На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Здесь, на земле, так далеко от Рая…

О стихах Ольги Лукьяновой

Если некто, пытаясь обратить на себя внимание, запустит в ваше окно камнем, вы вряд ли обрадуетесь. Но ведь запомните этого «удальца», верно?

А если осенней темью скребётся, трогает окоченевшими пальцами тёплое ваше окно одинокая ветка? А у вас в комнате, положив ноги на стол, телевизор расселся, «Познером» или «Вечерним Ургантом» мозги вам вправляет. Услышите ли вы ветку эту заоконную, грусть её, надежду её тихую?

Так и с поэзией.

Иной начинающий стихотворец, не успев до конца  первую тетрадку виршами своими  измарать, глядишь, уже увесистый булыжник в руке зажимает – а как, дескать, по-иному о себе заявить? Да и чему удивляться: все эти новомодные «актуальные» слэмы да биеннале, где «ненормативное самовыражение» считается безусловным признаком таланта, не этому разве учат?

А вот Ольгу Лукьянову, издавшую недавно свою первую книгу стихов[1], с камнем – в руке ли, за пазухой – представить трудно.

Нет, она вполне «от мира сего», земная, «здешняя», но… Даже названия разделов книги: «Утро», «День», «Вечер» - на первый взгляд, очень уж скромны, привычно-обыденны. И только взгляду глубокому, вдумчивому открывается за тремя этими поставленными в ряд существительными не просто скрытая метафора, но сама жизнь.

А жизнь человеческая, она с чего начинается? Правильно, с детства. «Небо детства» О. Лукьяновой – такое необыденное, влекущее. В самом деле, где ещё такое встретишь, чтобы «в небе удил рыбу рыболов»?

 

И ни волн прилива, и ни плеска,

Лишь в счастливый срок над суетой

Из небес выдёргивалась леска

С толстобокой рыбой золотой.

 

Мир, который обретает – и дарит нам автор – светел, надёжен, зовущ. С ним не хочется расставаться.

 

Туманы над речкой колечками.

И смех, разрезающий страх.

Берёзы – слепящими свечками.

Охапки сирени в руках.

 

И счастье, как  небо безбрежное.

Плывут и плывут облака.

И в память навеки всё врежется:

Весна, откровенье, строка…

 

Мне, читателю, хочется, чтобы облака эти всё плыли и плыли, возвращая сердцу давно утраченное щемяще-зябкое ощущение недолгой земной вечности. Но нить, из которой ткётся земное наше существование, сурова, и вот уже рядом с этим исполненным радости  жизни воспоминанием-созерцанием – такие вот строгие прозрения: «А мне крест свой нести», «Моя жизнь – «ложе прокрустово».

И вот уже кончается  утро-молодость, «листья дышат на крыше», но это не повод для отчаяния: «прошу ещё жизни средь листьев тёплых». И – такое необычное, неканоническое, может быть, но очень естественное для человека творческого понимание Божьей милости:

 

 А осень? Она ведь – Твоим талантом! –

И светит, и греет до дней  морозных…

 

И за всё, что выпало, - молитва-благодарность, глубокая, ненатужная, искренняя:

 

Благодарю Тебя, Господи!

Я ни о чём не жалею.

Как отрадно к иконе заветной припасть.

Светятся лики. Оклады туманно белеют.

Нынче медовый, а следом и яблочный Спас.

 

Второй раздел книги, «День», почти целиком  состоит из стихов, как теперь принято говорить, «духовных», то есть, так или иначе связанных с жизнью души и повседневными реалиями человека воцерковлённого, глубоко верующего. И посвящения – всё больше людям духовного звания, священнослужителям: схиархимандриту Власию, архимандриту Исаакию, иеромонаху о. Илие.

Казалось бы, какое дело до такого рода стихов человеку, от жизни Церкви достаточно далёкому?  К тому же, у таких стихов в поэтическом мире дурная слава: в них, как правило, много специфических сведений, много риторики, пусть даже и канонического свойства, но мало собственно поэзии.

