На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

О джазе и Германе Лукьянове

К 75 летию музыканта

Трудно писать статью о джазовом музыканте человеку-дилетанту в музыке, но я все же хочется, потому что сегодня юбилея Г. Лукьянова, одного из классиков советского и российского джаза, довольно близкого мне человека, хочу поделиться мыслями об этом интересном мне виде музыкального искусства. Еще учась в МАИ им. С. Орджоникидзе (1954-1960гг.), где часто в ДК МАИ проходили музыкальные вечера, я соприкоснулся с искусством джаза. Помню выступления ансамблей Гараняна, Журавского, Лаци Олаха и др. Подчеркиваю, что это были выступления именно джазовых, а не танцевальных ансамблей, которые обратили мое внимание на джаз. Навсегда в моей памяти остался большой вечер советского джаза в 1962 или 1963 гг. в Институте “ГИПРОМЕЗ”, где выступали все тогда существовавшие в Москве ансамбли, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. После этого вечера, в 60 – 80 годы я стал посещать вечера, концерты и лекции посвященные джазу. Прав был Арам Хачатурян, который в 1973 г. сказал: “У нас есть яркие личности, подлинные мастера джаза, есть интересные коллективы вокруг которых растут молодые музыканты и складывается своя публика. Но школы в обще принятом смысле   пока еще нет. Конечно, со временем мы придем к этому, жизнь заставит. Советскому джазу нужна стройная система обучения, готовящая кадры высокообразованных музыкантов, нужна своя эстетика и критика, нужна, наконец, постоянная, а не случайная среда обитания (фестивали, конкурсы, клубы, лектории, абонементы, специальные рубрики в газетах и журналах, на радио и телевидении). Только тогда усилия всех творческих, учебных, концертных организаций будут объединены и целенаправленны, джаз в нашей культуре станет тем, чем он может и должен стать.”

Прекрасно помню джазовые концерты в студии джаза МИФИ при ДК “Москворечье”, которая превратилась в Студию эстрадной и джазовой музыки, а потом в Московскую студию музыкальной импровизации, первыми преподавателями которой были Ю. Козырев, Г. Лукьянов, И. Бриль, А. Козлов.

Посещение этих концертов, а также джазовых вечеров, которые вели А. Баташев и В. Фейертаг позволили окунуться в атмосферу советского джаза и познакомиться с творчеством многих джазовых ансамблей, некоторые из которых в последствии стали профессиональными.

На меня наибольшее впечатление производило творчество В. Людвиковского, Ю. Саульского, Г. Гараняна, Г. Лукьянова, А. Козлова, А. Зубова, И. Бриля, Н. Громина, Н. Левиновского, А. Товмасяна, Л. Чижика, Д. Голощекина, В. Мустафы-заде, в каких бы ансамблях они не работали. Мне более близки были джазовые ансамбли малых составов. Сильное впечатление оказало на меня музыка трио ГТЧ (В. Ганелин – В. Тарасов – В. Чекасин). В начале 70 г во время командировки в Ленинград случайно попал на джазовый концерт, где предполагалось: I отделение – джаз – ансамбль А. Вапирова, II – трио ГТЧ.

Но ведущий Фейертаг объявил, что в связи со срочным отъездом ГТЧ на джаз-фестиваль в Свердловск, программа концерта изменена и ГТЧ выступят в I отделении. Я впервые в живую услышал ГТЧ и ансамбль оправдал мои надежды. В этот вечер я возвращался в Москву на «Красной стреле», и вдруг на перроне я вижу В. Ганелина, которого провожала довольно значительная группа. Мы оказались в соседних вагонах и, когда поезд тронулся я посмел подойти к нему и спросил:

– Почему он здесь, а не на пути в Свердловск?

– Чекасин и Тарасов отбывают на фестиваль в Свердловск и будут выступать без него. Кстати, они стали лауреатами этого фестиваля.

