На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

«Вцеплюсь зубами в воздух заметеленный…»

О книге Сергея Луценко «Тихий странник»

Воронежский поэт Сергей Луценко ещё недавно числился в «молодых и подающих надежды». Но таковых «старателей» («Ты подавал надежды, как золотую крошку…», Ю. Кузнецов) всегда бывает немало, однако не у всех хватает терпения и мужества (о способностях я даже не говорю)годами гонять в своём лотке пустуюпородуради одного драгоценного поэтического «шлиха». У Луценкохватило и того, и другого, и третьего, и сегодня можнос уверенностью сказать, что период «поэтического взросления» для него завершен. Судя по его новой книге «Тихий странник», перед ними поэт вполне зрелый, со своим голосом. И при этом, что встречается не так уж часто, – всесторонне литературно образованный, умеющий работать в таких строгих, требующих высокой поэтической культуры жанрах, как сонет («Сонеты и октавы») и «портрет в стихах» («Профили»). По силам ему и искусство поэтического переложения (перевода), причем не только близкой по духу поэзии славянской («Славянская гроздь»), но и, что сегодня редкость, – античной. Так, в раздел «Античные медальоны»включены вольные переложения Алкмана, Солона, Лукиана, Феогнида, Феокрита, Анакреонта и других древнегреческих классиков.

Однако для меня Сергей Луценко – прежде всего поэт лирический. В этой ипостаси он предстаёт в открывающем книгу разделе «Сполохи». И здесь нет смысла говорить о пресловутом «лирическом герое», поскольку условное понятие это будет слишком мелким для ясно проступающей в каждой строке судьбы автора. Судьбы нелегкой, непростой, где не так уж редки бессонные ночи и горькие думы, где пытаются сжать сердце поэта холодными руками неизменные оппоненты всего живого – тьма и тленье. И неслучайно в одном из стихотворений появляется вариация на лермонтовскую тему: «Уснуть бы на тысячу лет…». Тема вечная, каждый поэт находит в ней своё, вернее – пытается найти. Сергею Луценко это удаётся:

«И снов прихотливую вязь,

Смеясь, расплести без забот,

Когда, ничего не боясь,

Кузнечик в груди запоёт…»

Какое неожиданное олицетворение этого извечно спорящего с небытием «живого сна» – кузнечик:маленький и, казалось бы, такой беспомощный, беззащитный…

Но это – глубинные токи, своего рода, поэтическое осмысление бытия.А что жерядом с поэтом в его повседневности, в его человеческих буднях?

«Уводит куда-то тропинка лесная.

Вернусь ли обратно? Не знаю, не знаю»

Уже образ.Вроде бы обычная тропинка, но, знаясь с ней, можно увидеть, как «годы, столетья – легко без помех / клинопись хвои ложится на снег».И с нею, непритязательной лирической тропинкой этой, можно, оказывается, выйти к высоким поэтическим обобщениям:

«Сжимается сердце – и знает:

Ему не уйти от любви…

А ветер упрямо бросает

Прощальные листья свои.

Что делать? –

Вздыхать и кружиться,

И править своё ремесло,

Коль в хладную землю ложиться

Мгновенье ещё не пришло».

На пути этом нас ждут вехи, выводящие к мотивам гражданственного звучания:

«Не вздыхай – не терпит укоризн

Вечно торжествующая жизнь,

И костер, невидимый врагу,

Всё горит на нашем берегу»

Есть здесь место и глубокому личному чувству,воплощенному в ярком и запоминающемся образе:

 «Затихает последняя вьюга…

 Разгорается звёздный костёр…

По весне нас бросает друг в друга,

Как в распахнутый синий простор».

Но поройслучается и такое, когда, кажется, некуда дальше идти. Где, в чём искать спасение?

«Опять дорога верная потеряна,

Но невзирая на препоны эти,

Вцеплюсь зубами в воздух заметеленный

И удержусь на этом белом свете»

Не знаю, как кому, а мне это близко: вцепиться «зубамив воздух заметеленный» и – «править своё ремесло». Ремесло, разумеется, не в утилитарном смысле, а в самом высоком – поэтическом и жизненном. Сергей Луценко именно так и понимает своёпредназначенье:

«Всё – прах. Только доброе Слово

Победно идёт сквозь века.

Нет в мире спасенья иного –

Лишь эта дорога крепка…

 

Нет в мире спасенья иного!

Давай, не сбиваясь с пути,

В бессмертье светло и сурово

Заветное Слово нести…»

 

Александр Нестругин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"