На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Война и вечность

Очерк

Время меняет оттенки, но не сущность дел и вопросов. Люди издавна возвращались домой: после империалистической и гражданской, возвращались после Второй мировой.

Говорят – и говорят всё чаще, например, что это была не Великая Отечественная, а именно вторая мировая. Ну, так для кого-то звучит импозантнее.

А если вдуматься, то сущность не меняется. Она даже не возрастает ли (хотя и вовсе не так, как думают слабаки)?

Во-первых, из боя возвращались не чтобы расслабляться, а – идти в новые бои. Без ноги, например, а за тот же трактор.

Так было у Григория Мелехова в 1922 году; тихо над хутором Татарским – но впереди сражения и муки, которые будут пострашнее прошлых. Возьмите и Григорьева сына, Мишатку Мелехова; ему достанется ещё ой-ёй-ёй. Ведь 41-й год-то – он поджидает и Мишатку, он (Мишатка) как раз войдёт к тому времени в самый боевой возраст, в Григорьев.

Уйдёт на те же новые фронты в 1941 году солдат Андрей Соколов; а вернётся для опять хождений по мукам; с ним будет обнадёживающий Шолохова мальчик-приёмыш. Обновлённые времена, а вопросы всё те же, причём всемирные.

Возьмём снова Великую Отечественную; ну, ладно: переименуй её – а мировой её смысл только возрастёт. Пусть ты даже не на это рассчитывал, а хотел только, чтоб тебя, сталинградца, приравняли к общечеловеку – ветерану из-под Ардены (или как их), или же из-под «Пёрл-Харбора» (воспетого Евгением Александровичем Евтушенкой).

Почти то же разворачивается с возвращением фронтовика у ИсаковскогоНикто солдату не ответил; никому он, как Григорий, как Мишатка или Андрей Соколов, не нужен. А

 

Медаль за город Будапешт


возвращает к мировым вопросам; они и до сих пор своего разрешения ждут; но не такого, как чают слабачки: в частности, и в особенности, они ждут этого потому, что они есть вопросы неразрешимые, для вечного неуклонного разрешения.

Разрешение их нужно и всеобщее, всем миром – можете даже считать, нужно разрешение соборное; (ну-ка, произнесите это слово ещё раз, поманернее); ведь русским человеком нельзя быть в одиночку; а без русского слова об общей правде эта правда состояться не способна.

Или вы думаете иначе? Обязательно оповестите об этом «Новое литературное обозрение» или какое-нибудь «Weekly» (не знаю точно, безграмотен).

Да будьте вы даже и не русским, и будьте даже не немцем, а вы потянитесь к русскому слову, сказав:

 

И вечный бой;

 

и покой нам только снится, что верно. Сказал вот Блок, что:

 

Впереди Исус Христос –

 

и его вроде навсегда за это развенчали, вскрыв в патруле из двенадцати человек сущих бесов (Зара Минц и прочие); а вопрос только насыщается и насыщается смыслом.

Ведь впереди-то всё равно та же фигура; она впереди всех и навсегда; это-то ведь угадано оказалось верно. 

А вы – развенчивать; или вы правда нехристь?

Кого ещё вы поставите впереди всех? За вами полная свобода выбора и самообнаружения.

А вот ещё поиски вечного через опыт Великой Отечественной: Юрий Кузнецов
В 1941-м он расстался с отцом-офицером: в 1944-м потерял его навсегда:

 

Отец! Ты не принёс нам счастья! 

 

воскликнет он много позже; но раздумья тяжкие, раздумья бесстрашные продолжит. К ним стоит подключаться и нам многогрешным.

Так что не надо отмежёвываться от всеобщего, от совместного – от соборного! – и от отечественного. Призрак с косою в руках бродит по земному шару, по всему шару, и увильнуть никому не удастся.

 

Видел ли ты, как коса в лугу скачет,

Ртом железным перекусывая ноги трав?

Оттого, что стоит трава на корячках,

Под себя коренья подобрав.

И никуда ей, траве, не скрыться

От горячих зубов косы,

Потому что не может она, как птица,

Оторваться от земли в синь.

