На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Мифическое и документальное в жизни и на экране

Выступление на научно-практической конференции «Россия на документальном экране» 8 декабря 2008 года

...мое выступление вряд ли можно назвать докладом, скорее это своего рода приглашение к разговору   на столь волнующую нас тему: а для чего, собственно, мы снимаем наши фильмы, насколько свободны мы в выражении своей творческой воли, и не являемся ли мы всего лишь жертвами некритического поклонения так называемой «реальной действительности».

Как правило, мы рассуждаем о мифе, как о неком вымысле, о сказке, как о чем-то фантастическом и нереальном. «Это типичный миф, а не правда, – говорим мы, или «стоило ли сражаться за мифические идеалы..» Миф, считаем мы, это то, что не существует в действительности. Но это не совсем верно, а точнее, это не верно совсем…

Еще в 30-е годы ХХ века известный русский философ Алексей Федорович Лосев в своем научном труде   «Диалектика мифа» убедительно доказал, что миф – не есть вымысел, а есть подлинная и максимально конкретная реальность. «Миф, – писал Лосев, – это необходимая категория мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это не выдумка, но наиболее яркая и самая подлинная действительность».

Да, это действительность… Но какая? Миф – это бытие духа. Это сверхжизнь. Миф делает общество жизнеспособным. В мифе в концентрированном виде выражен идеал этого общества. Миф заряжает народ энергией, заставляет его совершать сверхусилие, мобилизует на решение больших задач. Миф наделяет жизнь человека полнотой и смыслом. Именно люди с мифическим сознанием имеют высокую цель в жизни. Миф – не история, он направлен в будущее. Миф – не памятник, это всегда акт творения. Общество без мифологии, то есть без системы органично выстроенных мифов, есть общество рутинное и загнивающее, мещанское и вырожденческое.

В качестве примера рассмотрим мифологию советского общества. Здесь все необычайно стройно и иерархично, начиная с главного мифа (коммунизма – общества равенства и справедливости) и кончая всеми остальными мифами – союза рабочих и крестьян, дружбы народов, общенародной собственности, культа знаний и высокой морали. Советское общество, с «героями» и «антигероями», со своими праздниками и горестями, необычайно цельно и органично. И неужели все эти фантастические рывки: строительство тысяч заводов и фабрик, освоение гигантских территорий, победа в самой кровавой в истории войне, спасение мира от ядерной угрозы, прорыв в космос – неужели все это случайно? Критики утверждают, что все это произошло не благодаря, а вопреки. А войну выиграли лишь потому, что «трупами закидали врага…» Побойтесь Бога! Победили люди вдохновенные, заряженные мощным мифическим сознанием. Миф побуждает   человека к жертве, а жертвенность – качество свободного человека. Рабы никогда не побеждают, побеждают, как писал Платонов, «одухотворенные люди».

Советскую мифологию создавали большие художники. Вспомним Эйзенштейна с его «Броненосцем», «Стачкой» и «Октябрем», или Маяковского с его новым авангардно-метафорическим стилем, или кинодокументалистов с их эпическим осмыслением жизни советских людей. Революционный   миф, созданный Эйзенштейном был так совершенен, что вне его и сейчас трудно представить эпоху, а многие кадры из этих   фильмов перекочевали в «хронику». Сравните это с нынешними фильмами о революции: ряженые персонажи, фальшивые ситуации. Все, что вне «эйзенштейновского мифа» кажется лишено историзма и отдает какой-то самодеятельностью. Неслучайно, боясь заложенной в фильмах Эйзенштейна энергии, их не показало телевидение даже к 100-летию великого режиссера.

Вторая мировая война – это состязание не только военных машин и экономик, это столкновение противоборствующих смыслов и мифов. Мифологию «Третьего рейха» также создавали кинематографисты. Вспомните фильм Лины Рифеншталь «Триумф воли». Своим мастерством и скрытой в нем силой фильм поражает и сейчас. Миф выражен максимально. Не потому ли Европа сдалась без боя на милость победителя, посмотрев этот фильм?   Мифически, духовно Германия победила задолго до того, как прозвучали первые выстрелы. Противостоять этой зверино-оккультной   мощи смог только советский миф.

А есть ли в нашем обществе сегодня мифическое сознание? Увы, мифа, объединяющего и консолидирующего людей, конечно, нет. Не случайны эти призывы найти национальную идею. Очевидно, что мифического импульса сверху нам не дождаться, а прозвучавшие рассуждения о «конкурентоспособности» лишены смысла: форма не может быть содержанием, а инструментарий никогда не   заменит цели и идеалы. Но чем-то нужно жить!

