На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Скандал в Польше

Спектакль по пьесе Тадеуша Слободзянека «Наш класс» театра имени Вахтангова на VI Международном фестивале в Омске 29 июня 2018 г.

1935 г. Скончался глава возрожденного Польского государства, национальный герой, маршал Юзеф Пилсудский, любимый всеми польскими евреями. Его смерть вызвала ухудшение положение евреев, поскольку и без того доброе отношение Пилсудского к ним встречало яростное сопротивление значительной части польского общества. С этого момента начинается спектакль про одноклассников одной из школ небольшого города Едвабне. В нем пять поляков (Зигмунт, Хенек, Владек, Рысек и полячка Зоська) и пять евреев (Якуб Кац, Менахем, Абрам, а также Рахелька и Дора).

Артистам 25-30 лет. Они воспроизводят судьбу своих героев, начиная с пятнадцатилетнего возраста (год рождения персонажей у большинства 1920) и до окончания жизни каждого, оставаясь в своем возрасте и без грима. На сцене десять школьных досок, на каждой из которой написано персонально имя и годы жизни каждого. Обращают на себя внимание у трех даты кончины: две 1941 и одна 1942, настраивающие на тревожный лад. Остальные скончались каждый в свое время с 1975 по 2003 г., пьеса написана в 2008 г. Доски свободно передвигаются, превращаясь в ширмы и более сложные конструкции – весьма удачное сценическое решение. Под ними и между ними можно свободно проходить. Доски дополняют у каждого участника школьные указки, превращающиеся по ходу действия то в винтовки, то в палки для избиения людей, то в трости.

Звучит одна из любимых песен восточноевропейских евреев – «Тум балалайка», под звуки которой танцуют, шутят и дурачатся школьники. Особенно забавна высокая Зоська. Актриса Полина Кузьминская, изображая нескладную угловатую девочку-подростка, непосредственная и раскованная. Поляк Рысек (Юрий Поляк) влюблен в еврейку Дору (Дарья Щербакова), и над ним все подшучивают, но она предпочитает Менахема (Владимир Шульев), от которого скоро забеременеет. Сцена сыграна непосредственно, на подъеме, зрители, замечаю, расплываются в улыбках, но это были единственно светлые минуты. Поляки зачем-то бьют и пинают Менахема, предложившего Доре покататься на новом велосипеде, а наиболее активный из евреев Якуб Кац (Эльдар Трамов) сквозь зубы произносит: «Бандиты, вы еще пожалеете».

В следующей сцене этническое непонимание нарастает. Хенек (Алексей Гиммельрейх), который станет после войны ксендзом, объявляет: «Согласно распоряжению министра просвещения, предлагаю прочитать католическую молитву, а наших одноклассников – евреев и евреечек – прошу перечесть на задние парты». Хенек читает: «Верую во единого Бога, Отца Всемогущего…», а Якуб Кац выражает свое недовольство.

События развиваются быстро. По договоренностью с Гитлером 17-29 сентября 1939 г. Красная армия заняла восточную часть Польши. В честь ее прихода евреи Едвабне построили приветственную арку. Католический храм был превращен в кинотеатр «Аврора», и Менахем стал его директором. Даже поляк Владек (Павел Попов) засомневался: «Мне, пожалуй, даже нравится этот Советский Союз. Нет ни богатых, ни бедных». Опомнился он тогда, когда за работу взялся НКВД, и стали в массовом порядке пропадать люди: «Советский Союз мне разонравился, и я решил бороться». Забрали, в частности, отца Зигмунта (Владимир Логвинов) за бело-красный флаг Польши, а ему самому предложили сотрудничать с чекистами, на что он дал свое согласие, продав душу дьяволу.

