На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Пой, душа, ведь ты не позабыла Родину…

О стихах Василия Попова

«Талант – единственная новость, которая всегда нова». - Лишний раз убедился в сермяжной правоте этой истины, когда прочёл книгу избранных стихотворений Василия Попова (М.: «Золотой Витязь», 2013). Последний раз с таким счастливым изумлением перед новым талантом я читал только посмертную книгу трагически погибшего архангельского поэта Александра Роскова (М.: «Сибирская Благозвонница», 2012). И вот новые именины сердца, такие радостные и неожиданные. Давным-давно, лет сто тому назад лучший критик эмиграции Георгий Адамович в статье о «Лейтенанте Шмидте» Бориса Пастернака посетовал: «В наши дни поэзией можно назвать решительно всё, что угодно, – и никто не удивится». Слава Богу, не дожил Георгий Викторович до дней нынешних, когда на одной только интернетской «Стихире» резвится полмиллиона графоманов, и каждый день число их катастрофически растёт. Ныне, оказывается, душещипательные стишки, посвящённые своему суженому, пописывает даже томящаяся под домашним арестом в тринадцатикомнатной квартире фигурантка дела «Оборонсервиса» Евгения Васильева…

Некогда непереходимая граница между талантливостью, самобытностью и грубой кустарной халтурой стёрта напрочь. Во времена Серебряного века каждый мало-мальски грамотный гимназист отлично знал разницу между полуграфоманским, утомительным нытьём Надсона и чеканной поэтической поступью петербургского «каменного гостя» – Александра Блока. Однако «тяжёлое пожатье» его «каменной десницы» настолько с тех пор напугало новоявленных литературных альфонсов (вотще пытающихся разжиться за счёт щедрости своенравной Музы), что им даже в голову не приходят вечно живые заветы классиков: «Глаголом жги сердца людей» или «Твой стих, как Божий дух, / Должен носиться над толпой, / А отзыв мыслей благородных / – Звучать, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных».

Теперь критерии подлинности таланта не просто размыты и опутаны паутинной, интернетовской сетью графомании – они попросту исчезли, канули в нети. Если на родине Гумилёва, Цветаевой, Мандельштама, Заболоцкого, Рубцова «знаменитыми поэтами» считаются Рубальская, Резник и Степанцов, значит когда-то бывшая магической и пьянящей наша «изящная словесность» похоронена, а ставшая невосприимчивой к истинной культуре слова душа современного читателя неисцелимо больна.

По образованию я филолог (даже кандидат пресловутых наук) и за многие годы литературной работы убедился: самое трудное и неблагодарное дело писать критику о стихах. Хорошая проза, особенно классика, даёт невообразимый простор мыслям и чувствам. Об одних только «Вечерах на хуторе близ Диканьки» или «Братьях Карамазовых» можно, помимо уже сказанного о них, написать ещё тысячи страниц, потому что, перечитывая текст, каждый раз открываешь для себя что-то новое, чего раньше не заметил, прошляпил, упустил из виду. А о стихах что же говорить всуе, когда всё в них уже сказано, акцентировано, разрешено? Взять хотя бы вот эти, одни из моих любимых: «Пора мой друг, пора! Покоя сердце просит…», или «Выхожу один я на дорогу…», или «Заблудившийся трамвай» Гумилёва. Что в них «критиковать»? Для чего пережёвывать давно потерявшую вкус филологическую жвачку? Сто раз в своей жизни от глухих к словесной музыке, равнодушных к поэзии людей я слышал: «Ничего не понимаю в стихах. Неинтересно мне их читать, скучно». Говорили мне так совсем не невежественные или плохие люди, а вполне себе образованные, состоявшиеся в профессии врачи, экономисты, психологи, инженеры, спортсмены, финансисты, бизнесмены. Что же, как говорится, из этого вытекает? Что они глупее, жестокосерднее и хладнокровнее, чем я? Отнюдь нет. Просто у них в душе по непонятной причине отсутствует тот загадочный и необъяснимый орган, которым воспринимается словесная музыка. Один послушает Шестую симфонию Чайковского, этюды Шопена или Лунную сонату Бетховена, и едва не заплачет от потаённой боли, восторга, светлой печали. А другому хоть живого Рахманинова за рояль усади и дай послушать – через пару минут заёрзает на стуле, зевнёт и предпочтёт лучше канаву стометровую копать, чем мучиться от зелёной скуки.

