На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Мастера родной земли

В гостях у Аркадия Пластова

Много чудесных мест в России. Я хочу рассказать об одном из них – селе Прислониха Ульяновской области. Там я побывала совсем недавно, возвращаясь из поездки в Болдино. Казалось, что все интересное позади, но шофер остановил автобус в селе с удивительно веселым названием – «Прислониха». Слоны там, конечно, не водятся. Этимология слова связана со словами: «при склонах». Село так и называлось раньше: «Присклониха». Со временем буква «к» затерялась, так и получилась «Прислониха».

Село, действительно, находится при склонах: раскинулось у подножия холмов, заросших деревьями и кустарниками. Прислониха, русская красавица стоит в золотом кольце лесов, подступающих к самой околице. Прислонилась к горам, к покатым холмам, расставила деревянные домики, пасет коров да смотрит на пашни. В центре села – Церковь. А рядом – музей художника Аркадия Александровича Пластова. Старенький домик с палисадником, открытая, словно приглашающая нас войти внутрь, калитка…

С некоторой робостью я зашла в просторные сени, а затем в горницу: именно здесь расположился музей. Встретила нас хозяйка музея Романова Н.А. Простыми словами она начала рассказ о своем земляке, о художнике мирового уровня, большую половину жизни прожившем в Прислонихе. Но сколько в ее словах было искренности, доброты, неподдельного сочувствия. Много раз я видела произведения Аркадия Пластова (и репродукции на уроках русского языка, и картины в Третьяковской галерее), но не могла и представить, что их создатель жил рядом с нами.

С незапамятных времен деды и прадеды Пластова жили в деревне Прислонихе, в шестидесяти верстах от Симбирска, ныне Ульяновска. Дом его находится прямо напротив сельской церкви, которую его предки расписывали. Здесь, в Прислонихе, Пластов   родился, бегал по лесам мальчишкой. Художник был убежден, что крестьянская жизнь, особенно крестьянский труд не только красивы, но и понятны, просты, доступны кисти художника. Сила художника заключилась в том, что гигантский пласт жизни –   русское село, его природу, людей он знал изнутри.

В музее находятся и картины Пластова, и репродукции известных картин. Вот одна из них – «Фашист пролетел». На холсте – поздняя осень. Березы стоят уже голые. Только на дубах остались листья – тяжелые, бурые, пропитанные осенними дождями. Мы видим холм, поросший порыжевшей травой, а вдали, как сине-зеленый ковер, уходят к горизонту поля озимых. И над этими полями, уже далеко, летит самолет. Только что он пролетел здесь, над опушкой леса, над мальчишкой-пастухом, над его стадом. Фашист прижал машину к земле и бессмысленно, жестоко полоснул из пулеметов по скотине, по маленькому пастуху. Мальчишка упал мертвым на свою родную деревенскую землю. Сгрудились овцы. Воет над убитым собака. А над пробуждающимся к жизни полем озимых летит самолет, и фашист, должно быть, жалеет, что поле хлеба нельзя расстрелять из пулемета, как маленького пастуха. Война ворвалась в этот уголок России и внесла в него самое безобразное, самое бессмысленное, самое преступное из всего, что может произойти на свете, – насильственную смерть ребенка. Это преступление особенно ощутимо на фоне мирной, бесхитростной родной природы.

А вот еще одна картина – «Весна». Эта – совсем иная. Весна… Непокрытый предбанник. Большие слипшиеся снежинки падают на золотую солому, на розовое обнаженное тело женщины, только что вышедшей из бани. Женщина вымыла девочку – и вот одевает ее. Только тот, кто мылся в русской бане, кто знает удовольствие облиться в предбаннике ледяной водой, перемешанной со снегом, понимает, что женщине не холодно после жаркой бани, что она не торопится уйти из-под падающих снежинок, бессознательно радуясь ощущению своей молодости, здоровья, силы….

Если в первой картине зритель чувствует боль, негодование перед содеянным преступлением, преступлением против жизни, против русской земли, то во второй картине мы видим одно из самых поэтичных и чистых изображений женщины в нашей живописи.

После этой поездки я поняла, что удивительное – рядом с нами. Нужно только постараться увидеть это, различить среди шума и суеты. И, прежде всего, нужно любить то, что нас окружает – родную природу, свою малую Родину, свое Отечество.

Софья Кузнецова, учащаяся ОУ СОШ № 14 г . Сызрани Самарской области


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"