На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Мы еще повоюем!

Театральный дневник

«Чирик кердык ку-ку» в Омском музыкальном театре. Режиссер народный артист России Кирилл Стрежнев (Екатеринбург), композитор заслуженный деятель искусств РФ Александр Пантыкин, дирижер-постановщик заслуженный артист России Александр Хмыров, либретто Николая Коляды, Александра Пантыкина, Татьяны Ширяевой.

Восторженно встретила публика первую премьеру на Малой сцене (площадка Дома актера), открытой по инициативе директора театра Бориса Ротберга, с незатейливым названием «Чирик кердык ку-ку» по пьесе «Баба Шанель» драматурга из Екатеринбурга Николая Коляды. Для этого есть ряд причин.

Спектакль создан на современную животрепещущую тему о судьбе старшего поколения. Оно оказалось ненужным не только потому, что износилось физически (55 лет бабий век), но еще и осталось носителем идеологии отброшенного общественного строя. Государство стало относиться к пенсионерам, прежде уважаемым, как к тормозу, обузе на пути строительства светлого капиталистического общества. Да и мировой капитал не скрывает своей цели резко сократить население России, где самыми ненужными оказываются пенсионеры. И вдруг они громко заявили о себе.

В одном из клубов женщины преклонного возраста Капиталина, Сара, Ираида, Нина и Тамара отмечают 10-летний юбилей своего певческого коллектива. Они поют и пляшут, не желая укладываться в исторический сценарий, для них приготовленный. Особую привлекательность спектаклю придает то, что роли исполняют артистки тоже из числа ветеранов. Они играют не только престарелых персонажей, но, странное дело, и самих себя. В результате создается атмосфера особого душевного комфорта и гармонии.

Драматург Коляда имеет, кроме того, дар брать своих персонажей прямо из среды наших современников, помещать их на сцену, и они, как ни в чем не бывало, начинают сценическую жизнь. На премьере персонажи были взяты как бы из зрительного зала, где большинство составляли люди солидного возраста. Зрители видели на сцене самих себя, что называется, один в один, узнавали себя и это одна из причин громкого успеха спектакля.

После спектакля я беседовал с постановщиком Кириллом Савельевичем Стрежневым и спросил его, на какой контингент зрителей он рассчитывал, не на пенсионеров ли только? Он уверенно ответил, что будет интересно всем, включая молодых, которые увидят своих бабушек с неожиданной стороны. У меня были также некоторые сомнения в том, не слишком ли простонародны его персонажи, с их притопами, прихлопами и частушками с намеками. Он успокоил меня и в этом, сказав, что интеллектуал может найти для себя в спектакле особые детали, которыми Коляда любит насыщать свои пьесы. Готовя этот материал, я действительно нашел некоторые из них.

У советских женщин одна судьба, но разные характеры со следами прошлого рода занятий. Вот Сара Абрамовна, 85 лет, бывшая ревизор (артистка Татьяна Луцак) беспоминутно читает красивые стихи Марины Цветаевой и Анны Ахматовой, что раздражает ее подруг, но забавляет зрителей. К примеру: «Проста моя осанка! Нищ мой домашний кров! Ведь я островитянка! С далеких островов!» В самом деле, откуда ты, Сара?

Острого характера бывшая доярка Капиталина, 90 лет, (народная артистка России Валентина Шершнева). Она подпитывается давно уже не молоком, а русским фольклором в виде полузабытых поговорок и прибауток: «Барскому псу и мосол не мосол», «Дай яичко, да еще и облупленное», «Не до коляды, когда полная хата беды» и ряд других. В последней мудрости, как видим, обыгрывается фамилия самого драматурга. Капиталина старшая по возрасту, лидер группы и не зря эта роль доверена Валентине Шершневой, любимице омской публики. Вообще-то говоря, в спектакле нет главных героев и второстепенных персонажей, всем даны равные возможности.

Неоднократно срывает аплодисменты актриса Тамара Славченко в роли 80-летней Ираиды, «бывшей бухгалтером, за что и отсидела». Чего стоит, в частности, одна только тельняшка, а, возможно, и тюремная фуфайка из-под внезапно распахнутого глухого френча.

Комично выглядит балерина Тамара 70 лет (Ирина Кожевникова), неизвестно как ставшая в свое время победителем социалистического соревнования, давно потерявшая свои формы, но уверенная, что она по-прежнему неотразима, как в свои лучшие годы.