– Я же еду в Москву для подготовки премьеры моей рок-оперы «Рыжеволосая лгунья и солдат» в театре Бориса Покровского”, который располагался в помещении бывшего кинотеатра у метро «Сокол».

Я получил приглашение на премьеру и реализовал его; рок – опера мне понравилась, но, по-моему, в репертуаре она продержалась не долго. Беседа была очень интересной и многое мне открыла о джазе.

С тех пор я еще более увлекся джазом и продолжал посещать концерты, собирать джазовые пластинки и книги о джазе.

А теперь о Германе Лукьянове.

Конечно, игра такого музыканта не могла не привлечь моего внимания.

Тем более что в первом джазовом ансамбле – трио, который он возглавил в 1962 г, и играл на флюгельгорне, выступали контрабасист Альфред Григорович и пианист Михаил Терентьев, инженер по образованию, с которым вместе мы работали в институте Теплотехники.

А далее трио, где играл пианист Леонид Чижик и барабанщик Владимир Васильков. В течение нескольких лет Герман Лукьянов организует ансамбли разного масштаба - от квартета до сепстета. В 1970 году он записал два дуэта с пианистом Игорем Брилем. Первый дуэт – это диалог флюгельгорна и рояля, второй - двух фортепьяно. К этому же времени относится его встреча с эстрадным оркестром Всесоюзного радио, под руководством Вадима Людвиковского, для которого он пишет ряд композиций для биг – бэнда.

В марте 1972 года вместе с В. Людвиковским и саксофонистом А.Зубовым Г.Лукьянов едет в Прагу для совместных выступлений и записей с джаз-оркестром Чехословацкого радио.         

Лукьянов мечтает о реализации собственных музыкальных идей, но для этого нужен свой ансамбль.

На его создание уходит несколько лет и в январе 1978 года рождается “Каданс”. Это название – аббревиатура слов “Камерный джаз - ансамбль”.

Первый состав “ Каданса”:

Герман Лукьянов – флюгельгорн, рояль, цугфлейта, альтгорн;

Николай Панов, Юрий Юренков – саксофон, флейта;

Михаил Окунь – рояль;

Валерий Куцинский – контрабас;

Валерий Каплун – ударник.

Все они молодые люди, обладающие некоторым опытом работы на концертной эстраде. Через два года к ним присоединяется Борис Рукингруз – тромбон.

Принцип “Каданса”: чем больше инструментов, тем разнообразнее их комбинации и ярче краски.

“Каданс” играет красивую, ритмически упругую, уравновешенную музыку.

В ней много ярких мелодий, но мелодий инструментальных по своей природе, “не песенных”. Исполнителям дан простор для импровизационного высказывания. Каждая пьеса продуманна до деталей, перед исполнителями – нотные пюпитры.

Импровизация не сама по себе, а внутри композиции.

Вот как характеризует Германа Лукьянова Аркадий Петров:

“Лукьянов – конструктор, композитор-инженер. Человек, ненавидящий хаос. Артист, превыше всего ставящий логику, соразмерность пропорций.

Но это не только конструктор. Я бы назвал его еще и мастером, любовно и бережно воплощающим в материале свой замысел...”

“Так что же такое, в конце концов, джазовое творчество Германа Лукьянова? Глубокое искусство? Или “игра в бисер”, по Герману Гессе? - Нет, это, прежде всего, музыка, звучащая по-русски. Новаторская музыка! Лукьянов создал не просто собственный стиль, но и свой индивидуальный интонационный словарь...”

“Музыка Лукьянова глубоко человечна, выразительна и эмоциональна. Только эта эмоциональность особого рода. Она не открыта, она не на поверхности. Она требует от слушателя особой активности, встречных усилий.

И тогда в этом диалоге творца и слушателя постигаешь внутренний жар и красоту этих угловатых мелодий и ощущаешь, как каждый узор превращается в песню, а каждая линия становится танцем.”

