На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Изящные искусства

и поэзия русской провинции

Летом 2010 года в петербургском издательстве "Лики России" вышла книга "Земля тосненская. Изобразительное искусство и поэзия". В новом сборнике представлены стихи местных поэтов и репродукции картин художников, живущих в Тосненском районе Ленинградской области.

На первый взгляд, ничего особенного. Мало ли книг выходит в свет в бесчисленных издательствах нашей большой страны? К тому же город Тосно находится всего в пятидесяти трех километрах от Санкт-Петербурга, а близость к столице предоставляет и более широкие возможности.

И все-таки эта книга заслуживает внимания. Редко кто в наше прагматичное время без особой материальной выгоды станет издавать, да еще в таком красочном и большом формате, поэтические строки неизвестных широкой читательской аудитории авторов. Потому, нам кажется, новое издание можно без сомнения оценить как событие в культурной жизни русской провинции. Именно провинции, поскольку полста километров от столицы – это уже не столица.

В предисловии к главе "Поэзия" этого замечательного издания поэт, секретарь правления Союза писателей России Николай Рачков справедливо замечает, что в век, когда "другие ценности, другие идеалы, писать стихи стало не то что не модным, но вроде бы даже неразумным делом. Но поразительно: стихи и нынче пишут, их читают. Поэзия востребована всегда". И это не просто слова.

Николай Борисович больше десяти лет руководит литературным объединением "Тосненская сторонка" и за это время сумел разглядеть среди здешнего пишущего народа немало самобытных и талантливых стихотворцев. За эти годы три тосненских автора – поэты Геннадий Чистяков и Татьяна Шорохова, прозаик Анатолий Шемякин – стали членами Союза писателей России. Впрочем, за все сорок лет своей истории тосненское ЛИТО взрастило целую плеяду самодеятельных литераторов. Их стихи и прозу неоднократно публиковали и сегодня публикуют толстые литературные журналы, ЛИТО "Тосненская сторонка" не раз выпускало и свои литературные альманахи. У многих тосненских поэтов выходили собственные книжки, надо заметить, весьма популярные в среде местных любителей словесности. А таковых в Тосненском районе действительно немало. Замечательно, что новые стихи местных авторов всегда доступны широкой читательской аудитории, поскольку все годы существования литературного объединения в районной газете "Тосненский вестник" выходит поэтическая страница "Тосненская сторонка".

Это к слову, но давайте вернемся к нашей книге. Едва открыв первую страничку ее поэтического ряда, внимательный читатель тут же отметит, что дух поэзии поселился вблизи блистательного Санкт-Петербурга с незапамятных времен. В подтверждение сему лаконичные строки о том, что в середине XIX века в своем имении Пустынька на берегу реки Тосны жил русский поэт, прозаик, член-корреспондент петербургской Академии наук Алексей Константинович Толстой. Именно здесь в соавторстве с братьями Жемчужниковыми он придумал образ пародийного и любимого читателем Козьмы Пруткова. Возможно, в этом имении родились и его удивительные строки:

Колокольчики мои,

цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем звените вы

в день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

Правда, в здешних краях нет степей. Тут вблизи речных берегов все больше стоят заливные луга, и в их летнем разнотравье, конечно же, встречаются темно-голубые колокольчики. А вот неподалеку от Саблинских пещер растут исключительно белые. Доподлинно известно, что именно эти нежные луговые цветочки когда-то так впечатлили гостившего в Пустыньке известного поэта и философа Владимира Соловьева. Не случайно его немного печальное лирическое стихотворение "Белые колокольчики" во-шло в поэтическую подборку этой книги.

Вот так, от классиков русской литературы зародилась на тосненской земле любовь к поэзии, которая не угасает по сегодняшний день. Девятнадцать имен представлено на литературных страницах издания. И первое имя, бесспорно, – поэт Николай Рачков, автор многих поэтических книг, публикаций в столичных и региональных газетах, журналах, альманахах, антологиях. Уроженец Нижегородской области, он уже много лет живет в Тосно, и в его лирике давно слышится любовь к неброским пейзажам северо-запада России:

Это Северо-Запад –

Край лесов и болот.

Здесь морошковый запах

Слаще солнечных сот.

Пропадает в тумане

Над канавою мост.

На брусничной поляне

Гроздья огненных звезд.

И проста, как фиалка,

Кружит по лесу нас

Молодая русалка

С нежной зеленью глаз.

У Николая Рачкова много всяких наград и званий. Он и лауреат литературных премий, в том числе Большой литературной премии России, и действительный член Петровской академии наук и искусств. Это престижно, но это не главное. Прежде всего Николай Рачков – большой поэт. Его творчество затронет сердце каждого человека, свято любящего свое Отечество:

Перышко с небес, а может – слово.

Если умный, – глянь да раскуси.

Сколько голубого-голубого,

Сколько золотого на Руси!

Сколько выгребали, вывозили,

Сколько вырубали – не сочтешь.

Ну а васильки все так же сини,

Глаз не отведешь – какая рожь.

