На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Душа встрепенулась…

О книге Александра Королькова «Паломничество в Апокалипсис»

«Есть еще память и поминовение, есть единение душ живущих и почивших», – пишет автор книги, внук священника, обретший веру и принявший крещение взрослым уже человеком. Вернее, как осознает автор, вера ему была открыта, к ней постепенно подводила чья-то любящая десница. И вот признание: «Душа встрепенулась…». Книга, собственно, и есть исповедь души автора.

Помню, как во время Дивеевских торжеств летом 1991 года паломники размещались в армейских палатках, и мне довелось ночевать в одной из них вместе с сербским писателем Павле Раком, отцом Геннадием – будущим настоятелем Леушинского подворья в Петербурге и Александром Корольковым. Тогда я и познакомился с ним. Кудрявый, с открытым взглядом, наивным и вдумчивым, он принимал все происходившее как благодатное откровение. Много лет спустя, он запечатлел эти события в очерке «Чудо в Дивееве», вошедшем в книгу. Как свидетель, подтверждаю: именно те же чувства и душевные состояния, что описаны в очерке, переживали тогда тысячи паломников.

В непростых взаимоотношениях светского писательства и Церкви были сближения и отталкивания, литераторы искали дорогу в храм, кто-то ее находил, кто-то сбивался с пути. Сегодня, по мере возвращения к своим духовным ценностям, воцерковляется и искусство слова. Возродилась христианская традиция – паломничество к святыне. Для наших современников оно стало путем к открытию мало знакомого дотоле мира религиозной жизни, православной веры, а для некоторых – ступенью в приближении к Церкви. Если же участником паломничества становится литератор, философ или художник, то такое личное его воцерковление отражается и в его творчестве. Сегодня восстановлен древний литературный жанр, совершенно исчезнувший в советскую эпоху – «хожение». И в лидерах здесь – писатели так называемой деревенской, а по сути – традиционной русской школы.

С начала 1990-х годов православие занимает центральное место в творчестве В.Крупина, автора «Великорецкой купели», «Крестного хода». В книге очерков «Незакатный свет. Записки паломника» (2006) он рассказывает о священных местах Палестины, о христианских святынях разных городов и стран. В 1996 году В. Белов, большую часть жизни бывший далеким от Церкви, совершил поездку в Валаамский монастырь и запечатлел ее в очерке «Дорога на Валаам». Пребывание на святом острове не прошло бесследно: спустя пять лет, в свой 70-летний юбилей В.Белов признался: «Я молюсь за Россию каждый вечер и за свой русский народ, за родных и близких. Молюсь за спасение русских людей…». Впечатления от посещений Святой Горы легли в основу очерка Валентина Распутина «На Афоне» (2004). Здесь звучат эсхатологические мотивы; мысли о возможном близком конце даже этого святогорского мира окрашиваются образностью Апокалипсиса и Второго Пришествия.

В 2003 году сразу пять писателей – Ю.Лощиц, А.Сегень, С.Лыкошин, И.Лыкошин, С.Куличкин отправились в паломническую поездку на Святую Землю и затем запечатлели ее в очерках, составивших книгу «Путешествие в Палестину» (2004). Авторы сборника – представители более молодого поколения, чем зачинатели «традиционной прозы», но единство их духовных устремлений со своими старшими предшественниками и учителями очевидно. Кто-то из авторов уделяет больше внимания современной Палестине, рисует увиденные сценки, кто-то – политике и религиозно-этническому противостоянию, другие, как, например, Ю.Лощиц – мистическим и вероисповедным аспектам, богослужениям, храмам и монастырям, образам монашествующих и православных священников. Но все очерки объединяет интерес к судьбе Святой Земли в эпоху эсхатологических предчувствий.

К этому поколению принадлежит и А.Корольков. Теперь и его можно называть литератором-паломником: опыт путешествий за двадцать лет собран в книжке «Паломничество в Апокалипсис».

Свою цель автор определяет как «сбережение памяти». В 12 очерках автор описывает свои пути-дороги, встреченных собеседников. Это Дивеево и Коренная пустынь, Сергиевское подворье и Русский скит во Франции, шукшинские Сростки и скит иеромонаха Романа. Сберегают память о тех, кто на десятилетия был вычеркнут из отечественной культуры, очерки о К.Леонтьеве, любимом философе А. Королькова, которому он посвятил ряд научных работ, и публицисте М.Меньшикове. О последнем, в отличие от «пророка византизма», не часто услышишь и сегодня.

Современная литература «хожений» неизменно несет в себе публицистический заряд. Говоря о святынях, писатели сопрягают их христианский смысл с сегодняшним состоянием Родины. Так и А.Корольков напоминает: «начинался август 1991 года, и мы опекались еще армией огромной страны, вступившей в последний месяц своего бытия». Этот год оказался поворотным, началась эпоха новых соблазнов, других препон к жизни в Истине; более изощренными стали и враги веры. А.Корольков – из того поколения, что пополнили ряды духовного воинства Христова именно в это судьбоносное время.

