На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Они знали и любили русскую провинцию

Новая книжная серия

«Великие провинциалы» – так называется серия в которой воронежское издательство ООО «Пресса ИПФ» (издательская группа ОАО «ИПФ «Воронеж») при поддержке Федерального агентства по печати и массовой информации выпустило две книги : Алексей Суворин «Очерки и картинки» и Иван Горбунов «На постоялом дворе». «Великие провинциалы» – издательский проект предусматривающий возвращение читателю имён и произведений, которые в силу разных причин незаслуженно выпали из культурного контекста.

Оба автора, открывающие серию, Суворин и Горбунов, в своё время были очень знаменитыми. Их знала вся читающая Россия. А потом по независящим от них причинам их имена стали замалчивать. И, если Горбунова в последний раз издали в эпоху «оттепели», более полувека назад, то тексты Суворина, имеющего самое непосредственное отношение к истории и культуре Воронежской области, пролежали под спудом более 100 лет.

Напомним, Алексей Сергеевич Суворин родился в селе Коршево Воронежской губернии Его отец был государственным крестьянином. Отданный по набору в солдаты, он был ранен при Бородине и затем дослужился до капитана, что в то время давало потомственное дворянство. Суворин учился в воронежском Михайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка (впоследствии – Константиновское военное училище), откуда был выпущен в саперы. Вскоре он вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училища и занялся педагогической деятельностью в родных краях. С 1858 г. начал сотрудничать в периодической печати, в 1861 г. переехал в Москву, был сотрудником "Русской речи". С 1863 г. жил в Петербурге, сотрудник "Санкт-Петербургских ведомостей", "Биржевых ведомостей". По молодости был умеренно-либеральным западником, за книжку очерков "Всякие" (1866) он даже 3 недели просидел на гауптвахте, а сама книжка по решению суда была сожжена.
В 1876 г. Суворин стал владельцем газеты "Новое время", которой придал умеренно-консервативное и патриотическое направление. Газета имела огромный успех на волне симпатий к восставшим братушкам-славянам, став вскоре самой распространенной газетой в России. Популярность газеты объяснялась тем, что Суворин собрал вокруг себя многие "золотые перья" тогдашней России: в "Новом времени" блистали М.О.Меньшиков, В.В.Розанов, С.Н.Сыромятников, В.П.Буренин, С.К. Глинка-Янчевский и др. Помимо газеты он основал влиятельный и популярный журнал "Исторический вестник". Книгоиздательскую деятельность Суворин начал в 1872 г. выпуском "Русского календаря". В 80-х гг. он предпринял массовое издание сочинений русских и иностранных писателей в серии "Дешевая библиотека". Издавал также научную (главным образом историческую) литературу, книги по искусству, адресные книги ("Вся Россия", "Весь Санкт-Петербург", "Вся Москва"). В 1878 г. он открыл большой книжный магазин в Петербурге, а затем магазины в провинции, ему была предоставлена монополия на торговлю производственной печати на железнодорожных станциях. В 1911 г. Суворин учредил акционерное общество "Новое время". В 1890-е гг. он усердно занялся театром и стал во главе С.-Петербургского литературно-артистического кружка. Был автором ряда пьес и романов, как драматург, он известен благодаря пользовавшимся большим успехом драмам "Татьяна Репина" (1889) и "Медея", написанной в соавторстве с В.П. Бурениным (1883). Суворин вел обширную переписку с многими литераторами, дружил с А.П.Чеховым.
За твердую позицию "Нового времени" в отношении таких острых проблем, как дело Дрейфуса, еврейское засилье в культуре и экономике, Суворин и его ближайшие сподвижники подвергались травле со стороны либеральных кругов. В 1901 г. он принял активное участие в создании первой национально-патриотической организации Русского Собрания (первое организационное заседание проходило в редакции "Нового времени"). Суворин был избран в состав Совета РС, а его сын стал одним из товарищей председателя РС. Однако затем Суворин отошел от участия в деятельности РС.

  «Маленькие письма» Суворина, печатавшиеся «Новом времени» вплоть до 1908 являются несомненным шедевром русской национальной журналистики. Обладая тонким художественным чутьём, Суворин фактически ввел в литературу А.П. Чехова и В.В. Розанова, поддерживал отношения с Л.Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. В книге «Очерки и картинки» (составители Марина Ганичева и Святослав Иванов, предисловие Марины Ганичевой) представлены произведения, большинство из которых никогда не переиздавались после 1917 года. В них открывается широкая панорама жизни пореформенной России, во многом схожая по проблематике с нашим временем. Перед читателем Алексей Суворин предстаёт не только как публицист, но и как прозаик, драматург, литературный и театральный критик.

Появление рядом с Сувориным имени Горбунова не случайно. Уроженец села Вантеево (ныне город Ивантеевка) Московской губернии, русский писатель и актёр Иван Фёдорович Горбунов (1831 – 1895) был первым в России писателем-юмористом, который исполнял свои тексты в качестве актера, родоначальником российской стенд-ап комедии, разговорной эстрады. Юмор горбуновских рассказов «рассыпался по всей России и вошел в поговорки, в пословицы». Ф. М. Достоевский отмечал, что в сценах Горбунова « много чрезвычайно тонких и глубоких наблюдений над русской душой и русским народом». Ёмкую оценку И.Ф. Горбунову дал А.П. Чехов: «Чует человек Россию!» Как актёр Горбунов был включен в труппу Александринского театра в Петербурге в 1856 году, где за 40 лет сыграл 54 роли.

В рассказах и очерках Горбунова представлены русская жизнь и русский человек в самых разнородных сочетаниях, не только правдоподобных, но поражающих своей верностью во всех отношениях. Обычаи русских людей, их доброта и их слабости, проявления их душевной теплоты, их отношение к власти, к суду, к церкви и науке, – будни и праздники, скорби и трагедии их существования, – сменяя друг друга и переплетаясь между собой, проходят пестрой вереницей в книге «На постоялом дворе» (составитель Святослав Иванов). . Горбунов до самой смерти дружил с Сувориным, печатался в «Новом времени». «Это редкий и прекрасный талант, – писал о Горбунове Алесей Сергеевич. – Разогнать грусть и скуку, раздвинуть мор­щины русского человека, заставить его смеяться тем добродушным смехом, ко­торый составляет сущность так называемого юмора, — согласитесь, господа, это далеко не последнее дело». Они оба, достигнув всероссийской известности, покорив столицу не забывали о своих корнях, знали и любили русскую провинцию, жили интересами всей России, большой России. Поэтому по праву и названы великими провинциалами.

Илья Муромцев


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"