Однако, в жизни, к счастью, не всё имеет заранее установленную цену. Вот читаю я  стихотворение, посвящённое схиархимандриту Власию – и дивлюсь растерянно: не столько даже необычности взгляда на житие священнослужителя, сколько тому, что этот неведомый мне пастырь Божий, кажется, знаком мне, и даже – близок и дорог.

 

 А за очками с учтивыми стёклами –

 Детский сияющий взгляд.

 Сколько же судеб, молясь, перештопал нам?!

 Небо, вон, всё из заплат!

 

Тучею жгучею, облаком горестным

Наши грехи – в Божий дом.

Молишься ты, чтоб хоть детскими горстками

Мир наполнялся добром!

 

И никаких тебе словесно-конструкторских вывертов: эти  «учтивые стёкла», эти «детские горстки» - находки разве? Да, находки – и ещё какие! Ведь благодаря им вижу я не схему некую, а живого человека – и понимаю его, и со-чувствую. Может быть, потому, что и поэзия так же, «детскими горстками», пытается нести надежду людям?

 

Стихи завершающего книгу раздела «Вечер», тематически и интонационно продолжая разделы  предыдущие, вовсе не создают ощущения надвигающейся безжалостной тьмы.

Тема конечности земной жизни, разумеется, присутствует («Без слёз, без слов Матрёну хоронили»), но в контексте, который можно назвать и христианским, и стоическим – тут каждый выбирает то, что ему ближе. Даже одинокая Матрёна, которая «с войны одною памятью жила», не осталась в свой смертный час без заботы-памяти людской: пусть и хоронят её «на самой никудышней из подвод», всё же « в холмика податливый суглинок воткнули старики дубовый крест».

 

А на поминках стихли разговоры.

И фронтовик, рванув больной баян,

Шагал, шагал по памятным минорам,

Как по воскресшим заново боям.

 

Не все стихи сборника удались: например, стилизации «под фольклор» («Птицы в небе – к ясну дню…», «Сронила колечко…» ) показались мне несколько искусственными, «сделанными». Есть и мелкие технические огрехи в поэтических «мазках»: например, ветер плачет «в трущобах ивняка» (почему «в трущобах»?  тогда бы уж – «в чащобах», всё точнее).

Но в целом книга собралась цельная, из стихов хорошего уровня. Заслуга в этом, в первую голову, автора, это понятно. Но не стоит недооценивать и роли редактора-составителя (он же – автор вступительного слова) Вячеслава Лютого. Ведь когда автор, скажем так, уже не юн, работает со словом давно, а книга выходит первая, то очевидная задача – отсечь от глыбы лишнее – становится  вовсе не вспомогательно-технической, а поистине творческой.

 Благодарности заслуживает и Римма Лютая: это её усилиями оформление книги удалось сделать органичным, полностью соответствующим тональности и глубинному душевному (духовному) строю собранных в ней стихов.

Ну, а что касается извечного  негласного спора камня и ветки…

Для того, чтобы остаться в нашей памяти, Ольге Лукьяновой, автору книги с «тихим» названием «Горлинка», нет нужды прибегать к эпатажу. Стихи сами за неё заступятся, сами всё скажут.

 

И молния, как Божий меч, блистает.

А стук в висках пронзительней и чаще!

Здесь, на земле, так далеко от рая

Стою, накинув тополиный плащик.

 

Именно такой, на фоне гроз и горестей земных, О. Лукьянова нам и запомнится: умеющей говорить «о времени и о себе» просто и трогательно, стоящей здесь, рядом с нами, на знобящем поднебесном ветру в накинутом на плечи «тополином плащике».

 


[1] О. И. Лукьянова. Горлинка. – Воронеж: ОАО «Воронежская областная типография», 2013. -128 с.

* Сайт Ольги Лукьяновой www.gorlinca.ru

Александр Нестругин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"