Вся нынешняя реформаторская идеология построена на критике и дискредитации советского мифа. Все телевидение сидит на игле разоблачения. Возьмите документальные фильмы, казалось, самого нейтрального   канала «Культура». О чем бы ни снимались фильмы: портреты поэтов, художников, писателей – все только в контексте «героической борьбы с тоталитарной системой. Все фильмы сделаны под копирку: одно и то же драматургическое клише, одни и те же средства, один и тот же диктор. Диву даешься, когда видишь, что даже поэт Виктор Боков (я уже не говорю о Пастернаке и Ахматовой) и режиссер Леонид Гайдай только и делали, что сражались с ненавистной системой. «Конвейерный» метод создания фильмов приводит к казусам. Только вчера смотрел документальный фильм о «Золотом запасе России», где авторы, каждый раз говоря об атамане Семенове, с завидным упорством показывают фотографию барона фон Унгерна. В этих фильмах кто-то отбирает материал в архивах, кто-то монтирует, кто-то подгоняет звук, кто-то сочиняет текст… Загадочна   в «конвейерных» фильмах лишь роль режиссера!

Образ Гулага – главный миф, объединяющий перестроечную интеллигенцию.   Из всего 20 века взят один, 60-летней давности и вырванный из контекста эпохи драматический эпизод нашей   истории и превращен в главный образ, чуть ли не в «символ веры». Внедрение в общественное сознание мифа о Гулаге, об СССР как стране-лагере, о «совках», как рабах системы, 20-летнее пережевывание и смакование этого мифа носило деструктивный характер и в итоге разрушило страну. Поэтому это даже скорее не миф, а главный «антимиф» нашего времени. Сейчас обижаются на Ющенко за то, что он   «Голодомором» разрушает дружбу русского и украинского народов, забывая при этом, что у него были хорошие учителя –   наши летописцы Гулага, подготовившие распад страны.

Но «антимиф» требует постоянной подпитки, поэтому число жертв Гулага ежегодно растет: начали с 500 тысяч человек, сейчас, оказывается, репрессированы были уже около 90 миллионов. А это, между прочим, все мужское население страны. Кто же тогда воевал и работал на заводах? «Антимиф о Гулаге» – это тот кусок, который бросила власть страждущей интеллигенции. «Нате! – и только не думайте о чем-нибудь серьезном, нате – создавайте дымовую завесу, маскирующую беспредел». Критикам же сегодняшнего времени всегда можно заткнуть рты: «Чем вы недовольны? Вам что, опять захотелось за колючую проволоку?» Сейчас принято доказывать свою лояльность, присягать на верность «антимифу». Если, конечно, хочешь работать в кино. Вокруг «антимифа» крутятся свои летописцы и идеологи, рядовые и генералы. Поразительно, но «апостолами Гулага» стали дети тех, кто в свое время воспевал советский миф: Симонов, Смирнов, Герман. Отцов они своих любят, а «Совдепию» ненавидят, очевидно, еще и за то, что она испортила их отцов. Странно, но сейчас, когда миллионы людей потеряли работу, когда разрушаются семьи, когда горе человеческое буквально разлито по городам и весям, эти «лжемученики» вещают с экрана, что одному что-то там недодали, на другого не так посмотрели, третьему что-то неучтиво заметили – вот уж действительно, страдальцы! Тогда, 20 лет назад интеллигенция, по-моему, выбрала слишком легкий путь: ничего не предложив обществу, она встала на путь разрушения. А ведь к середине 80-х уже были напечатаны все труды русских философов, но они до сих пор даже не прочитаны! Некогда было, так как заново переписывалась и история страны, и история кино.

Теперь считают, что фильм «Волга-Волга» – типичная киносказка и к жизни не имеет никакого отношения. Действительно, какой может быть взрыв народного творчества, если кругом мрак и колючая проволока. Вот «зековские» мотивы, «приблатненное» пение – это будет «самое то…». Но я вспоминаю работу над своим первым фильмом в деревне Давыдково Нижегородской области в 1989 году. Фильм был игровой, но все роли играли местные жители. Я был удивлен, как у них все легко получалось. Потом старушки показали мне свои фотоальбомы, где на фотографиях они запечатлены в различных ролях из пьес русских классиков. Оказывается, у них в деревне в 30-40 годах был свой народный театр, и они переиграли всего Островского. Потом узнаю, что в соседнем селе тоже был свой театр! Я спрашиваю у своей матери, и она мне рассказывает про «свой» театр при сельском клубе. Это уже на Тамбовщине. Наконец узнаю, что мой дядя в 30-е годы ездил из своей деревни в Москву на конкурс чтецов. Вот вам и неправда!