И в лесу, и в поле столько меда –

Захмелеет на ветру любой.

Свет какой! Да это у народа

Светится душа сама собой.

И хулят, и хают, только снова

Лезут к нам… О Господи, спаси.

Сколько голубого-голубого,

Сколько золотого на Руси!

Или вот еще четыре строчки из книжной подборки, раскрывающие суть русской души:

Свет бы сиял голубой,

Видеть бы только дорогу, –

Все перетерпим с тобой,

Выдержим все понемногу.

Есть у Николая Рачкова и стихо-творение, посвященное незабываемому художнику Геннадию Рогозному:

Утром глянул в окно:

на моем берегу

Все деревья стоят

по колено в снегу.

Тихим звоном дрожа

и на солнце горя,

Листья, листья лежат,

как куски янтаря.

Вдоль аллеи притихшей

до самой воды

Золотые следы, золотые следы.

То ль жалея себя, то ли плача о ком,

Это осень ушла от зимы босиком.

Прочтешь эти строки, и перед глазами тут же возникают полные яркого цвета и жизнелюбия картины Рогозного, так рано ушедшего из жизни удивительного тосненского живописца. Забегая вперед, хочется сказать, что репродукции его лучших работ прекрасно представлены в первом разделе издания "Земля тосненская. Изобразительное искусство и поэзия". И хоть в самом названии книги есть четкая градация изящного искусства и литературы, тем не менее творчество наших поэтов и художников взаимосвязано. Недаром же поэт Николай Заболоцкий когда-то воскликнул: "Любите живопись, поэты!", и не случайно это его напутствие Николай Рачков выбрал эпиграфом к своему стихотворению "Портрет".

О когорте тосненских художников, чьи работы представлены в этом издании, мы обязательно скажем. Пока же, возвращаясь к поэзии, хочется назвать еще несколько имен наших авторов.

Неподалеку от Тосно, в селе Ушаки, живет лауреат литературной премии "Ладога" имени А. А. Прокофьева Геннадий Чистяков, который пишет лирические и часто грустные стихи. В них угадываются все самые сильные впечатления его жизни, которые, если вдуматься, так созвучны с думами многих наших соотечественников.

Жил да был, мельтешил, суетился,

Оглянулся – под окнами Смерть.

Заполошился, спохватился,

Что уже ничего не успеть.

Не успеть добежать и доехать,

По счетам заплатить – не успеть,

Не успеть, ошалев от успеха,

Дописать, доплясать и допеть.

Не успеть все грехи и пороки

Замолить, победить, одолеть.

Не успеть – в мудрецы и пророки,

И не стоит об этом жалеть.

Только, сроки земные отбывши,

Мне успеть бы до смертного дня

Возлюбить всех меня

не любивших

И простить не простивших меня.

Творчество Геннадия Чистякова наполнено мыслями о судьбе российской глубинки, и поэт зачастую пронзительно выражает свое отношение к действительности:

Зарастают поля

На моей Новгородчине древней,

Сколько едем – окрест

Ни картошки, ни колоска.

Вдоль разбитых дорог

На корню догнивают деревни,

И попутчик мой, внук,

То и дело вздыхает: "Тоска…".

Листаем литературные страницы. Одна, другая, третья... И вот глазу предстают уже совершенно другие строки:

Не убивайте в себе соловья!

Пусть проживает

он там беспечально.

Даже в отчаяньи,

даже случайно –

Не убивайте в себе соловья!

Он поселяется в каждой душе –

Маленький, робкий,

пока молчаливый.

В самой несчастной

и самой счастливой,

В замкнутой самой

и в самой болтливой,

Но обязательно – в каждой душе!

Будьте добры, не вспугните его!

Он удивительно хрупкой породы,

Он ведь еще не отвык

от природы…

Будьте добры – не вспугните его.

Вы удивляетесь – он не поет.

Право, тут не о чем вам

беспокоиться!

Дайте в душе ему

вашей освоиться,

Дайте ему понадежней устроиться,

И не волнуйтесь – он сам запоет!

Эти строки принадлежат перу Александра Дымчишина – лирика и оптимиста, несмотря на свою прошлую и такую серьезную профессию офицера ВВС.

Впрочем, до конца прочитав поэтическую главу нового интересного издания, можно без труда понять, что все они лирики – поэты здешних мест. Любовь земная – к Отечеству, к малой родине, к близкому человеку – вот она, вечная тема поэзии, столь близкая тосненским литераторам!

Когда в душе смолкают соловьи,

В тоске увязнешь,

будто в мягкой глине,

Я задыхаюсь без твоей любви –

Так гибнет путник

без воды в пустыне.

Твоя любовь растаяла, как дым,

А я с потерей не могу смириться.

И даже станешь старым и седым –

Я буду за тебя еще молиться,

– говорит в своем стихотворении Татьяна Карасева. Выходит, как бы лихорадочно ни вертелись мы в сегодняшнем стремительном компьютерном угаре, как бы ни захлестывал нас беспощадный жизненный круговорот, любовь остается на все времена. А значит, остается и тяга к слову, всегда искреннему и понятному.