С Василием Поповым я познакомился и (надеюсь) подружился в 2011 году в Туле, на литературном фестивале «Золотой Витязь». Первое, что бросилось в глаза – его чисто русская скромность, обаяние и необыкновенное (далеко не буквальное) сходство с Есениным. Понятное дело, Есенина я никогда не видел (кроме как на портретах и в обрывках кинохроники), но мне кажется, именно так, как Попов в кулуарах фестиваля, он выглядел, когда впервые, в нарочито деревенских валенках попал в петербургский литературный салон и Зинаида Гиппиус, наведя на него свой беспощадный лорнет, будто бы между прочим спросила: «Что это за гетры на вас надеты?» Наверняка, Есенин тогда покраснел от смущения точно так же, как Попов, когда я поначалу, забыв его имя, обратился к нему: «Сергей, привет!» Ей-Богу, мне на самом деле померещилось, что передо мной воскресший из небытия любимый поэт.

Не буду больше растекаться мыслью по древу. Скажу о главном – о том, чем близко и дорого мне творчество Василия Попова. Сам я тоже когда-то, во времена Литинститутской молодости, пытался кропать стишки, но они получались другие. Больше от ума, чем от души. Больше от «литературщины», чем от сердца. У Василия Николаевича всё совсем по-другому. На одном из фестивальных вечеров он прочёл стих, который сразу, с первого слова и с первой интонации, запал мне в душу. И с тех пор не отпускает. Стих этот называется «Первый снег»:

Снег пошёл, и ветер тихий...

Ветка щёлкнула в горах –

Лось несёт своей лосихе

Жёлтый листик на рогах.

 

По реке вода искрится,

Солнце яблоком висит.

Как серебряные птицы,

Вылетают караси.

 

Глубоко в норе так сладко

На сухой траве вокруг,

Чуть подёргивая лапкой,

Спит калачиком барсук.

 

И бежит, бежит вприпрыжку

Муравей, бежит, лихой,

Мимо веточек и шишек –

Он торопится домой.

 

Вроде бы, ничего особенного, правда? Но в том-то и чудо искусства слова, что это «особенное» распознаёшь не сразу. Надо обязательно забыть всё, прочитанное раньше, смиренно помолчать, прислушаться. И тогда приходит понимание, что среди оголтелой эстрадной «попсы» (там ведь тоже песенные тексты называются «стихами»), среди сплошной постмодернистской абракадабры, наконец дышишь свежим воздухом жизни и, к забытому восторгу своему, слышишь, как в траве бойко застрекотал кузнечик, где-то в лесном овраге забормотал льдистый лесной ручей, плеснул хвостом в речке налим, хрустнула ветка – и вдалеке, за деревьями, появилась фундаментальная фигура таёжного лося… Волшебные пейзажи заповедной Сибири и картины деревенского быта получаются у Попова лучше всего:

 

Когда в ночь уходила заря,

Просыпались ленивые совы

И о чём-то своём втихаря

Скрежетали дверные засовы.

 

«Ты почто ещё здесь, котофей?

Ну-ка дуй на охоту к амбарам, –

Пнул под зад его дед у дверей, –

Это что же, кормить его даром?»

 

И старуха в постели под нос

Неразборчиво так причитала:

«Стороною бы ветер пронёс,

Непогоды ещё не хватало».

 

Под навесом у новой дуги

Мыши грызли древесные сушки,

А далече, один за другим,

Потухали огни деревушки.

 

Вот такие стихи (я в это по наивности верю) и будут когда-то в наших учебниках по литературе, а не вымученные из последних творческих сил словопрения Бродского или велеречивая графомания Евтушенко. По крайней мере, каждому школяру (неважно, в какую эпоху жить – в годы моего полуголодного детства, или в эпоху интернета) гораздо ближе по духу не нынешняя «постмодернистская», шифрованная макулатура, а те же чувства, которые пережил в босоногом детстве Василий Попов (пережил их когда-то и я, только вместо отца «прутиком малины» за первую сигарету меня больно стеганула мать).

Когда-то я (ещё не зная,

Что буду сочинять стихи)  

На крыше нашего сарая

Сушил на солнце лопухи.

 

И думал, что листочки эти

Я закурю, как курит дед.

И накрутил я из газеты,

Как мне казалось, сигарет...

 

Прошли года, прошло и детство,

Теперь я в комнате один.

