На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

В поисках утраченной натуры

О книге С. Гаврилова и Ю. Любарова

«Известный закон Ома, - размышляет литературный герой, губернатор области, – исправно работает не только в отношении электрических цепей… Уровень эмоционального напряжения толпы равен силе экономической разрухи, помноженной на величину сопротивления коллективного инстинкта самосохранения».

Книга николаевских авторов С.Гаврилова и Ю.Любарова «Закон О.М.а», посвященная драме николаевской девушки Оксаны Макар, вошла в «горячую десятку» книжных продаж («Буква»).                                                                               

Жанр  своего прозаического произведения  С.Гаврилов и Ю.Любаров   определили так:  «кино на бумаге». В реальной жизни это «кино» началось с судебного процесса, расследовавшего необычно жестокое преступление трех  приятелей, подвергнувших насилию и сожжению восемнадцатилетнюю Оксану Макар. Первый отклик   рупоров гласности  был    за региональными СМИ, это они придали событию столь высокий общественный градус,   вызвавший   комментарии редакций в Киеве, Москве, а затем и международных  информационных агентств. Украинскую новость обсуждали примерно в одно время вместе с сообщением из Норвегии о зверстве Андреса Брейвика, который расстрелял из автомата 77 отдыхающих на острове людей, среди которых были и дети. Криминальная новость из Украины почему-то оказалась  более  привлекательной западным инвесторам,  в  Германии нашелся заказчик и через непродолжительное время, николаевские авторы положили на стол редактора готовую рукопись «о непростом периоде в истории николаевской городской общины». Так репрезетуется текст в издательской аннотации  книги, увидевшей свет в  типографии   Николаевской области.

А что же драма Оксаны Макар?    Процесс по уголовному делу на протяжении многих месяцев оказался в центре внимания   печатной прессы,  интернет-сайтов, уже  отмечен конкурсным признанием Национального союза журналистов (работа  О.Кутепова    телекомпании «1+1»).     

   Когда мы читаем  в «Законе О.М.а» выделенный шрифтом   текст  характеристики мировоззренческого конфликта   или  описания уличного митинга, то невольно вспоминаются  сценарии телесериалов. «Кино на бумаге» по-своему  дополняет сюжетные сцены, делает объемным фокус изображения,   способствует раскрытию главного авторского замысла:  не пересказывать дело О.М.– его уже пережили, а понять, как оно могло случиться;  при помощи художественных средств показать   причины и следствия происходящего в бывшей «столице корабельного края».  Судебное дело выступает в таком изложении всего лишь фоном, знаком общего неблагополучия.  Вот примеры таких  сценарных строк.  

«А сейчас он стоит у окна и наблюдает за большой серой вороной…»;

«На экране сам Монахов. Небрежно всколоченные волосы, костюм метросексуала, неизменный планшет в холеных руках…

Средний план. Спортивный костюм, пятидневная небритость и тельняшка вместо исподнего белья.

Крупный план. По небритой щеке катится натуральная мужская слеза. Слеза скупая, и потому рукой ее никто не вытирает…»;

«На листе большого формата наклеены увеличенные фотографии мертвых собак и кошек. Под картинками буквы, наведенные красным фламастером: «Остановим убийц!», «Сегодня собака – завтра человек! », «Куда смотрит прокуратура?».

Можно заметить, что у подобного изображения действительности есть и оборотная сторона: страдает  цельность повествования. Чтение похоже на путешествие по огромному лабиринту с фонарем в руках. Он необходим, чтобы высветить разноплановую стилистику глав книги, заглянуть в смысловые пустоты, разглядеть  пропавшие  композиционные связи.

 Процесс по делу О.М. всего лишь  «аккумулятор», питающий энергией интригу повествования. Он соединяет   сюжетные линии,  хотя не согревает, а лишь дает надежду читателю на   свободу творческой фантазии, за которой могут открыться некие общественные истины. И фантазия     авторов буйно выплескивается на страницы книги, приобретая черты мирового   заговора с примесью конспирологии. Мы становимся свидетелями    сговора   компаний крупнотоннажного судостроения по приобретению Черноморской верфи в Николаеве, на поверку - ее банкротства в угоду бизнес-интересам международных судовладельцев; с увлечением читаем историю николаевца, бывшего обер-лейтенанта вермахта, девяностолетнего   Ланге и его сына Пауля.   Интернет-сватовство старика Ланге с О.М. – лучшие страницы занимательного текста, успешно двигающего произведение к его открытому финалу. Убедительны главы с описанием организованного   нападения местных бандитов в Варваровке, махинаций англо-американских и немецких корпораций «Aker Kvaerner», «Clever Yards»,    филиала «Актив-банка».    Диалоги в произведении   восполняют функцию развернутой характеристики и по-своему участвуют  в авторской интерпретации  событий. Пожалуй, диалоги – лучшая сторона «Закона О.М.а», его герои  предпочитают говорить (на экране трудно показать, как мыслит герой). Мы слышим речи, реплики на митинге у здания областной администрации, в офисах банков,  кабинете директора зоопарка, губернатора Николаевской области, отделении  МВД,  кафетериях-распивочных, откуда начался крестный путь О.М.   