Летом 1941 г. пришли немцы, а ними и беда для евреев, но не от немцев, а от…поляков. Немцы и красные в спектакле лишь упоминаются. Польские националисты из числа одноклассников начали сводить счеты с евреями, из которых первым пал Якуб Кац. Невероятно, Зигмунд, Рысек, Хенек, который потом стал священником, и Владик остановили его посреди главной улицы и начали убивать. Жуткая особенность пьесы и спектакля в том, что каждый персонаж рассказывает о своих черных делах сам. Говорит Рысек: «Я выломал из забора самую толстую доску, которую только нашел. Кац уже подходил к рыночной площади, когда я догнал его и ударил по голове. Он сделал несколько шагов и упал прямо перед калиткой своего дома». Рассказывает Хенек: «Я ударил его несколько раз доской. Доска сломалась, гнилая». Владек: «Они били Якуба, пока доски не превратились в щепки. Все стояли и смотрели. Кац ногтями скреб мостовую».

Это еще не всё, дальше происходит нечто невообразимое и маловероятное. Рассказывает Рысек: «Кац мучился, никак не умирал. Мне стало жаль его. У самой калитки булыжники были расшатаны. Я взял один, кило 10-15…так, навскидку. Поднял повыше и изо всех сил бросил ему в голову. Раздался хруст, что-то теплое брызнуло мне в лицо. Я потрогал пальцем, это были мозги Каца». Владек добавил: «Рысек облизал палец, испачканный кровью и мозгами Каца». Невероятно, но это уже сродни людоедству. Не верится, что до такого зверства могли дойти поляки. Есть ли причина, за которую евреи поплатились такой страшной ценой?

А что дальше? Эти же ребята пошли насиловать свою одноклассницу Дору, у которой был годовалый ребенок и муж Менахем, спрятавшийся в это время в кустах. Убиение Каца показать на сцене, конечно, было невозможно, а вот изнасилование показали весьма натурально и подробно пересказали: кто держал за ноги, кто за руки, кто первый, кто второй. Но это было лишь прелюдией. Массовая резня началась у овина, в котором сожгли всех местечковых евреев, около 1600 человек. Рассказывает Рысек: «Селява выхватил из-за пояса нож, схватил раввина за бороду и смаху перерезал ему горло от уха до уха. Хлынула кровь. «Учись, сынок» – сказал он. Мы взяли раввина за руки и ноги, раскачали и бросили в яму. Портной Элек потерял сознание, так что с ним управились быстрее. Потом Селява распределил обязанности. Шестеро раздевали евреев, потом держали, по трое на одного, двое за руки, один за ноги. Бронек оглушал топором, Валек – молотом. Селява с мясником перерезали горло и вспарывали живот, чтобы земля потом не шевелилась. «И так пускай спасибо скажут, что мы их по-христиански убиваем, – сказал Селява, – а не так, как они скотину режут. Пока вся кровь не вытечет». Мне досталось держать за ноги. «Когда я устану, ты меня сменишь, – сказал Селява, – а пока смотри».

Большую часть оставшихся живых закрыли в овине, облили керосином и подожгли. В их числе оказалась и Дора с ребенком, но они просто задохнулись, т.к. были завалены телами других. Сложнее и хлопотнее оказалось зачистить следы происшедшего, т.к. все трупы немцы приказали немедленно закопать. Объективности ради, в спектакле сообщается, что один из одноклассников – Владек спас Рахельку, крестил ее в католичество и женился на ней. Он же застрелил своего одноклассника Рысека, добив его выстрелом в ухо, когда тот пытался выдать Рахельку немцам. Зоська же укрыла у себя Менахема, который оказался откровенным подлецом.

Убиенных постановщики оставляли на сцене, и те в сторонке наблюдали за тем, что происходило с оставшимися. Появлялся также уехавший в Америку еще до войны одноклассник Абрам (Максим Севриновский), который писал друзьям письма и не представлял масштаба чудовищных событий в Польше. Лишь позднее он узнал, что в овине сгорели все его многочисленные родственники, которых он подробно всех перечисляет.

Игра артистов соответствует духу времени и содержанию спектакля, который выстрадан ими. Трудно выделить кого-либо из них, потому что это плод коллективного творчества, но персонажи их вполне индивидуальны. Дора – типичная представительница своего народа – жизнерадостная при всех страшных обстоятельствах. Рахелька – осторожная и рассудительная дочь мельника. Владек – мощный, основательный, ищущий и ошибающийся, живущий так, как будто везет тяжелый воз. Зигмунт – прилизанный, безликий, запутавшийся и потому опасный…

Сцена из спектакля: выше всех стоит Зоська, слева сидит Рахелька, рядом с ней Якуб Кац читает письмо от Абрама, на полу сидит Дора.