Так и мы! вросли корнями крови в избы,

Что нам первый ряд подкошенной травы?

Только бы до нас не добрались бы,

Только нам бы,

только б нашей

Не скосили, как ромашке, головы.

 

Не надейтесь же, что пребудете русским в одиночку. Вы и спрятав себя в общечеловеческом не уйдёте от ответа.

 

***

Горе мужа и отца, у которого сожгли родную хату. Горе матери-вдовы:

 

Не упрекай меня, Прасковья, –

 

да она и не стала упрекать, об этом Юрий Кузнецов раздумье продолжил. Когда я кричу «Отец, ты не принёс нам счастья!» (погиб при освобождении Севастополя; погиб под Гомелем, под Будапештом и Берлином) – когда я так вопию, то тогда

 

Мать в ужасе мне закрывает рот,

 

– именно так и сказано у Юрия Кузнецова, и сказано правильно.

А мать он успокоить тоже хочет, не только себя – а успокоить русскую вдову невозможно.

 

Мама, мама! Война не вернёт.

Не гляди на дорогу

Столб крутящейся пыли идёт

Через поле к порогу.

 

Словно машет из пыли рука,

Светят очи живые.

Шевелятся открытки на дне сундука –

Фронтовые.

 

Всякий раз, когда мать его ждёт, –

Через поле и пашню

Столб клубящейся пыли бредёт,

Одинокий и страшный.

 

Вот так надо помнить отца, забыв даже о счастье: «Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом…» – помните это педерастическое пение?

 

***

А ты – ты погиб не подо Ржевом?

Нет, ты погиб, отказавшись ещё в 30-е годы спасать своего отца и своего брата. Старый мир с его Хамами и Каинами напомнил о себе и в Новом мире; и нет Новому миру прощенья, как и его ветхозаветным клевретам.

Не будь же Кузнецова – не окажись попросту, а так однажды и случилось, не стало Кузнецова – иначе бы вспоминалось, как уходили на фронт наши бойцы – чтоб там навечно и остаться.

 

***

Поздней, сильно поздней и снежной осенью 1942 года в сибирской деревне: на полу, рядом с мальчиком, оказались спящими и проснулись и разбудили его рано, двое больших мужчин. Оба были накрыты шинелями.

На кухне уже гремели и звенели поварихинские причиндалы. Один из прибывших был хорошо знакомый нам дядя Наконечный, районный уполномоченный НКВД. Другой начал из-под шинели щекотать пятку мальчику. «Ты кто?» – и малыш отвечал (ну, допустим): «Я Сергей Андреевич Небольсин». Если вы не верите этому, то хотя бы доверьтесь.

«Смотри-ка, первый раз встречаю однофамильца». Так произошло нужное и сейчас знакомство.

Мать тогда провела с мужем, партизаном 1919 года, потом пограничником (от Чукотки до Мурманска и Одессы), примерно неделю. Он написал начальству Лубянки по кадрам просьбу и торопился.

«Содержать при бумажной работе офицера, на обучение которого государство затратило пять лет, недопустимо. Прошу как можно скорее послать меня на фронт в одну из действующих частей нашего наркомата, а лучше всего – в Красную армию». Всё это осознать бы Андрею НемзеруДм. Быкову и др. бл.

Накануне отцова отъезда, обратно до Москвы и дальше, отец, мать и сын провожали на фронт последних новобранцев. По сусекам наскребли. Стояли люди и строем, и кучками; бабы подняли душеледенящий хор вопления. Мать выступила:

«Женщины! Вот мой муж, он тоже завтра уходит на фронт. Он уже в шинели. А я ж не плачу!»

Отец громко – или негромко? – сказал: «Помолчи, Женя. Дай людям отвести душу». Назавтра, в яснейший и морозный день, мы втроём снова стояли опять у сельсовета. (Дядя Наконечный уже не ночевал у нас.) Отец суровенько так протянул матери руку – и, вдруг вздрогнув, обернулся:

Из-за окна сельсовета на них острейше смотрели, взглядом голодной росомахи, глаза на красном как сковородка лице.