Я не курю, но хочет сердце

Почуять этот сладкий дым.

 

Стихов не надо, нет, не надо,

От них кружится голова.

Но всё равно летят куда-то,

Как дым, летят мои слова…

 

И вот он, мальчик соловьиный,

На сеновале спички жжёт,

И с длинным прутиком малины

Из-за угла отец идёт.

 

Жаль, конечно, что на школьных уроках по литературе внушили нам весьма стойкую аллергию к так называемой «гражданской» – некрасовской, есенинской и «маяковской» – лирике. А Попов, молодчина, не боится касаться острых социальных тем и говорит о них без пафоса, с искренней горечью:

Отгуляла Русь, Россия отгуляла,

Всё продали, пропили вчиста.

Что осталось – только честь и слава,

Да и те у пыльного куста.

Чувствуете, какой глубинной русской традиции это отзвук и эхо? Вспомните хотя бы Ахматову:

Всё расхищено, предано, продано,

Чёрной смерти мелькало крыло.

Всё голодной тоскою изглодано.

Отчего же нам стало светло?..

Мало кто из нынешних (молодых, да ранних) стихописателей возьмёт на себя смелость перекликаться с увенчанными бессмертной славой классиками. А Попову это уже под силу, когда он пишет:

Я знаю, что страна опомнится,

Но поздно – не сдержать коней,

И необузданная конница

Промчится с грохотом по ней.

Как тут не вспомнить Есенина:

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист…

Следование традиции (не слепое, а творческое), должен вам сказать, – великое дело. Ну, представьте себе на секунду, что (по примеру католиков и протестантов) в наших деревенских церквах на глазах изумлённых старушек вместо молебнов Иоанна Златоуста зазвучат слезливые  «попсовые» песенки и начнут венчать  «однополые браки»… Конец православным богослужениям, гибель церкви. Но ведь точно так же и в литературе, ведь, по свидетельству Иоанна Богослова, «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1: 1—3). Самонадеянный, злонамеренный уход от традиции – гибель искусства. Помню, как в годы моей литинститутской молодости нашумели на всю филологическую Москву так называемые «мета-метафористы» – Ерёменко, Парщиков, Кутик, Жданов. Шума и пыли было столько, будто появилась такая же авторитетная поэтическая школа, как когда-то символисты или акмеисты. Но вот прошло каких-то двадцать лет. И где, спрашивается, они, эти самые литературные «мета-метеоризмы»? Кто помнит хотя бы строчку из их вымученных, заумных стихов? Потом вовсю разгулялись «куртуазные маньеристы» под командой по-провинциальному развязного Степанцова. Ну, и где они теперь? Из всей ихней графомании, вызывавшей бешеный восторг прыщавых курсисток, осталась единственная, до сих пор любимая таксистами и кассиршами универсамов (действительно неплохая) песня на стихи В.Пеленягрэ «Как упоительны в России вечера».

Только чересчур мало русской душе, чтобы «развернуться-разгуляться», этой покрывшейся плесенью литературщины. Я, когда тошно на душе, предпочту прочесть, чтобы хоть немного прийти в себя, ностальгические (кто из нас не ностальгирует по детству?), искренние, без выпендрёжа, стихи Василия Попова:

Между лесом и полем дорога

убегает в деревню мою,

где когда-то мальчишкою трогал

за огромные уши свинью,

где под вечер мычали коровы

и лениво шагали в загон…

а за печкой томился кедровый,

дожидаясь гостей, самогон.

«Лети, лети, душа моя, на свет. / Не прикасайся ни к чему земному», – взмолился Василий в одном из своих стихов. Только вы ему не слишком верьте.

Это он, как всякий деревенский мужик, лукавит, по-доброму хитрит. Как раз самое дорогое в его стихах – именно земное, – не приземлённое – а земное, пахнущее свежескошенной травой и лесной земляникою.

В его стихах очень пришлось мне по душе почтительное (унаследованное от Есенина, Мандельштама, Заболоцкого, Пастернака, Рубцова)  внимание к почерпнутой из жизни поэтической (и поэтичной) детали. Смотрите, какой изумительно зоркий глаз художника, живописца: «Щёлкает старуха-печь во рту орехи»; «Будто рукой машет дымом изба»; «Гуси сугробом лежат на земле»; «Собака с кривым языком на боку»; «Порыв налетевшего ветра, как за руку, штору ведёт»; «Как медведи, избы деревень память сжали в деревянных лапах»;  «На лице моём веснушки в лес по ягоды спешат»; «По коре сосны шершавой муравей ползёт на небо»; «Ветер волны моря выдувает из травы»; «Cпи, деревня, спи, не умирай. / День придёт, и я приду – открою / И амбар твой низкий, и сарай, / И глаза, забитые доскою». Таких замечательных, трогательных подробностей бытия по стихам Попова рассыпано множество – только успевай любоваться.