Фраза "тяга к слову" звучит в предисловии к поэтическим страницам новой книги. Как точно сказано. И как это здорово, что в Тосненском районе, маленьком островке огромной России, живет так много талант-ливых людей, способных увидеть в черной и мутной речной воде отражение серебряных небесных звезд. Обо всех талантах не расскажешь, имена всех не назовешь. Читайте! И вы будете с нами согласны.

Подобной оценки, на наш взгляд, заслуживают и тосненские художники. Из истории известно, что изящные искусства тоже "поселились" в этих краях с давних времен. Достаточно назвать два имени русских живописцев XIX века – Алексей Боголюбов и Андрей Рябушкин, чье творчество навеяно жизнью северной русской провинции. Репродукции известных полотен этих художников открывают живописный раздел книги. Следует сказать, что живопись занимает две трети площади красочного издания и знакомит читателя с тридцатью именами тосненских мастеров.

Имя одного художника, уроженца города Тосно Геннадия Рогозного, мы уже называли. Но про этого талантливого человека можно рассказывать бесконечно. Его работы прекрасно известны многим ценителям живописи. Достаточно напомнить, что Геннадий Львович с 1988 года был членом Союза художников СССР, его персональные выставки проходили в Санкт-Петербурге, Швеции, США, Германии. Картины Рогозного представлялись на аукционах Европы, в частности на аукционе "Друо" в Париже, работы художника находятся в частных и государственных коллекциях России и за рубежом. Конечно же, есть картины Геннадия Рогозного и в коллекции Тосненского краеведческого музея.

Смотришь на его неподражаемо светлые, выполненные мощной фактурой кисти холсты и живо представляешь хорошо знакомые каждому русскому картинки маленьких провинциальных городишек. Да, там стоят дома с покосившимися крышами, там убогие улицы, деревянные мостки, там утлые лодчонки с самодельными парусами, там церковные главки со ржавыми крестами. Но почему мы счастливы, почему улыбаемся, почему так ускоряется сердечный ритм при виде всей этой запущенной в годы безбожия увядшей красоты?! Может, оттого, что она буквально источает теплые и яркие золотые краски. Художник никогда не скупился на солнечный свет, наслаждался наивной, даже убогой жизнью российской глубинки, по воле какой-то высшей силы всегда так вдохновлявшей его Яркий почерк нашего современника Геннадия Рогозного созвучен с манерой французских импрессионистов, которые еще в поза-прошлом веке стремились естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир, передать свои мимолетные впечатления, запечатлеть мгновение, которому уже никогда не повториться.

Кстати сказать, идея создания книги, о которой речь, принадлежала именно Рогозному. Геннадий Львович не дожил до ее воплощения в жизнь. Четыре года его нет с нами, но свет его талантливой живописи неугасим. Описать словами его картины невозможно, их надо увидеть. Хотя бы в книжной репродукции.

Прекрасно представлены на страницах новой книги реалистические пейзажи Михаила Латышева, давнего члена Союза художников России, написанные в традициях российской академической школы. Кистью тосненского мэтра создано и немало удачных живописных портретов.

Доставляют наслаждение веселые яркие натюрморты и пейзажи замечательного самодеятельного художника Валентина Балторина – старейшины тосненского художественного содружества. Невероятно органичны и профессиональны картины Владимира Пантелеева, выпускника Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Е. Репина. Очень интересна декоративная графика в технике монотипии, которую использует при написании своих цветочных букетов художница Лилия Цибизова. Многим нравится и наполненная патриотизмом жанровая живопись Владимира Пинашина.

Новая книга дает возможность увидеть и скульптурные работы Александра Шляхтина, профессора Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Известный в стране скульптор, он тоже связан с Тосненским районом.

Словом, заинтересованный и доброжелательный читатель, даже просто перелистав страницы книги "Земля тосненская. Изобразительное искусство и поэзия", сделает для себя немало открытий и убедится, насколько полна талантами наша малая родина. Мы уже говорили в начале, что подобное издание в нынешнее время можно без преувеличения назвать раритетом. Редки теперь подобные книги. И эта наверняка бы не увидела свет, не будь серьезной организационной поддержки со стороны руководства Тосненского муниципального района – главы района Сергея Баранова и главы районной администрации Владимира Дернова.

Надо сказать, что сегодняшние руководители муниципальной власти продолжают хорошие начинания своих предшественников. В 1995 году в Тосненском районе при полном согласии и помощи тогдашнего главы района, а ныне председателя Законодательного собрания Ленинградской области Ивана Хабарова была создана картинная галерея, и бывшего главу без преувеличения можно назвать покровителем изящных искусств. Так же, как и депутата Законодательного собрания Юрия Соколова, который, по сути, возглавлял художественный совет по подготовке материала книги "Земля тосненская. Изобразительное искусство и поэзия".

Итак, общими усилиями получилась замечательное издание, которое непременно войдет в культурное наследие нашего Отечества.

Наталья Максимова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"