Темы духовного пути России, воцерковления культуры, памяти и беспамятства, родников православной веры у Королькова те же, что и у его собратьев. Но интонация – своя. В отличие от сурово-скорбных, сдержанно-гневных фраз Распутина, в отличие от горьких, но неизменно окрашенных юмором и самоиронией, и потому обнадеживающих эссе Крупина, публицистический пафос Королькова окрашен в лирические тона. «Где просто, там ангелов со сто», – говаривал преп. Амвросий Оптинский, и вот это простодушие, прямота и открытость свойственны слову Александра Королькова.

Душа автора светла, в чем-то наивна, но всегда открыта людям. Именно искренность и открытость, а не гордыня, как покажется недалекому человеку, побуждает автора обращаться к читателю то с исповедью, то с поучением. Гоголевский голос звучит в лирических отступлениях: «Помолись и ты, дорогой мой читатель, о моей беспокойной душе, когда придет и мой черед…». Автор осознает свой дар и дерзновенно заявляет о том, что дан он ему Богом – «дар благодарности». И мы согласимся: его очерки и есть благодарность – Всевышнему, святым и тем земным людям, с кем свела его судьба.

…Вот очерк о русском Парижском богословском институте. Вроде бы автор излагает всем известные сведения, описывает судьбы знаменитых богословов, митрополита Евлогия. Но с такой признательной любовью до сих пор не говорил о них никто! Даже споры о софиологии о. Сергия Булгакова, весьма драматичные в действительности, переданы в благостной тональности.

А очерк «Шампань» – маленький шедевр. Выдержанный в едином настроении, он словно погружает читателя в мир сказки, точнее, предания. Описание Русского скита – повод, тема же очерка – память. О наших соплеменниках, принявших кончину вдали от Родины, но в вере и верности.

Из книги явствует вывод: сколь много зависит от одного человека! И как много может один, если его дело благословлено свыше. Всего три монаха основали Русский скит, одна финская женщина завершила там строительство храма, один священник служит и поддерживает памятное место. Один человек, проявив желание и приложив силы, поставил церковь на Вуоксе (очерк «И привиделся мне храм…»).

«Яблоко от Достоевского» – очень лиричное, теплое эссе, в нем отметим, например, мудрые противопоставления понятий «квартиры» и «дома» для русского сознания. А.Королькову удается сложная задача: приоткрыть, что такое благодать, как она проявляется, как воздействует на душу. Читателю автор открывает законы духовного мира, например: «чем труднее путь к святыне, тем более наполняется душа духовной встречей». Оказался в рабочее время закрыт дом-музей Достоевского в Старой Руссе, иному бы столичному туристу взбудоражить всю округу, требовать служителей. Но наш герой скромно присел на скамеечку – и тут ему неожиданно чуть ли не в руки упало яблоко. А случилось это в Яблочный Спас… Чуткой душе понятно, что человек получил неизмеримо большее, чем желал – знак, что Господь неподалеку, что не забыл Он и скромного философа Александра...

Автор чуток к миру, ко всем его проявлениям. Не раз убеждает читателя: не спешить, не суетиться в своих путешествиях, да и в жизни – и тогда само придет, откроется что-то важное. Он смиренно слушает и слышит Божий глас, его тихое дуновение – и любовно принимает в сердце. Тема чудес подана очень выдержанно, тактично. Чудо – в таинственном сопряжении событий, так хорошо знакомым глубоко верующим людям. Таких знаков читатель найдет здесь немало и порадуется вместе с автором промышлению Неба о человеке.

Книгу читать легко и интересно, как беседовать со светлым человеком. Сопутствует такой беседе и стиль. Скажем о литературных достоинствах. Из них на наш взгляд главнейшее – краткость, умение на 5-7 страничках изложить событие, запечатлеть образ. Отметим выдержанность от начала до конца повествования эмоционального настроя, как, например, в заметке памяти М.Меньшикова с описанием его казни.

В книге есть портреты дорогих автору людей – Шукшина (земляка по Алтаю), иеромонаха Романа, В.Распутина. Эти свидетельства о том, какими люди предстают в жизни, в быту, в обыденных ситуациях, а не в концертных залах, – очень ценны для понимания их личности. Простим автору, может быть, преувеличенные восторги по поводу своих героев, они – от избытка сердца.

Венчают книгу вершины Патмоса, строки Апокалипсиса. Повествование здесь звенит, как натянутая струна. Цитаты из Откровения создают подобающий фон и настроение. Одна из тем, видимо, дорогих автору – предание себя в волю Божию, выраженная в замечательном афоризме: «только во времена испытаний открывается мираж своеволия». Здесь предел и оправданное завершение сборника – выход в Вечность.

В книге звучит живое русское слово, музыкальное, напевное. Чуткого читателя порадуют такие строки: «Как скатишься с горки, открывается по левую руку старое русло Порусьи, не заботилась вода, хотя у берегов и подернулась ряской, сторожат погост старого русла вековые деревья, высоченные, разлапистые, пушистые». Очерки – как тихая песня, душевная, искренняя, теплая. Такое чтение успокаивает и просветляет душу. И – возвышает. А это так нужно нам сегодня.



[1] Корольков А.А. Паломничество в Апокалипсис. Размышления о наших святынях. СПб., 2009.

Алексей Любомудров (Санкт-Петербург)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"