Эпоха “Каданса” продолжается, меняется состав, уходят одни исполнители, приходят другие, а секстет “Каданс” записывает новые альбомы, концертирует в стране и за рубежом, продолжает активную и продуктивную деятельность. Думаю будет интересно мнение Арама Хачатуряна, сказанное им в июне 1973 года в беседе с А.Медведевым:

“Кстати, один мой ученик, Герман Лукьянов, своими композиторскими опытами, основанными на претворении русского фольклора в джазе, привлекает внимание музыкантов и слушателей.”

Немного о личном

Моя встреча с Германом Лукьяновым произошла в начале 2000-х годов в ближнем Подмосковье, где у Германа Лукьянова теперь новый дом. После купания в пруду меня остановила интересная, интеллигентная пара и дама поинтересовалась, как вода, как купание. Она сказала, что они здесь живут недавно, я же сказал что я в гостях у дочери в том же поселке, где они с мужем имеют дом. Разговорились и она спросила:

– Вы джаз любите?

– Да.

– А вы знаете Германа Лукьянова?

– Знаю, но он не видел…

Дама говорит: ”Вот, это он”. – Так произошло мое личное знакомство с Германом Лукьяновым и его женой Инной.

В течение нескольких лет мы с женой наблюдали как хорошеет их дом и обустраивается участок. Бывать в их доме – это радость и удовольствие. Все сделано и отделано с большим вкусом, в чем приоритет надо отдать музе Германа – Инне. На верхнем этаже студия Германа, где он творит музыку и не только, а в подвале станки и его мастерская, где он творит музыкальные инструменты и не только.

В доме собрание картин, фарфора, керамики и т.д. Вот что такое, когда люди имеют вкус!

Наши семьи объединяют любовь к музыке, литературе, поэзии и спорту. Мы часто встречаемся за праздничным столом, бильярдом, на теннисном корте у нашей дочери. Наши жены очень сдружились. Герман человек с большим юмором. На одном из дисков “Каданса” Герман написал моей жене: “На память Светлане от автора человека с головой Цесаря и душой слесаря” 25 август 2010 год Г. ЛКВН (Это подпись Г.Лукьянова).

Регулярно бываем на концертах “Каданса” в любых составах. Герман и Инна люди, чьи интересы не замыкаются только на музыке.

О музыке и поэзии

Г. ЛКВН сын известной поэтессы и драматурга Музы Павловой (пианистки по образованию), он прекрасный, оригинальный, признанный определенными кругами, поэт, лауреат поэтических конкурсов. Об этом надо говорить особо, что я и попробую сделать далее.

Его поэтический дар своеобразен. Это может быть и не совсем стихи, в общепринятом понятии. А некоторые философские размышления и жизненные наблюдения. И какие необычайно точные и тонкие!

Вот, например:

«К шестидесяти годам он дослужился до того, что все пальцы на правой руке стали указательными».

А это уже о сегодняшнем положении многих заслуженных людей советской эпохи:

«К старости он так обнищал, что ему нечего было надеть, кроме правительственных наград».

О Родине и патриотизме:

«За большие заслуги перед Родиной ему поставили памятник из мраморной крошки».

На музыкальные темы эти наблюдения звучат, как маленькие сюиты:

«Рояль тяжело охает по ночам, поджав затекшую ногу, каждым натянутым нервом ощущая старость.

Рояль засыпает под утро. Ему снится, что он черный кит, что он, улыбаясь, плывет в море глаз и ушей».

О времени и любви:

«Вот и весна еще одна попытка испытать счастье…»

А вот это уже о себе:

«Такая нежность на душе весной, что хочется погладить насекомое…»

и, наконец:

«Как и двадцать лет назад, я засыпаю как убитый, и просыпаюсь как раненый…»

Радостно жить и знать, что в русской джазовой музыке есть человек, в течение многих лет творящий высокоинтеллектуальный джаз, которого любят и уважают друзья, близкие по духу музыканты и просто любители джаза. Признанием его заслуг стало присвоение Герману Лукьянову звания Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Дальнейших тебе творческих успехов, дорогой Герман, здоровья и счастья в личной жизни!

Борис Одинцов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"