На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Русский театр

Современная судьба

Размышления о русской культуре иногда ставят в тупик. Как могло случиться, что самый нетеатральный народ создал лучший в мире театр. А именно таким был русский театр, скажем, на рубеже XIX и XX веков в лице лучших императорских театров: Большого, Мариинского, Александрийского, Малого театра в Москве и, конечно, Московского художественного театра, родившегося на самом исходе прошлого века. Я думаю, что ответ на эту загадку нужно искать в особенностях русского характера, русской души и русской природы. Видимо, не ошибусь, если скажу, что фальшь театральности была побеждена силой русского реализма и русской духовности. Русский театр всегда следовал самым высоким канонам природы человека, естественности переживаний, правды и всегда соотносил ценности искусства с ценностями человеческой жизни.

Я позволю себе некоторую инверсию и начну с предложений. Мне кажется, что авторитет нашего Собора от съезда к съезду, несмотря на некоторые издержки, неуклонно растет. В этих стенах над нами все-таки витает дух Божий. Думается, что мы не в полной мере используем авторитет нашей организации. Поэтому у меня такие предложения.

Создать при Соборе комитет по культуре и искусству как постоянную трибуну русского национального общественного мнения по текущим вопросам художественной жизни.

Телевидения здесь у нас нет. В газетах выступают Иванов, Петров, Сидоров. А здесь может быть сформулировано мнение соборное, коллективное, и авторитет его неизмеримо выше, чем мнение отдельного критика или какой-то художественной организации.

Секции «Культура» принять участие в подготовке к 100-летнему юбилею Московского художественного театра, который грядет в 1998 году и, видимо, будет отмечаться на уровне ЮНЕСКО как событие всемирное.

Провести соборную встречу как этап подготовки на тему «Русский театр и современная судьба МХАТа имени Горького».

Организовать систему общественной поддержки МХАТу имени Горького в связи с подготовкой к юбилею 1998 года.

Я объясню, почему я сделал акцент на Художественном театре.

Мне представляется, что сегодня многие из нас недооценивают театральное искусство отчасти потому, что впечатление о нем создается известными театральными коллективами, телевидением и тому подобными организациями, в которых театр предстает как сцена-подмостки, на которых совершаются демонические оргии, непристойные действа, пошлость, балаган. Поверьте, с подлинно реалистическим народным театром, который стали уже забывать, ничего общего это не имеет. Вместе с тем поддержка театральной культуры крайне необходима, потому что это искусство необычайно хрупкое. Скажем, литературную традицию можно продолжить, изучая произведения прошлого по литературным источникам, картинам художников. Но в театре (может быть, единственном из искусств) традиция и явственность передаются из рук в руки живыми людьми. Если ее прервать, то можно убить искусство вообще и то направление, в котором оно развивалось.

Между тем сегодня в Москве (я с полной ответственностью это заявляю) есть театральный организм, который пробился как живой зеленый росток сквозь асфальт, через все препоны и продолжает подлинно русскую национальную традицию. Я говорю о Московском художественном театре под руководством Татьяны Васильевны Дорониной, о ее труппе — блестящих перспективных молодых дарованиях, — составляющей большое будущее этого театра, о прекрасном русском репертуаре и, кстати, с русской публикой тоже, что является неотъемлемой составляющей настоящего театра. Репертуар, актеры, режиссер, публика — это единое целое, и каждый компонент здесь крайне важен.

Я хочу обратить ваше внимание сегодня, что этот театр нуждается в поддержке. Всем памятен прошедший около десяти лет назад, конечно, искусственно спланированный и рассчитанный на определенные цели раскол в Московском художественном театре. Он не имел под собой никакого мотива, как хотел бы показать Ефремов. Там сложился свой клан: Смелянский, Шатров, Гельман и еще некоторые лица, которые, прикрываясь именем Ефремова, решили сделать свой театральный организм. Не случайно потом было предложение назвать этот театр именем Гельмана, потому что действительно в какой-то период на его подмостках шло подряд шесть пьес этого автора. Сейчас этот театр носит имя Чехова.

Драматизм заключается в том, что сегодня этот театр претендует на монопольное владение именем Художественного и заявляет, что (это совершенно не соответствует реальности) только он продолжает традиции старых мастеров этой сцены. Я на мгновение отвлеку ваше внимание и назову репертуар, который сегодня идет в этом театре. Достаточно будет одних названий: «Плач в пригоршню», «Любовь в Крыму», «Блаженный остров», «Брачная ночь», «Нечаянная радость» и т. д. То есть впечатление такое, что это какой-то бульварный театр на окраине Парижа.

Может быть, кто-то слышал или видел передачу недавно по телевидению, где выступала Ирина Мирошниченко, работающая в театре у Ефремова, бывшая жена Шатрова (извините за такую подробность), которая говорила, что именно МХАТ в Камергерском переулке — единственный наследник Московского художественного театра. И сегодня нацелена вся система государственной поддержки, мобилизованы средства массовой информации и другие силы на то, чтобы именно этот театр поставить в центр будущего юбилея. Думаю, что если такое произойдет, то это будет глубочайшая несправедливость, наш величайший национальный позор и преступление.

Обращаю внимание прежде всего москвичей на эту проблему. Поверьте, что она не так второстепенна, как может показаться на первый взгляд, перед лицом наших бурь и катастроф, которые мы сегодня испытываем. Идет тотальное вытаптывание русской культуры. Если погибнет одна ее часть — музыка, театр или живопись, — то вы сами почувствуете, какое это будет крушение, а мы стоим на пороге катастрофы русского театра. Я не знаю других столь организованных, подготовленных, последовательных в отстаивании канонов русской культуры организмов, как Московский художественный театр на Тверском бульваре. Призываю вас к всемерной его поддержке.

*Из выступления на III ВРНС в декабре 1995 г.

Марк Любомудров, театровед (Санкт-Петербург)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"