Это был председатель сельсовета Афанасий Рыбин, недавно обожжённый на фронте танкист. Он и на фронт был уже не годен, да и мужичьей жизни в деревне найти, конечно, не смог. Вы побасёнку про коромысло слыхали? Она верна, но очень условно.

Отец снова отвернулся, пожал-таки (и только) жене руку, пожал сыну и ушёл в село Памятное. Вот оно, вечно-антично-русское прощание Гекторов с Андромахами.

 

***

Через года три после этого Афанасий Рыбин женился на первой красавице деревни. Отец – не вернулся никогда; но не сойтись вовеки нам; он лежит под Мозырем в братской могиле.

Правда, и мать не оставляла его ни на минуту, и столько лет; так она и нас учила.

Кладбище под Мозырем закрыто из-за ядерного заражения.

Все мои дети, правда, там были – в последние годы Советского Союза.

 

***

А что: цель оправдывает жертвы; вечная истина; и уж средневековье православия и России подтвердило это.

Надо было ещё оттуда взять пропись: не оспаривать отца, не перечить старшим и не поучать их. Юрий Кузнецов написал в 1984 году стихи, не спросившись отца и мать.

 

Это было на прошлой войне,

Или богу приснилось во сне,

Это он среди свиста и воя

На высокой скрижали прочёл:

Не разведчик, а врач перешёл

Через фронт после вечного боя.

 

Он пошёл по снегам наугад,

И хранил его – белый халат,

Словно свет милосердного царства.

Он явился в чужой лазарет

И сказал: «Я оттуда, где нет

Ни креста, ни бинта, ни лекарства.

Помогите!..» Вскочили враги,

Кроме света не видя ни зги,

Словно призрак на землю вернулся.

«Это русский! Хватайте его!» –

«Все мы кровные мира сего», –

Он промолвил и вдруг улыбнулся.

 

«Все мы братья, – сказали враги, –

Но расходятся наши круги,

Между нами великая бездна».

Но сложили, что нужно, в суму.

Он кивнул и вернулся во тьму.

Кто он? Имя его неизвестно.

 

Отправляясь к заклятым врагам,

Он пошёл по небесным кругам

И не знал, что достоин бессмертья.

В этом мире, где битва идей

В ураган превращает людей,

Вот она, простота милосердья!

 

Стоило спросить у только что отвоевавшего поколения: если есть тут истина вечная, и если любая война, даже мировая, есть война братьев и потому мучительно-гражданская, то надо ж было всё-таки спросить разрешения: спросить его у тех, чьи раны ещё кровоточат? Или не надо?

 

Сиротский смысл семейных фотографий

 

вопиет безмолвно, но тоже об этом. Спросить можно было бы у Афанасия Рыбина; даже у кубинцев, которые брали Монкаду или томились там.

 

***

Спросить разрешения надо было бы и на поэмы о Христе, о прочем таком – что по замыслу должно было («всё понятно, всё на русском языке») заменить широкому читателю Евангелие и «Слово о законе и благодати».

– Забыт Челубей, – написал про вечные бои Кузнецов. – Но память мою направляет копьё и зрит сквозь столетья.

Позволительно спросить, кто же именно забыл Челубея. Уж кто-кто, а

 

иных времён татары и монголы

 

– едва ли. Только не надо ксенофобии, и за стоящего татарина (ну, того, кто покончил с собой под стенами поруганного в 1991 году Бреста) я сотни монголо-калмыков и даже узников Освенцима (ну, не всех) не пожалею. А тёща рассказывала мне: самыми надёжными там были татары, русские и сербы.

Есть вечное; но пришло ли время под этим предлогом торопливо и исподтишка собирать камни, на которые указывал Екклесиаст?

 

***

Так что не надо нам и про мальчиков, которые спасли Россию и мир в 41–45 годах.

Балтер (или как); Булат ОкуджаваТухманов – «Здравствуй, мама»; памятная доска на новом здании московской 110-й школы: хилые отроки в шинелях. Они скребли-крутили своими ногтями земной шар, ползя к Берлину, по Владимиру Семёновичуесли. Не ясно, как в этом ряду может оказаться русский Ножкин – «Я так давно не видел маму». Тоже ведь балтеровщина.

