На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Художник русской провинции

Ближе всего к душе

В нынешнее непростое время, когда происходит подмена нравственных и духовных ценностей и насаждаются мутные ориентиры, не одна оскорбленная русская душа произносит с негодованием: «Да когда это кончится?!» И каждый, живущий по совести человек, невольно думает о том, что должен, непременно должен сделать что-то, чтобы пресечь проистекающее зло, вернуть былое величие народа, добиться, чтобы сама мысль о превращении русской нации в торгашей, процентщиков и воров заказала долго жить, чтобы потомки жили, как и наши предки, в великой стране. Надо сделать что-то, но что, что? Есть ли ответ на это? «Есть», — скажу я.

В Пензе, в довоенные и послевоенные годы, жил удивительный художник, могу сказать, один из самых талантливейших в России – Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Человек непростого характера, резкий, даже грубоватый в общении с людьми, но в совершенстве владеющей своей профессией. Это он, преподаватель Пензенского художественного училища, в годы войны направил письмо И.В. Сталину, ратуя за то, чтобы художники были отозваны из действующих армий. Ему важно было донести мысль, что талант, дарованный Богом художнику, – великая редкость, и необходимо, чтобы остались в живых те, кто мог бы после окончания войны способствовать сохранению и утверждению национальных традиций в русской школе живописи.

И морозной зимней ночью 1943 года в далекую Пензу примчал фельдъегерь, чтобы вручить И.С. Горюшкину-Сорокопудову письмо от вождя, в котором извещалось, что вопрос, поставленный художником, решен положительно.

Пензенское художественное училище сохранило традиции русской национальной школы живописи в военное и послевоенное время. Хранит оно их и по сию пору. (И в том немалая заслуга Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова, человека, умевшего мыслить по-государственному.) И потому невольно радуешься, видя работы выпускников училища.

Но вдвойне радуешься, когда в русской глубинке появляется талант, который со временем может составить гордость России.

В данном случае я говорю о художнике Валерии Копняке.

Смотришь на его картины и вспоминаешь имена пензенских мастеров живописи И.С. Горюшкина-Сорокопудова, Аристарха Лентулова, москвича Константина Коровина, уроженца старинного Можайска Сергея Герасимова… Столько ясности, столько искренней, ярко выраженной любви к родной земле…

Названия картин В. Копняка говорят сами за себя: «Русь», «Весна пришла», «Ильин день», «Троицын день», «Масленица», «Сретенские морозы»…

Ближе всего его душе – предощущение весны, пробуждение природы от спячки.

Не побоюсь сказать, в русской живописи появился молодой лидер, определивший главную тему для современного художника.

Ныне, при исчезновении русских деревень, функции их выполняют провинциальные российские города. Именно они сохраняют дыхание Православной Руси, именно в них продолжается исконно русская жизнь. Именно её красоту передает в своих картинах Валерий Копняк. У России крестьянской, с её древнейшей культурой и богатейшим наследием есть теперь свой выразитель.

Немногословный, застенчивый парень…

Окончил Пензенское художественное училище и, совсем недавно, — «Глазуновскую» академию.

— В чём назначение живописи? – задаю ему вопрос, с некоторой поры мне не безразличный.

Он пытливо, несколько изучающе смотрит на меня и задумывается.

— В том, чтобы доносить до людей красоту, — слышу в ответ.

Прошу его сравнить систему преподавания в училище и академии.

— Училище — основа, — отвечает Валерий, — оно уже выпускает хороших специалистов. Есть много талантливых художников, которые заканчивали только училище. Академия же помогает подняться на более высокий уровень. В академии есть возможность отточить все те знания, которые недополучил в училище. У неё замечательная библиотека, анатомические залы, та обстановка, о какой мечтает любой художник. Для того чтобы расширить кругозор учеников, академия устраивает поездки в Плёс, в Суздаль, на Валаам, в Петербург, Псков, на Соловки, в Вологду, Киев и заграницу: в Венецию, Италию, Испанию…

Преподаватели в училище и в академии ставят одни и те же задачи. В силу возраста и неопытности не всем удается достигнуть той планки, которую ставят в академии».