Сколько грязи было вылито на пырьевских «Кубанских казаков» за ощущение радости и счастья, излучаемое каждым кадром этого фильма. Я вспоминаю свое детство и то, как женщины с песнями ехали на работу в поле, с песнями же и возвращались. Помню, как мы, мальчишки, были счастливы от того, что нас допускали «скирдовать» или работать на току. Ну а те, кто были штурвальными на комбайнах, вообще казались героями. Вспоминаю вечеринки молодых парней и девушек (куда мы прорывались «посмотреть») с песнями и частушками, с плясками и самоваром, с каким-то чистым и неподражаемым юмором. В том мире не было ни цинизма, ни пошлости, ни пьяниц, ни бомжей, ни воровства – все это, как вы понимаете, стало «завоеванием» уже другого времени…

Дискредитированы в общественном сознании и герои советской эпохи. Вспомним, как перестроечная интеллигенция млела от анекдотца про Павлика Морозова, который «отца предал». Потом анекдот стал идеологической догмой, а затем и любимым образом нашего телевидения. Совсем недавно в каком-то сериале о пионерлагере, один из персонажей, глядя на гипсовую фигурку Павлика Морозова, зло шипит: «Что, доволен, душегуб…» Фантастика! Жертву, мученика называют душегубом. Бедного мальчика убили трижды, убили заодно и его друга. Убийцы, кстати, отсидев положенный срок, потом безбедно жили. Но видно для дискредитации столь ненавистного мифа все средства хороши. Так чего же стоят все эти стоны интеллигенции о «слезинке ребенка» – любимом образе, взятом у Достоевского. Убили Павлика Морозова не за мнимое предательство отца, а за то, что не снял с себя пионерский галстук. Он – мученик за веру. Но это трудно понять «захаровым» и «сокуровым», вовремя спалившим и побросавшим свои партийные билеты.

Правда и сейчас, особенно когда «жареный петух» клюнет, может еще пригодиться советский миф. Вспомните трагедию Беслана. Два дня, когда ситуация была критическая, по всем каналам телевидения показывали только советские фильмы. Показали все: от «Александра Невского» до «Они сражались за Родину» и «А зори здесь тихие». Даже «Калину красную» и ту показали. Не было только ни одного перестроечного фильма. За 20 лет, оказывается, не снято ни одного духоподъемного фильма – ни одного! Но как только террористов уничтожили, с экрана вновь полилось «развлекалово»: Ксюша Собчак, бездельники из «Дома-2» и т.д.

Ну а есть ли в сегодняшнем мире что-то утверждающее? Здесь следует отметить, что у нас сейчас в России две страны, два общества, два мира и,…стало быть, два мифа.

Первый – это мир столиц и элиты общества со своей «правдой» и системой ценностей. Телевидение обслуживает этот мир. Моя тетка из деревни Малые Кулики как-то со скрытым юмором заметила: «Хорошие люди   и сейчас живут неплохо…» На Ленинском проспекте в Москве долго висел огромный рекламный щит: «Хорошая мебель для хороших людей». Я спросил у студентов: «Хорошие люди – это какие?» Удивившись моей неосведомленности, студенты сказали: «Ну как же, Борис Александрович, «хорошие» – это значит богатые…». Так вот этот первый мир – мир «хороших» людей   – это 5% от всего общества – своеобразный «золотой миллион». Их идеал в философии социал-дарвинизма: сильный всегда побеждает слабого, а счастливый человек – это успешный человек. Причем успех достигается любой ценой. Твой ближний – не товарищ и брат, а неизменно твой конкурент, и если ему стало лучше, то тебе хуже… Несправедливость, неравноправие, разделение на «хороших» и нищих – это совсем неплохо. В этом видится какая-то целесообразность, какой-то стимул для развития, в этом – какой-то мудрый закон жизни… Тысячи фильмов и телепередач служат утверждению этого мифа. Людям же из глубинки, сидящим у телевизора, подмигивают с экрана: «Нет, это не сказка, если будете стараться, и у вас будет шанс попасть в мир «хороших» людей. Конечно, миллионерами и звездами шоу-бизнеса вы не станете, но может быть, ваши дети или внуки   станут элитными «путанами»   или охранниками в престижных фирмах. А если повезет, то попадут в криминальные структуры, что является составной частью того же мира.