Создатели спектакля добродушно посмеиваются над своими персонажами. Вот и Нина Андреевна 75 лет (Надежда Мотовилова), член парткома завода «Три тройки», в красно-черном плаще исполняет арию Мистера Икс из оперетты Кальмана «Принцесса цирка». Но смешно это только на первый взгляд. Вечно в черной маске, никем не принимаемый Мистер Икс есть намек на жалкую участь КПСС, о которой и сегодня гадают: кому же она служила? Ария Мистера Икс, возможно, является оригинальной придумкой режиссера, но я обнаружил здесь еще одну из тех скрытых деталей, которая, без сомнения, принадлежит автору Николаю Коляде, о чем предупреждал режиссер.

Мне открылось, что в имени «Нина Андреевна» зашифрована историческая личность и связанные с ней события эпохи перестройки. В марте 1988 г. в газете «Советская Россия» была опубликована ныне забытая статья преподавательницы Ленинградского технологического института Нины Андреевой, под названием «Не поступлюсь принципами». В ней она выступила против перестройки и нападок на КПСС. Статья имела огромный резонанс, она рассматривалась на заседании Политбюро ЦК КПСС, а затем обсуждалась и клеймилась во всех первичных партийных организациях СССР. Всем хотелось перестройки, и статью дружно обозвали «манифестом антиперестроечных сил». Да, не прост Коляда, напоминая о значительных общественных событиях только одним именем – Нина Андреевна, члена парткома какого-то завода «Три тройки», над названием которого может подумать всяк желающий.

Несправедливо было бы не сказать и о руководителе ансамбля с душещипательным названием «Наитие» Сергее Сергеевиче (Константин Черных). Он оживляет действие, увлечен, находчив, смотрится с неослабевающим интересом, недаром все участницы ансамбля понемногу влюблены в него. Однако и он способен ошибаться, предлагая своему коллективу новую солистку Розу Николаевну (заслуженная артистка России Ирина Трусова), женщину вызывающую, самоуверенную, избалованную вниманием по роду своей деятельности в качестве секретаря директора. Коллектив дружно отверг ее, предпочтя десятилетнюю девочку (Лиза Барковская).

Девочка эта была немая, но в конце спектакля вдруг запела под влиянием неведомой преобразующей силы, вероятно, исходящей от коллективного народного творчества. Задумка о преемственности поколений очень хороша, но чудо исцеления девочки слабо мотивировано. Чудеса, то есть нарушение привычных законов бытия, совершаются по воле Божией, но среди персонажей пьесы нет ни верующих, ни каких-либо следов упования на сверхъестественные силы. Нет здесь и намека на философию космизма, одним из представителей которой был Н.Ф. Федоров (1828-1903), считавший, что, соединившись в «общем деле», люди не только преобразуют себя, но добьются продления жизни и даже воскрешения мертвых.

В спектакле представлено советское общество в миниатюре, волею Всевышнего перенесенное, как на машине времени в другую эпоху. Максимально приближая содержание сценария к сегодняшнему дню, Коляда на ходу схватывает интересные факты общественной жизни. Так, на конкурсе песни «Евровидение – 2012» выступал фольклорный коллектив «Бурановские бабушки» из Удмурдии, а в 2013 году в пьесе «Чирик кердык ку-ку» бабушки тоже мечтают попасть туда же, да хоть и в Катманду (столица Непала).

Спектакль поставлен в форме бурлеска, то есть в преувеличенно-комическом изображении действительности, и это другая причина интереса к нему. Ветераны Музыкального театра высокопрофессиональны и в этом отношении их не сравнить с бурановскими бабушками: у тех самодеятельность, у наших – подлинное искусство. Жизнь коротка, не вечны и ветераны сцены, но они вписали и вновь вписывают себя на страницах искусства, следуя древней поговорке: «Ars longa, vita brevis» («Искусство долговечно, а жизнь коротка»).

Спектакль наполнен жизнеутверждающей, от рока до русской плясовой музыкой композитора Александра Пантыкина, исполняемой инструментальным ансамблем под руководством дирижера-постановщика Александра Хмырова.

В заголовок этого материала вынесена ставшая крылатой цитата из стихотворения И.С. Тургенева в прозе «Мы еще повоюем»: «Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. В десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно. Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, слово и черт ему не брат!.. Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я… Мы еще повоюем, черт возьми!» Так пробуждает оптимизм и спектакль «Чирик» Омского музыкального театра.

Что касается драматурга Николая Коляды, то пока писался этот материал, он преподнес еще один экстраординарный сюжет, будучи снятым с самолета в нетрезвом виде («надсаживал бочком, бочком»), и его театральный коллектив улетел на гастроли в Москву без своего обожаемого руководителя. Бог ему судья, а мы оцениваем лишь его творчество.

Лев Степаненко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"