— Ну а как ты считаешь, влияет ли современная живопись на общество? – задаю вопрос.

— Думаю, влияет на сознание не общей массы, а лишь на её думающую часть, — отвечает он. – СМИ, телевидение, в частности, оказывают большее влияние на массовое сознание, и очень сильно зачастую определяя её направление. Под «современной живописью» я понимаю реалистическую школу, основанную на традициях, существовавших в Петербургской Академии художеств и среди передвижников. Но, к сожалению, все чаще современной живописью называют не реалистическое направление искусства, а всевозможные «…измы» — течения, которое сложно назвать живописью.

Мне интересно его суждение об отношении, взаимосвязи между современными художниками и Церковью.

— Художник и Церковь в их взаимоотношениях в настоящее время? – задаю я вопрос.

— Я бы не стал противопоставлять Церковь и время, — отвечает он, и слышу тонкое, верно подмеченное, – потому что Церковь не может быть «современной или несовременной». Это понятие вне времени. Быть в Церкви или нет, зависит только от человека. Человек – это творение Божие, а талант – дар Божий. Воцерковление играет определённую роль в творчестве. Не случайно, что работы одних художников несут умиротворение и радость, а в работах  других чувствуется душевный надлом, болезненность.

И через паузу:

— Человек я грешный и недостойный. И сам без Бога нашего не смогу.

Добавлю от себя. В Пензе, по субботам и воскресеньям Валерий поёт на клиросе в храме Петра и Павла третьим голосом (тенор).

Большой труженик, он едва ли не все своё время отдает работе. Работа, на мой взгляд, его главный движитель, и главный помощник здесь, чувствуется по всему, — жена.

— Мне нравится высказывание Константина Алексеевича Коровина «Искусство должно приносить радость человеку», — говорит Валерий. — А вдохновляет меня, — словно угадывая мою мысль, продолжает он, — моя супруга и любовь – Анна. С ней мы познакомились еще в училище.

— Чем на твой взгляд западноевропейское искусство отличается от русского? – спрашиваю я.

— Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что русская живопись мне более близка по духу, чем западноевропейская. Я восхищаюсь их мастерством владения тонкостью рисунка, композиции, изяществом форм, однако их работы не рождают во мне душевного сопереживания. Я думаю, что это естественно, ведь западноевропейская культура отличается от русской. Таких художников, как В.И. Суриков, В.М. Васнецов, М.В. Нестеров я не могу сравнить с П. Веронезе, с Тинторетто, Тицианом, для меня русские художники роднее и лучше. Хочу взять любимую картину М. В. Нестерова «Святая Русь», где изображен Спаситель, а за ним – Николай Мирликийский Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский, а впереди – простой русский народ, испрашивающий благословения у Господа нашего Иисуса Христа. На заднем плане красивый пейзаж с далями, березками.

Он на мгновение умолкает и неожиданно говорит:

— Знаете, вспоминается поездка в Поленово. Стою, пишу этюд, возле меня белый храм, прямо передо мной спуск и вид на погост с кудрявыми березами. По левую сторону видны домики, субботний вечер, топятся бани, где-то слышится лай собаки и стук топора из соседней деревни. Зазвонил колокол. Идет вечерняя служба, и священник, выходя на ступени храма, поёт, и по всей округе, как будто по всей Русской земле разливается пения «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас…»

Красивый молодой парень. Силой и добротой веет от него, как от сказочных русских богатырей. И понимаешь, он не предал учителей, не прервал преемственности с русской школой живописи. Тем и силен, тем и трогает каждого, стоящего перед его картинами, пробуждая у него ответ — что же делать в этом мире зла и насилия. Живи, как жили предки. Не прерывай преемственности с древней Россией, и помни, ты в своих делах должен жить для её будущего. Временщики же всегда были явлением временным.

Помогай Бог тебе, Валерий Копняк, в твоей нужной для России работе.

Лев Анисов (Тверская область, деревня Богунино)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"