Особо нужно говорить о корпоративном сообществе СМИ, которое попало в «кино на бумаге».   Думается, что цитаты из сообщений «Le Figaro» или «The New York Times» о трагедии николаевской девушки мало что прояснят в  состоянии судостроительной отрасли на юге, как и в менталитете украинцев. А вот в литературном герое,  репортере Игоре Бряцалове из «Городских известий», лично знакомого с О.М. и организующем для ее несчастной матушки постыдную пиар-кампанию со сбором благотворительных средств (в них есть и оговоренная доля журналиста), коллеги по медиацеху угадают некоторых своих товарищей. Согласимся,   столь распространенные нарушения  нравственных норм   в современной  журналистике  не связаны с  происками  зарубежных магнатов, они следствие разрушения нашего   кодекса поведения, это у нас разруха в голове. «Коммерция, прирастающая в войнам за справедливость, - справедливо пишет известный колумнист Виталий Коротич, - самое циничное, что можно придумать».

Этот разговор об этических проблемах современной журналистики может вызвать ироничную улыбку проницательного читателя. Дело в том, что наши соавторы, включившись в литературную игру под названием «Закон  О.М.а»,  стали участниками  коммерческого проекта и в кратчайший срок произвели на свет интеллектуальный продукт. Что тут скажешь? Если в садах нашей литературы по-прежнему цветут вечные добродетели, если наши поступки лишены корысти не служат манипуляции сознания, а охраняют   гражданскую мораль, значит  не могут быть порицаемы.

Можно говорить о разнообразных  нюансах книги. Например, об использовании авторами сниженной лексики, стилистических небрежностях типа «завывает в голос», неизменных  «курях» (ошибочное производное от слова куры), сомнительного свойства афоризмах - «моральные уроды не могут вырастить праведника»,  «не уверен в человеке – не пей с ним» (главы «Еще водки», «Глоток коньяку»). Впрочем, питейная, алкогольная  тематика в силу ее многовекторности и  роли в книге требует отдельного рассмотрения.

Заслуживает более серьезного внимания проблема соотношения   правды и вымысла. Современные украинские прозаики, преимущественно молодые, предпочитают сегодня говорить от первого лица.  Такую  позицию, пожалуй,  разделяют и наши авторы, вставляя в повествование персонажей с говорящими фамилиями, за которыми легко угадываются  биографии и репутации. Вне всякого сомнения, жизненный опыт писателя  ценнейший ресурс  художественного творчества. Можно привести прекрасные иллюстрации этого положения, призвав знаменитого американца Эмерсона, у которого учился эстетике Лев Толстой. «Романы уступят место дневникам и автобиографиям, - писал Эмерсон, добавляя при этом, - если только человек знает, как выбрать из того, что он называет опытом.., как записать правду о собственной жизни правдиво».  

Написать правдиво о себе, тем более об устройстве жизни непросто, а порой и небезопасно. К счастью, авторы сумели уйти от пересказа и своих биографий,  и биографии региональной истории. Почти не шифруя местные реалии, они точно обозначили болевые точки – город Николаев, Черноморский судостроительный завод, оргпреступность, кризис экономики, безработица, приватизация государственной власти и власть негосударственных структур, конфликт между ними за контроль и учет. Что  в этом мрачном «кино» уходящая натура?

Многое угадывается в потоке сознания губернатора области Василия Даниловича Черняка.

«Ты на что намекаешь, бандитская морда? На мой интерес в этом деле? ... Меня президент оставил областью руководить с единственным условием: чтобы продать завод за максимальные деньги. А ты мне коррупцию шьешь?»

«Прижать бы этого зернотрейдера. Да больно высоко взлетел. На мировом уровне крышуется – международный продовольственный фонд… Не хрен собачий. Его теперь не прогнешь ни налоговой, ни прокуратурой… совсем от рук отбился… »

Самые важные мысли для понимания пафоса книги соавторы поручили высказать губернатору, бывшему инженеру-судостроителю. Наблюдая из окна кабинета за стихийным митингом,     он пытается формулировать законы жизни, зависимость социального напряжения в обществе, «спонтанного гнева» людей от их эмоционального состояния и инстинктов.

«Известный закон Ома, - размышляет губернатор, - исправно работает не только в отношении электрических цепей... Уровень эмоционального напряжения толпы равен силе экономической разрухи, помноженной на величину сопротивления коллективного инстинкта самосохранения…».

 Если бы элементами физической  формулы   регулировались общественные законы,  гражданской  общины! Книга земляков – не линейная история частной судьбы или даже города, это кардиограмма нашей жизни.

Евгений Мирошниченко (Николаев)


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"