На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

В поисках нового…консерватизма

Идейная основа русской государственности

Хранители России. Т.I. Истоки русской консервативной мысли XI-XVII вв./Под ред. С.В. Перевезенцева М.: ООО «Паблис», 2015. – 736 с.; Т.II. В поисках нового…консерватизма./ Под ред. А.А. Ширинянца, С.В. Перевезенцева. М.: ООО «Паблис», 2015. – 936 с.

 

Под эгидой Фонда Институт социально-экономических и политических исследований в 2015 году увидели свет два огромных, роскошно изданных  тома антологии «Хранители России». В обращении редакционной коллегии к читателям сборника сформулированы цели этого уникального сборника текстов: восполнить пробел в изучении консервативной мысли, возникший в советский период развития отечественной гуманитарной науки; стремление в связи с этим в систематизированном виде ввести в научный оборот соответствующие исторические тексты; продемонстрировать суверенность и оригинальность русской гуманитарной мысли на протяжении многих веков ее  существования. Авторами-составителями обоих томов являются Р.В. Михайлов, С.В. Перевезенцев, А.А. Ширинянц. В состав редколлегии входят Д.В. Бадовский, А.П. Козырев, М.А. Маслин, А.Ю. Минаков и др. Для тех, кто занимается историей русского традиционализма и консерватизма  вышеперечисленные имена представлять нет особой нужды – речь идет о ведущих исследователях данного явления, хорошо известных в стране и мире.

Первый том антологии «Истоки русской консервативный мысли XI-XVII вв.» представляет вниманию читателей тексты, созданные в период, применительно к которому употребление термина «консерватизм», конечно, невозможно. Однако именно в этот период происходило становление национальной традиции понимания природы и предназначения русского государства, власти и подданичества в нем, места России в геополитическом пространстве, и других более частных вопросов. Спецификой этого периода развития русской мысли было то, что даже вопросы социально-политического свойства рассматривались в рамках или через призму религиозных православных ценностей, символов, образов, оказавших решающее влияние на развитие русской цивилизации. Этот мотив очевиден в открывающем антологию «Слове о Законе и Благодати» митрополита Илариона, где Русь предстает не просто как христианское государство, но как государство цивилизационно самодостаточное, пришедшее к мысли принятия и утверждения христианской религии самостоятельно, без влияния Византии.

Дальнейшее политическое развитие и территориальное приращение Руси связываются древнерусскими мыслителями с тем фактом, что Русь является носительницей и распространительницей православной веры («Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», «Слово о погибели Русской земли»). Особая роль православия в становлении и поддержании могущества Русского государства, его мессианское предназначение акцентируются тем, что отступление русских людей от божественных заповедей приводит к крушению государственности и трактуется как наказание Господне. В таком ключе изображают нашествие монголо-татар святитель Серапион Владимирский в своих «Словах и поучениях» и Смутное время автор «Плача о пленении и конечном разорении Московского государства». Надо сказать, что очерченный круг идей находил вполне конкретное политическое воплощение в деятельности русских государей. Не случайно решающее влияние на колебавшегося во время событий на Угре и уже готового отступить Ивана III оказало включенное в антологию «Послание на Угру» архиепископа Вассиана Ростовского. Автор взывал к великому князю как к православному государю, который должен быть защитником истинной веры, «воином Христовым». Причем «Послание на Угру» стало первым духовно-политическим трактатом, в котором московский государь был назван царем. Общеизвестно, что появление этой титулатуры не случайно и связано с падением Византии под ударами турок в1453 г., после чего Русь стала восприниматься  как правопреемница империи. В этих условиях началось формирование знаменитой концепции «Москва – третий Рим», так или иначе отраженной и в посланиях старца Филофея, и в «Сказании о князьях Владимирских», и в «Большой челобитной» И.С. Пересветова.