В 1945 г. снова пришла Советская армия. Объявившийся Менахем стал «паном поручиком», ему дали должность следователя по делам преступлений поляков в годы их оккупации немцами, и он пустился во вся тяжкая. Собственноручно он избивал подозреваемых, из которых больше всего досталось Зигмунту. За успешное завершение расследование преступлений поляков Менахем получил орден Строителя Народной Польши, но после смерти Сталина в 1953 г. ему дали 10 лет за использование противозаконных методов следствия. Он успел отметиться и с Зоськой, от которого она сделала аборт. Зигмунту же, жившему в доме убитого им раввина, дали 15 лет, в 1956 г. он вступил в Польскую объединенную рабочую партию и сделал в ней карьеру. Жена его попала в психиатрическую больницу.

Менахем уехал в Израиль, от него ушла последняя жена, и сам он разбился в дорожно-транспортном происшествии. Впрочем, печальная кончина постигла всех оставшихся в живых одноклассников, но это уже дело житейское – все люди умирают от болезней, часто мучительных, виноватые и невиноватые. Зоська закончила дни в доме старчества в Америке

Важнее другое, выжившие палачи мирно сосуществуют с выжившими жертвами, и все заинтересованы в неразглашении преступлений того лихого времени. Они оставались основательно сокрытыми до самого последнего времени. Официально считалось, что все злодеяния по избиению евреев совершены нацистами, так было написано и на памятнике в Едвабне.

Историческую истину раскрыл американский исследователь польского происхождения Ян Томаш Гросс. В 2000 г. вышла его книга «Соседи», которая вызвала шок в польском обществе, ибо подрывала миф об исключительном мученичестве и жертвах польского народа. Оказалось, поляки во время Второй мировой войны порой превосходили нацистов в жестокости по отношениям к евреям. Гросс заявил, что за время войны поляки уничтожили больше евреев, чем немцев. В Едвабне один из поляков добровольно пожертвовал собственный вместительный овин для уничтожения евреев, а немцы потом построили ему новый. Подобные события происходили во многих небольших городах Польши.

Книгу Томаша Гросса не удалось замолчать. В 2008 г. на основе его исследования была написана пьеса Тадеуша Слободзянека «Наш класс», которая в том же году была поставлена в Тель-Авиве, в 2009 – в Лондоне, в 2010 – в Варшаве, в 2016 – в Москве, в театре имени Вахтангова. Факт постановки пьесы в Польше, несмотря на протесты многих, означает, конечно, поражение польских националистов и очередную победу международного сионизма. Автор пьесы подчеркивает, что он никого не обвиняет в изложенных им событиях, но только поднимает вопросы: как могли произойти столь страшные преступления в Польше между друзьями-одноклассниками и даже любовниками, и супругами?

Нет ответа и у нас. Вопрос скрывается где-то в глубинах философии, и можно лишь более-менее уверенно сказать, что таково несовершенство человеческой природы вообще. Люди массово уничтожали друг друга всегда. На памяти резня турками армян в 1915 г., о чем говорилось, кстати, в блистательном моноспектакле Роберта Акопяна «Я обращаюсь к вам» по мотивам романа Левона Сюрмеляна на этом же фестивале. Из давних событий можно вспомнить поголовное истребление европейцами индейцев Северной Америки или Пурим – еврейский праздник, установленный в честь истребления ими 75 тысяч персов вместе с предводителем Аманом и десятью повешенными его сыновьями.

Можно ли сказать, что уничтожение поляками евреев во Второй мировой войне и превращение обычных обывателей в преступников станет кому-то уроком? Способность человека к преступлению связана не с национальностью, а с обстоятельствами, которые повторяются в тоталитарных режимах с крепкой вертикалью власти, и, к великому сожалению, можно быть уверенным, что где-то и когда-то всё может повториться.

Лев Степаненко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"