На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Я постигаю этой жизни суть…

О книге Василия Килякова «От истока к устью»

Как не раз публично признавался автор рецензируемой книги, в своё время он поступал в Литературный институт одновременно на три  отделения: прозы, критики и поэзии. Не всякий решится на такую дерзость!  Но, как мне кажется, говорит этот красноречивый факт не только о характере, но и о широте творческих устремлений. Причём устремлений вовсе не беспочвенных: на все эти три отделения В. Киляков творческий конкурс прошёл. Учился в семинаре прозы, но мастером у него был известный критик Михаил Лобанов. Видимо, потому-то мы и знаем В. Килякова прежде всего как сильного, не единожды отмеченного коллегами прозаика, который одновременно успешно работает как критик и эссеист («Записки пожившего человека»). Стихи В. Киляков продолжал писать, но изредка, в стол. А с годами стал вроде бы даже стесняться их: непросто  состоявшемуся писателю вдруг явить себя читателю  начинающим стихотворцем…

Но Василий Киляков снова рискнул (характер!).  И…

Отмечу сразу, что рецензируемый сборник добротно подготовлен к печати, с теплом и вкусом выстроен и оформлен (редактор-составитель и автор вступительной статьи Римма Лютая). Очень к месту пришлась в оформлении обложки картина Исаака Левитана «У омута», будто приглашающая  нас из обыденности в мир несуетный, задумчиво-потаённый, первородный.  В мир поэзии В. Килякова, где есть место мальчишескому удивлению и горькому гневу, перехватывающей дыхание нежности и молитве,  философскому осмыслению сущего и… частушке. Да, именно частушке, растущей из самой гущи народной жизни – озорной и по-деревенски глазастой, зоркой:

Как у наших у ворот

Петух зёрнышки клюёт,

Зазывает курочек,

Как мой милый – дурочек.

А рядом со звонкой частушкой, на той же улице  – «вновь сирень плеснула в подоконник», «самолёт позолоченной бритвой / перерезал окошко моё». А чуть дальше, за поворотом, на околице – «сентябрь, как крепкий тёрн на ветке». Казалось бы, мгновенное,  сиюминутное – всего лишь касание, штрих,  мазок – но и «картинка», одной строкою проявленный образ.  Может, и не самый неожиданный, не поражающий воображение, но – свежий. Точный. Запоминающийся.

И тут же – не сноска, не скучный парафраз навязшего в зубах изречения,  а – порыв, непридуманный  жар сердечный: «Почувствуйся, остановись, мгновенье, / раскрой меня, как первый дождь – цветок!»

Такое отношение к действительности характеризует лирика. Василий Киляков лирик и есть. Лирик, но не токующий глухарь с завязанными глазами. И потому «видит» многое.

Я затеял себе костерок –

он дымком мои пальцы оближет…

Всё короче отмерянный срок,

А земля – и страшнее, и ближе…

Он, проживая трагическое и окрыляющее, умеет вынести оттуда о жизни слова медленные, не позволяющие строке скользить мимо: «Но мне и в имени твоём / задумчивая власть…»

Его мысль напряжена – даже там, где сущее хочет казаться  безоблачным: «Услышать моря шум беспечный, / почувствовать, как сумрак сжат…». Невозможно не заметить это «сумрак сжат». Потому что  сжать сумрак не под силу физике ли, механике. Только поэзии – настоящей, непостижимой,  извечным логическим путам неподвластной.

И  даже то, о чём говорилось  уже тысячи раз, звучит у В. Килякова своим,  не перепевом:

…Сверкала мысль – как солнце по ножу,

А где-то под столом пищали мыши…

Жена ему сказала: «Ухожу!» -

А он творил, он даже не услышал.

Друзья забыли, умерли враги…

Чернильница сочилась чёрным соком,

И бился ветер крыльями пурги

В косые стёкла перемёрзших окон…

 Эта картина творческого забытья, «сотворения мира», при всей её естественной условности, зрима настолько, что мне, читателю,  мучительно хочется тронуть пальцами это перемёрзшее окно, продышать в нём хотя бы крохотный выводящий к свету пятачок-выход.

А где же берёт начало это  творческое виденье мира – мужественное, не закрывающее глаз при виде трагических изломов бытия, и в то же время – тонкое и сострадательное? Может быть, как это часто случается с людьми пишущими, – в детстве?

Вернётся мама с рынка –

украдкой тихо поплачет:

заштопанные ботинки

текут… недодали сдачи…

Это любовь сыновняя – не эгоистичная, чуткая, окликающая душу. Она не уходит с годами, и душа растёт вместе с ней:

Я помню, мама, ночь разлива

с огнями станций в глубине.

Твои глаза, как ветки ивы,

росой проплакали по мне.

Не это ли всё вырастило и чувство иное, такое древнее и всякий раз новое, переполняющее сердце горячей кровью, не боящееся говорить, пусть даже скомкано и наивно, светлое и бережное?

Я постигаю этой жизни суть:

дышу морозной высотой карнизов

и бережно за пазухой несу

тебе весну: три стебелька ирисов.

Чувство это, туманящее голову, тоже умеет «взрослеть» – и, взяв за руку, вести к прозрениям:

Ты помнишь, Таня, жёлтые акации

И тёплый пар, всходящий от земли?

Рука в руке мы шли с тобой со станции

И к старому погосту забрели –

И замерли…

Стояли мрачно ели, краснела храма битая стена,

И в пятнах водянистой акварели

Цвели венков крикливые тона.

Лежали вкось крестов  косые тени…

И страшной тайной был нам в этот час

Печальный след угасших поколений

И тишина, связующая нас.

Это стихотворение нельзя было не привести полностью.  Во-первых, потому, что, явленная  предельно зримо, проступает в нём холодящая  душу глубина, вобравшая весь свет и трагизм нашего земного бытования. А  во-вторых, стихотворение это – цельное, где и строки идут, подобно лирическим героям, «рука в руке», и невозможно, просто немилосердно их разорвать. Не стану, впадая в пафос, приискивать этому стихотворению некий классический ряд, но скажу, что оно меня очень порадовало и обнадёжило. В современной поэзии немало «блёсткого», но часто  строка, как пресловутое бутылочное стёклышко на плотине, ударит по глазам – и нет её, потерялась в пыли да бурьяне строк приблизительных, необязательных, придуманных. Такая строка может сказать нам о  способностях автора, о даровании, но не более того. И только стихотворение цельное, где слово, чувство и мысль «срослись», стали живым пульсирующим сгустком (не отражением!) сущего, скажет нам  всё о таланте поэта.

За пределами этих заметок осталось многое, и, конечно, не всё из этого многого можно отнести к творческим удачам автора. Но зато всё – и трепетно-лирическое, и яростно-публицистическое, и сокровенно-молитвенное – принадлежит именно Василию Килякову. И это не «поэзия прозаика» (по аналогии с имеющим явный оттенок снисходительности «зеркальным» определением «проза поэта»), а – поэзия, без ворующих смысл оговорок и кавычек. Прожитая, не высосанная из пальца. Не без корявинок и щербинок, но – искренняя,  без словесного картона и лака.  В ней не так уж много  обращающих на себя внимание восклицаний, поэтических максим, но когда они звучат, им веришь, к ним тянешься, сердцем чувствуя ставшую судьбой правду и веру поэта:

Всем бы донести свои кресты!

В русском поле тех не счесть крестов…

В троеперстье сложены персты –

Ко всему я, Господи, готов.

 

* От истока к устью: Стихотворения разных лет. – АО «Воронежская областная типография» – Воронеж, 2021. – 168 с.

Александр Нестругин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"