Больше, больше дайте звучности голосам Иванов Африкановичей и солдатам, отдавшим всё под городом Будапешт; мальчиков это не оскорбляет.

 

***

Поэма Юрия Кузнецова про Ад – острейшая и злободневнейшая вещь; это вещь и вечная… была бы она такой, не будь Аду суждено вновь и вновь пополняться.

Ведь вы же читали – хотя бы и недоумевая: воздеть руки к Вифлеему и Голгофе и руку же поднять на Сталина.

Впрочем, вот объяснение. Ведь Сталина вот что отличало: ведь это именно при нём кто-то мелкий, злобный и гнусный настрочил донос на красного офицера, на кузнецовского отца. А ведь отец потом лично отнял у фашистов захваченный ими 
Севастополь.

Далее: и на Пастернака (или Заболоцкого?) поступил в те же 30-е годы донос; под ним была подпись «Тагер». А Бабель не при Сталине ли призывал изобличать и уничтожать троцкизьму? (И всё это по-одесски искренне.) А пламенный Кольцов? Он тоже жил именно при Сталине, и при Сталине же скончался.

А Дмитрий Сергеевич Лихачёв, совесть целой уже нации? (Я не читал соловецких лагерных ведомостей-бумаг – но у академика на квартире, в Питере, видел его семейную фотографию, причём вместе с мамой академика: какие характернейшие лица!) А пылкая, вся замешанная на русском же фольклоре (по Е.А. Евтушенко)Марина Ивановна Цветаева? А Александр Исаевич Солганец, наш неуёмный нобелевец? Или вы в это не вдумывались?

Делайте же выводы, шановне паньство. А то вы так даже сущности государственной власти и её извечных прихвостней не постигнете.

Впрочем, картина эта очень условна – а может, я позволил себе и просто натяжку. Я увлёкся чужой оторопью и соблазнительностью воспоминанья о ней. А вот Кузнецов приводил людей в оторопь. Как от Есенина – стоило ему оказаться хоть на минуту в кругу алкующих и праздно болтающих – ждали обязательно какой-нибудь номер чтоб ты помер, так и при Кузнецове внезапно замолкали: ибо чуяла кошка, чьё мясо съела и что болтать стыдно. А Кузнецов вдруг молча уходил.

Не случайно он любил вспоминать, как наводил шорох на празднословов Есенин. Наверно, и слова Блока ему помнились (впрочем, взятые из латыни): profaniproculite – hicamorislocussacerest.

Вы замечали в ком-нибудь равнодушие к стихам о погибшем муже и отце, солдате, как о страшном столбе клубящегося чёрного дыма?

Я могу сравнить только два вида высокой оценки этих стихов; только два, однако и они показательны.

Одни люди, выслушав эти стихи, остолбенело и молча, оторопело и мрачно глядят друг на друга. Среди них Анатолий ПарпараАнатолий ГребневБорис Одинцов,Александр БобровВиктор Верстаков. Они молчат, тяжело смотрят друг на друга и даже прячут взгляды.

Другой кто-то увлечённо и страстно, громко читает эти стихи вслух всем прочим. Торжествующе-величавый взгляд на слушателей: ибо как написано! как сказано! А?
У меня-то мол, отец погиб, я всю жизнь как сыр в масле катался; но красивое ценю и я.

Здесь уже нету признания, что всё такое случилось, случилось именно с нами, и этот крест нам нести долго и без плакатов и транспарантов.

У таких чтецов-декламаторов фронтовые открытки на дне их сундуков не шевелились…

По-моему, Юрий Кузнецов напрасно развенчивал попытки других людей, просто людей, читать вслух не ими написанные стихи. Он же сам говорил, что беда и безутешное горе матерей – всё это было нашей общей долей, долей самого народа. Но тогда каждый вправе!

 

***

Ну, а русская вдова остаётся. Мы и сами оставляем её непонятой и часто бездетной. Не такова ли и Россия?

Надо это дело спасать.

Сергей Небольсин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"