намек на какие-то «тайны масонского зла»?!

Нынче-то все эти «тайны» давно сбросили с себя покровы и обрели статус государственной политики власть предержащих. А русофобскую «речь» беловского Бриша почти слово в слово повторяли за последние годы как многие из нынешней правящей «элиты» — навроде А. Коха, А. Чубайса, так и временно «сли­нявшие» за границу магнаты типа В. Гусинского и Б. Березов­ского. Слинявшие, но ни на минуту не прекращающие свою де­ятельность по «моделированию» жизни, про которое с глубо­чайшей горечью и... пророчески размышляет нарколог Иванов в романе «Все впереди»:

«Почему доброе начинание оборачивается впоследствии та­ким откровенным злом? Надо бы выяснить на досуге, случай­ны ли подобные начинания. Или они генерируются кем-то? А после подбрасываются нам «для внутреннего употребления». Всюду модели. Моделируют музыку, природу. Течение рек. Са­мого человека. Медведев сказал как-то, что теперь человечеству вполне по силам смоделировать апокалипсис. Репетиция конца света?.. Уже известно, что будет через пять, десять, пятнадцать лет... Там, за океаном, уже знают, сколько русских останется к двухтысячному году... Они знают, какой у нас будет смертность, сколько детей будут рожать наши женщины. Вычисляют даже процент дебильности. Они моделируют войны. Экономику и политику. Поведение женщин и молодежи. Ведь идеологичес­кие наркотики нисколько не лучше физиологических...»

Можно ли было в этом взволнованном монологе (я, правда, считаю, что идеологические наркотики много хуже всяческих порошков и травок) узреть «пафос отрицания прогресса вооб­ще», как это ухитрился сделать П. Ульяшов? Крайне интересно было бы знать: гордится или стыдится сей некогда «суровый критик» своими столь размашистыми заявлениями, сделанны­ми по горячим следам появления беловского романа в печати?.. Нынче, сказывают, при правлении «демократов» он преуспел на издательском поприще. Что же, может быть, он и впрямь на­шел свое призвание как книгоиздатель, и, как говорится, Бог ему в помощь. Но если сохранилась у него хоть малая толика ис­кренности, то он, полагаю, должен осознать, сколь необоснован­ной и несправедливой была его критика беловского романа на страницах «Литературной России» в декабре 1986 года.

Что же касается О. Кучкиной, то тут, мне кажется, всякие уве­щевания напрасны: она принадлежит к той породе воинствую­щих зоилов, для которых брань — единственный способ суще ствования в журналистике. И все же я порекомендовал бы ей прочитать пьесу Василия Белова «Семейные праздники», вклю­ченную писателем, думается, совсем не случайно в ту же книгу, что и роман «Все впереди» — уж пьеса-то, проникнутая страст­ным чувством воодушевления уберечь нашу семью от разруше­ния, может, заставит журналистку признаться хотя бы самой себе, что ее претензии к Белову о незнании жизни москвичей — предвзяты и беспочвенны...

События в пьесе происходят в одной московской семье в страшно-трагические дни конца сентября — начала октября 1993 года. Все действующие лица пьесы — коренные москвичи, и опять же... интеллигенты, живущие в большой квартире вроде бы единой семьей, но вставшие по разные стороны баррикад в условиях полного разброда и развала ельцинской России. Стар­шая чета семьи, правда, предпочитает нейтралитет (хотя из уст лично честного «демократа», ученого-атомщика Владимира Гри­горьевича нередко «выпрыгивают» и резко критические заме­чания в адрес правящего режима), а дети их оказались ввергну­тыми в самую пучину происходящей в Москве ужасной катава­сии: Александр, исполняя воинский долг, защищает Ельцина и его присных, дочь Люба вместе со своим мужем встали в ряды непримиримых противников власть предержащих, к ним тянет­ся и младший брат Любы Валерьян.

Но при всем столь явном мировоззренческом противостоя­нии персонажи пьесы изо всех сил цепляются за семейные скре­пы как коренные основы мира и спокойствия, и в этом исклю­чительная притягательность пьесы, несмотря на ее политичес­кий окрас (отмечу опять же великолепное умение Белова-дра­матурга лепить подлинно осязаемые характеры с яркой инди­видуализацией их).

Надо вообще отметить, что яростным пафосом сбережения семьи как основы основ нормального развития жизни пропита­ны все сочинения выдающегося мастера, ибо разрушение этой хрупкой ячейки по имени «семья» чревато перманентной бес­просветностью или бесконечным тупиком, если воспользовать­ся выражением современного молодого писателя и философа Дмитрия Галковского.

Но есть надежда преодолеть эту беспросветность, выйти из этого бесконечного тупика, если, отбросив всяческую шелуху по «моделированию» жизни, мы сбережем естественные и до­верительные отношения в семье, сохраним чувства милосердия и сострадания к ближнему — вот, собственно, магистральная идея обоих беловских произведений, о которых шла речь.

2002 г.

Николай Кузин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"