Таким образом, происходило формирование идеала Святой Руси, вполне сложившегося к началу XVII в., и оказывавшего прямое влияние на политику московских государей: очевидно, что назначение своей власти они воспринимали именно через призму этого идеала («Первое послание князю Андрею Курбскому» Ивана IV, послания и грамоты царя Алексея Михайловича). В то же время, сочинения XVII в. уже демонстрируют частичную рационализацию мышления и новое понимание светской власти, нашедшее выражение в нарушении характерной для допетровского столетия симфонии властей, усилении элемента светской риторики в государственных документах («Соборное Уложение», «Мнение патриарха Никона о Соборном Уложении»). Это ознаменовало вступление России в эпоху абсолютизма, в конце концов, приведшей к трансформации традиции в XVIII столетии.

Если первый том антологии идейно монолитен и демонстрирует преемственность в развитии духовно-политической рефлексии, то второй том – «В поисках нового… консерватизма» являет собой «лоскутное одеяло», сложное сочетание старого и нового в общественно-политической мысли России XVIII в. Это новое связано с проникновением в интеллектуальную сферу идей европейского Просвещения; причем они затронули как духовную, так и светскую ее составляющие, которые теперь существовали вполне самостоятельно. С одной стороны, XVIII в. демонстрирует сохранение святоотеческой традиции, представленной в антологии трудами Святителя Тихона Задонского («Об истинном христианстве») и Преподобного Паисися Величковского («Об умной и внутренней молитве»). С другой стороны, труды Феофана Прокоповича, одного из основных и ярких теоретиков абсолютизма, автора наиболее последовательного воплощения этой формы правления в России – «Правды воли монаршей», человека сыгравшего ключевую роль в изменении статуса Русской Православной церкви, ее подчинении государству, свидетельствуют о секуляризации сознания части духовенства петровской эпохи.

Наиболее ярко и последовательно рационализм проявляет себя в светской мысли, подвергшейся мощной прививке идей Просвещения с его культом разума, естественных прав, индивидуализма. В произведениях одних мыслителей эти идеи проявляются в первозданном виде (С.Е. Десницкий, Я.П. Козельский); в произведениях других (М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский)  они сочетаются с отечественным духовным наследием и рождают яркий патриотический пафос, развивающий появившуюся еще у митрополита Илариона идею автохтонности  и суверенности русской цивилизации. Не случайно в ответ на политически ангажированную норманнскую теорию, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский (в антологии приведены фрагменты из «Трех рассуждений о трех главнейших древностях российских») формулируют теорию антинорманнскую, призванную доказать самобытность развития русского народа – идею, ставшую ключевой в консервативной мысли XIX в.

Надо сказать, что и мотив святой Руси не исчезает, а  преобразуется в идею великой России, которой в XIX – начале XX в. предстоит выступить бескорыстной защитницей интересов славянского православного мира. Реализация идеи великой России связана с деятельностью абсолютных монархов XVIII столетия. Среди них особо выделяется Екатерина Великая, лично создавшая теоретический базис «просвещенного абсолютизма», в котором идея равенства всех граждан перед законом сочеталась с идеей сильной власти монарха и незыблемости сословного порядка. В антологии нашло отражение событие, оказавшее решающее влияние на становление консерватизма как политического идеологии, - Великая Французская революция («О мерах к восстановлению во Франции королевского правительства» Екатерины II), способствовавшая консервации внутриполитического курса «просвещенной» императрицы, а в публицистике к появлению таких произведений, как «Нечто о врожденном свойстве душ российских» П.А. Плавильщикова. В нем были подняты вопросы, ставшие центральными для раннего русского консерватизма XIX столетия – критика раболепного преклонения перед западно-европейской культурой, «язв модного воспитания», утверждение самобытности русского народа, творчески отраженной в русской науке, искусстве, языке.

Таким образом, материалы второго тома антологии дают читателю возможность увидеть сложность интеллектуального развития России в XVIII в. и при этом не преувеличить фактор воздействия европейской цивилизации на русскую мысль, которая продолжала сохранять свою духовную и интеллектуальную независимость. Именно в рамках национальной традиции происходило становление концептов, ставших стержневыми в русской консервативной мысли XIX в.: сильная власть монарха, иерархичность социального устройства, самобытность политического и социо-культурного развития.

Оба тома антологии «Хранители России» знакомят читателя с комплексом идей, во многом предопределивших исторические пути развития русского народа и государственности, составивших основу «особой стати» русского мира, хранивших и продолжающих хранить его и по сей день.

Надежда Лупарева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"