На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Только личное!

Эссе о творчестве Светланы Ляшовой-Долинской

Не люблю расхожих фраз:  они, гордящиеся своей показной мудростью, часто лукавы и заносчивы. Меня коробит, когда слышу отговорку, ставшую слоганом-символом новейших времён: «Это ваши проблемы!» У фразы этой пустые глаза и потаённая ухмылка в уголках губ. Как минимум лукав и этот округло-отстраняющий словесный жест: «Ничего личного…»  Так говорят, когда  пытаются откреститься от возможных обвинений в субъективности, односторонности суждений, а то и откровенной предвзятости. Вроде как заранее себе соломку стелют. Наверное, очень боятся упасть.  А я вот как ни возьмусь за перо, получается всегда одно и то же – личное. Вот и сейчас, решив рассказать о хорошем поэте, я не «объективку» его (где родился-крестился, сколько заслуг-медалей нажил) вспоминаю, а – строки:

 «Обгрызаю с пряников глазурь –

Мать ругает, а отец жалеет…»

Строки вроде бы самые обычные, ни тебе метафор, ни эпитетов, разве что звукопись первой строки «цепляет» слух. И в тоже время – как точно схвачено, как «зримо» сказано!  И сразу возникает «картинка», объёмная, выпуклая, не пытающаяся «привстать на цыпочки», но сама собой естественно и просто вырастающая до высоты поэтического образа. Это образ детства, оставшегося там, в годах миновавших. В тех годах, где я сам, счастливый, лечу по улице из магазина, прижав к груди скрученный из обёрточной бумаги кулёк с жамками – лежалыми сельповскими пряниками. Пряники, засохшие в камень, не укусишь, зато полопавшаяся обливка-глазурь обгрызается легко – как удержишься от такого соблазна?

Но значимый поэтический образ – это всегда «о времени и о себе», а значит,  и о том самом личном, в котором проявляется, становится зримым автор. И сквозь процитированные выше стихотворные строки очень ясно проступает маленький человек, только-только начавший осознавать себя в этом мире, живой и балованный – счастливый. Ну и что с того, что поругает мама, не беда – отец-то всё равно пожалеет!  Но это всё – лишь «до весны, до первого скворца», потому что совсем рядом уже  –  немеркнущая память о том, «как вынесут отца в чём-то красном в страшный плач народа».

Эти лаконичные строки, так просто сумевшие сказать о постижении человеком трагичности своего земного бытования, открыли для меня нового поэта – Светлану Ляшову. Случилось это давно, много с тех пор воды в Дону утекло. А Светлана Алексеевна Ляшова (ныне – Ляшова-Долинская), не клоня голову перед не слишком ласковой судьбой, за водой той вслед не тронулась,  осталась:

«Есть города: и молоды и древни.

Кто выбирает Сочи, кто Москву.

А я опять спешу в свою деревню,

В стремящуюся к Дону Калитву».

Да, осталась с нами – и в донском селе Старая Калитва Россошанского района, где многие годы заведует библиотекой, и в поэзии – не только родного Кольцовского края. Легко ли это ей далось? Ответ – в стихах:

«Я линию судьбы сожму в ладони

И стисну пальцев дрожь до синевы…»

Вам кажется этот ответ не вполне ясным, слишком отвлечённым? Хотите подробностей житейских, без всяких там условностей?  Что ж, вот вам подробности:

 «Я не сойду с ума в замшелом захолустье:

За тяпку –  и с утра зароюсь в огород…»

   И ещё:

 «Моя пожизненная радость:

Склоняться к малому ростку

И знать – всё подлинное рядом

Живёт и просится в строку».

 

«Фи-и! – скажет выросший в литературной оранжерее поклонник туманно-вычурных словес, – что же во всем этом поэтического – «зароюсь в огород»? Это же такая сермяжная проза!» А кто-то из тех, кому огород куда ближе всяких литературных оранжерей и  нив, упрекнёт поэта совсем в другом – причём, по деревенскому обычаю, не слишком стесняясь в выражениях. И тем, и другим С. Ляшовой-Долинской есть что ответить:

«Стихи – это дурь,– на селе говорят…

Но я ведь и с тяпкой справляюсь, как с Лирой!»

