На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

«Лети, корабль...»

18-19 августа 1820 года А.С.Пушкин совершил морской переход из Феодосии в Гурзуф. Ученым и краеведам удалось восстановить истинную картину путешествия поэта.

Заслуга решения этой краеведческой и одновременно литературоведческой задачи принадлежит профессору Таврического университета Владимиру Казарину. Около сотни лет пушкиноведы не могли дать однозначный ответ на вопрос: «На каком же корабле состоялось путешествие поэта у крымских берегов?» – Большинство исследователей называли бриг «Мингрелия». Эта версия попала и в «Онегинскую энциклопедию». Капитаном «Мингрелии» в 1820 году был человек яркой судьбы, будущий адмирал, потомственный моряк М.Н.Станюкович. Читателю хорошо известен его сын – писатель Константин Станюкович, автор знаменитых «Морских рассказов».

Дело в том, что исторические факты, мемуары современников Пушкина при их сопоставлении приводили исследователей в тупик. По документальным источникам бриг «Мингрелия» ко времени приезда поэта вместе с семейством Раевских в Феодосию не мог доставить их в Гурзуф, так как не швартовался в порту, выполняя особое распоряжение Главного командира Черноморского флота адмирала А.С. Грейга. Все лето 1820 года бриг крейсировал у абхазских берегов.

Работая в архиве Военно-морского флота, В.Казарин обнаружил материалы, который лишний раз убеждали в том, что вопрос о морском переходе Раевских и Пушкина из Феодосии в Гурзуф нуждается в коренном пересмотре.

Поиск привел к изучению биографии кораблей, которые находились к приезду Пушкина в феодосийском порту. Это могли быть, прежде всего, брандвахтенные суда, то есть поставленные на рейде в гавани для наблюдения за движением и соблюдением судоходных правил. Казарин выяснил, что в лето 1820 года в Феодосии было две брандвахты – карантинная и военная. Обязанности карантинной брандвахты выполняла канонерская лодка № 4 под командованием лейтенанта Н.С.Потемкина. Можно предположить, что он в числе должностных лиц Феодосии мог оказывать гостеприимство прославленному боевому генералу Н.Н.Раевскому и его спутникам.

Больше забот в августе 1820 года было, конечно, у карантинной брандвахты, принимавшей до 20 заграничных судов в месяц и осуществлявшей весь комплекс карантинного и таможенного контроля. Все говорило в пользу того, что Раевский и Пушкин воспользовались брандвахтой военной, здесь службу нес корвет «Або», именно он 18 августа принял на борт семейство старого генерала, Пушкина и 19 числа доставил в Гурзуф.

Что же это за судно? Это был боевой корабль Черноморского флота, откомандированный из Севастополя для дежурства на феодосийском рейде. Разгадывая подробности крымского путешествия поэта, исследователи воспользовались материалами фондов Николаевского музея судостроения и флота. Корвет и бриг, рассказывает заведующая сектором музея Е.Антониади, близкие типы судов. В XVIII – XIX веках многие флоты мира использовали их как посыльные и разведывательные, а иногда и для крейсерских операций или научно- исследовательских экспедиций. Корвет имел хорошее парусное и солидное артиллерийское вооружение – до 40 пушек. Если говорить конкретно о корвете «Або», то он располагал 14 орудиями на одном борту. Заложен был на главном адмиралтействе г. Николаева 18 ноября 1808 года строителем Федором Кузнецовым при Главном командире Черноморского флота и портов, военном губернаторе Николаева и Севастополя И.И.Траверсе. Спущен на воду 4 мая 1809 года.

Командиром корвета «Або» в 1818-1820 годах был капитан-лейтенант Иван Прокофьевич Дмитриев, именно его свела судьба с Пушкиным в те памятные августовские дни. Впечатления морского плавания нашли отражение в хорошо известном стихотворении «Погасло дневное светило…», написанном, по словам самого поэта, – «ночью на корабле»:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей.

Передавая эти впечатления, Пушкин в письме упоминает и капитана корабля, не называя его имени: «Вот Чатырдаг, сказал мне капитан. Я не различил его, да и не любопытствовал».

«Общий морской список» дает послужную характеристику капитан-лейтенанту Дмитриеву. Она не менее замечательна, чем капитана «Мингрелии» М.Н. Станюковича. Иван Прокофьевич учился в кадетском Черноморском корпусе. В 1800 году произведен в гардемарины. Первый большой переход из Николаева в Архипелаг совершил на фрегате «Счастливый», через три года был произведен в мичманы. В Адриатическом и Средиземном морях участвовал в сражениях против французских корсаров, плавал под флагами адмиралов Ф. Ушакова, Д. Сенявина, М. Лазарева, за 18 морских кампаний был награжден орденом Св. Георгия 4-го класса. В 1814-1818 годах нес службу на феодосийском рейде, командовал брандвахтенным бригом «Лаврентий», а к приезду Раевского и Пушкина был командиром корвета «Або» (название судна происходит от финского города Турку).

Реконструируя детали события, профессор Казарин так представляет переезд по морю из Феодосии в Гурзуф. По распоряжению феодосийского градоначальника корвет «Або» готовился отправиться в Севастополь. Приехавших из Керчи Раевских и Пушкина, с готовностью приняли на борт и согласились доставить попутно к месту отдыха в Гурзуф. 17 августа после утомительного путешествия, безостановочной езды на перекладных спутники отдыхали. 18 августа Раевские и Пушкин взошли на палубу и «Або» поднял паруса…

Остается сказать несколько слов о тех, кто сопровождал Пушкина в морском плавании. Историкам литературы хорошо известно все семейство Н.Н.Раевского, героя войны 1812 года, воспетого в стихах Жуковского. Сыновья Раевского Александр и Николай были приятелями поэта и сыграли заметную роль в его судьбе. Младший Николай, знавший Пушкина еще по встречам в Царском Селе, вызвался сопровождать его в южную ссылку. Пользуясь служебным положением отца, бывшего командира 4-го корпуса в Киеве и знавшего генерала И.Н. Инзова (в его канцелярии должен был служить опальный Пушкин), повез его на четыре месяца сначала на Кавказ, а потом в Крым. Их соединяла прочная и верная дружба. Памятником этой дружбе остались посвящения Пушкина на поэме «Кавказский пленник» и стихотворении «Андрей Шенье». Ну, а памятником для нас осталась полная раздумий, новых лирических предчувствий пушкинская элегия. Южная крымская ночь, военный корабль, шумящие под ветром паруса подсказали поэту вдохновенные строки:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

В сентябре 2003 года (в год России в Украине) на набережной Феодосии была установлена памятная доска со следующим текстом: «С набережной Феодосии вечером 18 (30 по н.ст.) августа 1820 года на корвете «Або» с семьей генерала Н.Н.Раевского отправился в Гурзуф А.С.Пушкин».

Евгений Мирошниченко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"