Чуть не забыл сказать ещё об одном редком в наше время качестве его творчества – философских раздумьях. Я уж, честно говоря, решил, что так называемая «философская лирика» осталась в далёком прошлом – в запылившихся на книжной полке сборниках Лермонтова, Боратынского, Тютчева. Ан нет! Василий Николаевич не без успеха возрождает и эту, чудесную по своей скромности и глубине, русскую традицию:

Как мудро и просто устроена жизнь,

И всё мне понятно и ясно.

Листва на деревьях от ветра дрожит

И солнце горит не напрасно.

 

Ты мне говоришь, что проходят года,

И веришь в разлуку сердечно.

А я говорю: никогда, никогда

Ничто не исчезнет навечно.

 

По небу летят высоко облака

И птицы летают высоко.

И так же река на земле глубока

И рыба гуляет глубоко.

А если и вправду исчезнет земля

И солнце над миром погаснет,  

То прежде вернётся пророк Илия

И всех позовёт нас на праздник.

 

Не сомневаюсь, что кое-кто, приверженный надуманным, «постмодернистским», вымученным за компьютером новомодным стихам скажет: «Ну, и что тут особенного?» Не сомневаюсь, что этих «кое-кого» будет много. Ну, так и что из этого? В литературе время от времени что-то модно. Что-то навсегда вышло из моды. А что-то навсегда. Творчество Василия Попова – это всегдашняя, нечаянная радость жизни и саднящая душу скорбь по родной земле, которая была ведь (ради Бога, не спорьте), была когда-то великой и могучей, а теперь превратилась в «бесплатное приложение» к мировому торговому рынку по кличке «ВэТэО».

Слышу гул – как будто ветер сильный,

За окном пустая болтовня...

Всё шумит, шумит моя Россия,

Серебром и золотом звеня.

 

По земле поплыли пароходы,

Берегов не чувствует река.

Для хорошей, праздничной погоды

Расстреляли в небе облака.

 

Блики, стёкла, звёздная реклама,

Витражи, витрины, зеркала.

Всё блестит кругом, а света мало,

Всё горит огнём, но нет тепла.

 

Эй, ребята, запевайте песню!

Надоело слушать дураков.

Каблуком четыре раза тресну

И пойду плясать без каблуков.

 

Помоги мне, русская гармошка,

Что нам их заморский дивиденд?!

С нашею смекалкой даже ложка

Тоже музыкальный инструмент.

 

 Многое от нас уже уплыло,

 Многое земля себе взяла.

 Пой, душа, ведь ты не позабыла

 Родину, которая была.

 

Нет у меня, земляки-компатриоты, никакого сомнения в том, что открыв скромный, немногословный, изданный крохотным тиражом сборник избранных стихов Василия Попова, вам выпадет счастье приобщения к настоящей поэзии, к чистому, не замутнённому всяческими «измами», роднику русского слова. Напоследок (в качестве «резюме») даже говорить ничего от себя не буду. Просто процитирую ещё один любимый стих из этой книги.

Да, я знаю, Россия: всё плохо,

Но я верю, что это – судьба.

До последнего нашего вздоха

Будет длиться святая борьба.

 

Но не меч мы готовим для битвы,

Не ружьё заряжаем свинцом –

Мы читаем Исусу молитвы,

Осеняя дорогу крестом.

 

Мы сажаем деревья на поле,

Чтобы вырос, как воины, лес,

Чтобы враг заблудился и понял:

Не бывает на свете чудес.

 

Это наши заплакали лица

На иконах, на небе, на дне.

И никто из нас не побоится

Сделать шаг и пойти по воде.

Вот что, оказывается, самое главное в вере и в Божий промысел, и в свои творческие силы: сделать шаг и пойти по воде. Василий Попов этот шаг уже сделал. Бог в помощь тебе, мой любимый поэт и товарищ.

Дмитрий Нечаенко


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"