Но есть и другой мир. Это жизнь провинции, где по-прежнему люди ориентированы на традиционные нравственные   ценности. Это и есть подлинная Россия. Она никак не связана   с миром «хороших» людей и почти не представлена на кино– и телеэкране. В нынешних условиях жизнь людей из глубинки можно назвать подвижнической, а как выразился Лосев, подвижническая   жизнь всегда мифична. В основе мифа всегда подвиг. И главным подвигом людей из глубинки, несмотря на все усилия мира «хороших» людей, является их неизменяемость. Люди готовы погибать по миллиону в год, но отказаться от своего менталитета, от своей судьбы они не хотят. В подлинной России своя история, свои герои. Например, мученик чеченского плена Евгений Родионов, официально не признан ни властью, ни церковью, но давно уже прославлен народом. Как и бескорыстные защитники Дома Советов, расстрелянные «ельцинской кликой» 4 октября 1993 года. Мифология сопротивления власти «золотого тельца», творится на наших глазах.

Хорошо представлен народный миф в фильмах документалиста из Сибири Юрия Шиллера. Люди в его фильмах может быть слегка наивные и не понимают «главного направления века», но живут по совести, веря в справедливость и исповедуя христианские ценности. При этом это всегда живые люди, а не схемы. Документальность не исключает метафоричности. Фильмы Шиллера по-хорошему метафоричны: даже не сразу   понятно, в какие годы происходит действие – в 60-е, 70-е, 80-е…или в наши дни. Мифология фильмов Шиллера обусловлена столетиями складывающейся традиции народной жизни.

То же самое можно сказать о фильмах Вячеслава Орехова. Мифична жизнь его героев. Тема покаяния в его небольшом фильме «Очарованный странник» осмыслена задолго до нашумевшего игрового фильма «Остров». Герой другого фильма Вячеслава Орехова «Выходил один я на дорогу»   уезжает из шумной столицы в деревню, и обретает там душевное равновесие. Аналогичный нравственный подвиг совершает и герой фильма Сергея Роженцева «Алтайская повесть», восстанавливая на свои средства часовню в далеком сибирском поселке. Уход из мегаполисов на землю   части нашей интеллигенции явление знаковое. Нам нужно сделать окончательный выбор: либо, преодолев «гулаговскую» идеологию разрушения соединится с исторической Россией и начать процесс возрождения, либо продолжать идти по легкому пути циничного отрицания нашего прошлого и сделаться могильщиками великой страны. Но пока доминирует высокомерие избранных. Так, в недавнем интервью «Литературной газете» президент Сообщества профессиональных социологов Никита Покровский, рассуждая о бедственном положении сегодняшней   деревни, говорит о ее ненужности и бесперспективности: «Прежняя заселенность там уже не нужна. Ранее распаханные территории тоже». «Да и что может делать это вымирающее население, – восклицает доктор социологии, – пахать-сеять за бесценок, в 4 утра вставать корову доить, по пояс в грязи собирать в поле картошку – вот и   все. Они даже свои дома и приусадебные участки не могут окультурить». Да, сначала объявили неперспективными отдельные деревни, потом районы, а теперь и весь народ…

«Зато у нас будут свободные экологически чистые зоны, – продолжает Покровский, – и это наш экономический, коммерческий ресурс».

Что ж, нефть, газ, золото, хлеб – все это уже поделено, теперь пора торговать и чистым воздухом…

Но ведь не случайно наши предки осваивали эти бесконечные земли. Человек – «соль земли», и так было попущено Богом, что через него она обожена. И потому нет неперспективных деревень. Любой поселок, любая деревня, любой домик на далеком Севере – все перспективно и богоугодно… Потом не хватит никаких средств, чтобы вдохнуть жизнь…