Она справляется, это правда. И лире её подвластны не только искрящиеся «акварели» («И плещется тёплое солнце /в простуженном горле ведра!»), но и совсем иные краски, иные звуки:

«В сюрреалистические будни

И в коммунистические сны,

Где красно, плакатно и простудно,

Наши души туго вплетены»

Как нетрудно вывести из контекста, «коммунистические сны» не так уж близки автору, но и действительность новейших времён не слишком радует:

 «Несчастные дети крестьян и рабочих,

 Нам не во что верить и незачем сметь…

.  .  .  .  .  .

Кухаркины дети! Они ведь в столицах

Незваные дети у званых столов»

                                («Землякам»)

Этой странной лире, не чурающейся сестринского родства  с огородной тяпкой, по силам и звуки земного реквиема ( «Нет в России села, где бы плач не цеплялся за тучи / При царях, при вождях, на припёке Второй мировой»),  и мелодии горние:

 «Кто-то снаружи сквозь небо смотрел и молчал:

И замирало земное, его узнавая…»

…У Светланы Ляшовой-Долинской много стихов о любви, даже одна из её книг так и называется: « И вновь побеждает любовь!». В стихах этих, помимо собственно «телесного»  чувства – молодого, яркого, страстного, заговорного, завораживающе-влекущего – есть и отчаяние, и грусть («Крылатых ласкают нечасто»). Но меня больше трогает в её любовной лирике иное – тихое, милосердное, беззащитно-мудрое, извечно женственное:

«Погладил избы вечер.

Морщинка залегла…

Ты спросишь, я отвечу:

Я – нитка, ты – игла»

Пусть феминистки бросят в меня камень, но разве в строках этих не светится, не влечет к себе сердце тот единственный смысл-замысел, которого не оспоришь – не земной, не нам равный? Хотя, если вдуматься – ну на что тут обижаться? Ведь иголка без нитки – пустая железка, ею все эти наши досужие счёты-гоноры – кто главнее? –  в жизнь живую не сошьешь…

А из этих строк, вроде бы очень личных, камерных,  вырастают другие – глубокого дыхания, раздумчиво-мудрые, хрестоматийные:

«Как хорошо, когда полы помоешь

И станешь ждать любимого домой,

О самом главном Господа помолишь,

Наденешь платье с солнечной каймой.

Как хорошо, когда труды по силам,

Когда есть хлеб и слово прозапас.

Как хорошо, что мы живём в России,

Где труд и бедность не оставят нас».

…Вот, собственно, и всё. Литературные приличия требуют в концовке некоего резюмирующе-разжёвывающего «моралите», но у меня его нет.  Да и не может быть: ведь я говорил о личном, и те слова, которые теснили дыхание неясной виной («Чего молчишь? Говори!»), уже сказаны. Разве что… Это, конечно, не слишком соответствует жанровым условностям, но я надеюсь, что вы, уважаемые читатели, меня простите.

 

        СТЁЖКИ

              Светлане Ляшовой-Долинской

  

Нет слов, а песенка не спета…

Здесь, от тепла и до тепла,

В низах, в глазах не Стикс, не Лета –

Сквозь лозы родина текла.

Текла – от стыни и до стыни…

И жались к вётлам и тернам

Левад родные палестины –

И стёжки, выпавшие нам.

И жили мы – не понарошку,

Чужие жестам и речам.

И огород простую стёжку

Чуть не судьбою величал.

И в нашей приземлённой доле –

Ничьей в ней не было вины,

Хоть и теперь ещё ладони

От повилики зелены.

И видно, и понятно зрячим –

Без сносок, без кручёных фраз –

И почему мы руки прячем,

И почему не прячем глаз…

Александр Нестругин


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"