Мы все смелые, когда речь идет о прошлом, но ведь гражданское мужество человека проявляется в том, как он   ведет себя сейчас, в минуты наши роковые. Почему же мы кричим о жертвах коллективизации   и голода 30-х годов и помалкиваем о геноциде и уничтожении деревни в 90-е годы. Именно тогда из деревни выгребли все до единого гвоздя, до единой нитки. Был ли хоть один канал на телевидении, который популяризировал жизнь на селе, рассказывал о его проблемах? Нет, только – «развлекалово» и «аморалово». Кстати, о честности художника. В свое время, на заре перестройки сильно прошумел документальный фильм Марины Голдовской «Архангельский мужик». В фильме рассказывается, как трудится один крестьянин-единоличник в одном из районов Архангельской области. Его работа, доказывает автор, эффективнее деятельности всех тамошних колхозов и совхозов вместе взятых. Фильм использовали для дискредитации колхозно-совхозного строя. Но почему же Голдовская не сняла вторую серию фильма, не рассказала о том, что стало с «архангельским мужиком» уже в период дарованной свободы и столь долгожданных реформ. Почему не поведала о том, как разорился и надорвался ее герой (как и его сын) уже в новое время, как отчаялся и наложил на себя руки, как раз в день расстрела Верховного Совета 4 октября 1993 года. Нет, это уже не отвечало их задачам! «Архангельский мужик» сделал свое дело – «архангельский мужик» может умереть…

Сейчас нам нужно, преодолевая «гулаговское» мировоззрение   обрести подлинное историческое сознание. Не должно быть в нашей истории пустых мест и неугодных периодов. Как писал Спиноза, задача исторического исследования не казнить или миловать, а понимать. Нам нужно понять собственную историю! Недавно ушедший   от нас философ Александр Панарин ввел в общественную мысль такое понятие, как габитус. Это «капитал коллективной памяти», «копилка коллективного опыта поколений». Вне этого опыта невозможно никакое развитие. Это понимают и в Японии, и в Китае, и в Западной Европе. И только у нас, устами главного идеолога реформ   Александра Яковлева, назвав историю России «тысячелетней парадигмой несвободы», отказались от своего исторического опыта. Все начали с нуля. А «из ничего и выйдет ничего». Мы должны прочертить линию исторической преемственности, понять свою историческую роль, опереться на все положительное.

В Кисловодске есть казачья гимназия, где царит   культ истории: стены расписаны историческими картинками прошлого, всюду портреты выдающихся деятелей, начиная с Рюрика и Олега Вещего. В гимназии несколько музеев: история России органично соединяется с историей края. Работают кружки народного пения, танцев, рукопашного боя, есть мастерские живописи и народных ремесел. Все пространство гимназии пронизано атмосферой высокой духовности.

Здесь не может быть ни наркоманов, ни циников, ни «закомпьютеризированных» подростков. Почти все выпускники поступают в вузы. Но главное, они получают крепкий нравственный стержень, они готовы к жизни – их не собьют с пути ни соблазны, ни лицемерие сегодняшней жизни.

Мне кажется, что для постижения истории может быть использован метод исследования, который предложил Алексей Федорович Лосев. Помню, во вступительной части   своего капитального труда о стоиках он пытается заставить читателя понять главный миф той эпохи – «стоическое   лектон». Около 40 страниц идет это погружение в эпоху. «Если, – пишет Лосев, – вы не поймете дух этого мифа, то отложите книгу и изучайте «стоиков» по другим источникам». По-моему, очень плодотворный метод: изучать историю не с конъюнктурных позиций   сегодняшнего дня, а с точки зрения живущего внутри мифа. Подобным методом я попытался воспользоваться, работая   над фильмом об Иване Грозном. Проще всего было показать эпоху с привычно критической точки зрения: кровавый, жестокий   период, царь-тиран и т.д. Но рассматривая время с точки зрения   мифа этой эпохи: Москва – третий Рим, православное царство, православная империя, ознакомившись с источниками и взглядами главного носителя этого мифа – царя   Ивана IV – эпоха открылась с иной стороны. Это и есть «положительный»   исторический опыт.

Сейчас, мне кажется, нам нужно перестать заниматься романтизацией жизни уголовников и разложившейся элиты. Необходимо вновь приблизиться к жизни простого человека. Когда-то итальянский неореализм с его сочувствием и поддержкой человека из низов спас Италию от нравственного разложения. Наша отечественная   интеллигенция дважды за ХХ век подготовила слом государственной машины, дважды осуществила   ревизию идеалов общества: сначала разрушила христианский миф, а затем и миф коммунистический. И теперь, мне кажется, интеллигенция должна, искупая свой грех разрушения, совершить нравственное сверхусилие и встать на путь подвижничества и созидания. В глубоком   осмыслении нашего горького и великого исторического опыта должен родиться новый миф, который не будет высокомерен к нашим пращурам, но будет   готов ответить на вызовы нового времени.

Режиссер Борис Лизнёв


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"