На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Пока светла таинственная высь

в Новой Калитве

Когда все в доме укладывались спать, Василий доставал завет­ную тетрадь в зеленой обложке и залезал на печку. Чтобы свет от керосиновой лампы не так ярко бил в глаза, Вася вырывал из тетрадки листок, проделывал в нем дырочку и надевал на лам­повый пузырь.

В 12 лет мир вокруг кажется удивительным, таинственным, полным загадочных приключе­ний. Мечтая о дальних стран­ствиях и путешествиях, мальчик так явно представлял себя то плывущим на корабле, то сража­ющимся с врагами, что сюжеты, словно оживая, легко ложились в строчки очередной приключен­ческой повести. Немного пахло горелой бумагой на лампе, за окнами бушевали метели или шли дожди. А в маленьком до­мике в селе Новая Калитва, на печке, пробовал свои силы бу­дущий поэт и писатель Василий Павлович Жиляев.

Сколько таких пухлых тетра­дей было исписано за время от­рочества, Василий Павлович и сам точно не помнит. Некоторые из них до сих пор бережно хра­нит: приключенческие повести и даже романы в духе Ж. Верна и Ф. Купера: «В открытом море», «Остров Бананов», «История «Изабеллы», «Торговцы кока-колой» и другие. Иллюстрации к этим самодельным книжкам тоже    сделаны    рукою    автора.

Где-то там, в аккуратно сложен­ных тетрадках, и первое его сти­хотворение о Гороховском храме, датированное 1946 годом.

– В этом храме в 1932 году меня крестил батюшка Семен, – расска­зывает Василий Павлович. – А потом его пьяные комсомольцы утопили в Дону. Спустя годы, я часто заходил в этот полуразрушенный храм и по­долгу смотрел на единственную, уцелевшую на стене роспись: буря, апостолы и Христос идет по волнам. Тогда и пришли ко мне строки того первого стихотворения.

После службы в армии Васи­лий Павлович Жиляев учился на вечернем факультете графики и живописи при Воронежском педа­гогическом институте. Сорок лет с небольшими перерывами он пре­подавал в сельских школах. Неко­торое время работал в г. Темрюке инженером-океанологом. И была у него мечта – создать цикл стихов «Любовь моя – Таврида». Но, как говорит автор, «пока это только в сердце и в голове».

 

НАМ И ГОДА, И ЖИЗНИ НЕ ХВАТИТ...

Имея за плечами колоссальный интеллектуальный и житейский опыт, член Союза писателей Рос­сии В.П. Жиляев в стихах и прозе делится своими размышлениями и мудростью с читателями. В поэти­ческом списке у него – больше 400 стихотворений, две незаконченные поэмы «Беглец» и «Отчий край».

Есть и публицистические труды, много задумок и планов.

В стихах В.П. Жиляева огромное количество философских рассуж­дений, лирики, пронизанной огром­ной любовью к отчему краю. Гармония че­ловека и Вселенной также находит свое отражение в творчестве Ва­силия Павловича. Но на многие во­просы он до сих пор ищет ответы.

– Нам и года, и жизни не хватит, чтобы понять, в чем суть миро­здания. Чтобы создать этот уди­вительный земной мир, нужна информация, план. Чтобы был план, должен быть носитель. Мы гонимся за бесконечностью, но мы никогда ее не достигнем, никогда не получим ответов на свои во­просы. Хотя увидеть простой при­мер бесконечности можно, зная школьный курс физики: ставишь свечу между двумя зеркалами и получается бесконечный коридор направо и налево до тех пор, пока уже глаза не в состоянии уловить этот маленький огонек свечи.

***

Два зеркала поставлены в упор.

В моей руке зажженная свеча.

Я прохожу стеклянный коридор

У Зазеркалья Вестника встречать...

  В пространстве – блеск, изысканность и лоск,

Мне от свечи тревожно и тепло .

И ни души ... На пальцы каплет воск .

Шлифую лбом граненое стекло .

И слышу будто судорожный всхлип ,

И чей - то смех сквозь рваные меха .

Я в чернокнижье дьявольское влип ...

Запретный пласт вскрывают лемеха .

Мой разум плуг . Распахан целый мир !

  И что же там , за огненной чертой ?

–   Игра теней , мираж , пустой эфир ,

И надо всем огромное ничто .

–   Тогда зачем , зачем вся эта ложь ?

И этот бред , и спутанная мысль ?

–   Молись , твори , живи , пока живешь ,

Пока светла таинственная высь .

Обычная речь Василия Павло­вича часто плавно переходит в по­этическую . Он декламирует свои стихи , произнося каждое слово с чувством ответственности за него .

Ибо, как сам говорит, из миллиар­дов слов поэт должен взять самое точное, верное и поставить это слово на единственное, правиль­ное место в строке.

Мы беседуем с Василием Пав­ловичем во дворе его дома и пытаемся объять необъятное, переходя с одной темы на другую. Поэзия, живопись, музыка, учи­тельство, православие... В одном человеке так много всего, что не­вольно боишься упустить что-то очень важное. Он, кажется, про­питан духом родной земли. В сло­вах – боль за поруганные могилы воинов, печаль за бездуховность современности и светлая радость от красоты родного Придонья. Все дорого этому человеку: и пчелка, севшая на цветок, и муравьишка, попавший в воду (Василий Павло­вич обязательно поможет ему вы­браться из беды), и любимый златоглазый с египетским профилем кот Мильс.

Василий Павлович показывает мне последние публикации в мос­ковских литературных журналах и комментирует :

– Тематику моей поэзии нельзя назвать духовной . Она не духовная , но это путь грешного человека в поиске Бога .

– Нашли ? – спрашиваю собесед­ника .

–   Надо мною , над грешным , звенящая бездна .

Так насыщена синью , что больно глазам .

Я пытаюсь лечиться , но все бесполезно .

Не идет мне на пользу духовный бальзам ,

–   отвечает поэт стихотворением , которое заканчивается следующи­ми словами :

Протрезвел , отступил в молчаливом смущеньи ,

Осознал , повинился в содеянном том .

Исповедал меня деревенский священник ,

Осенил на свету православным крестом .

Говорил о страстях , о безбожье греховном .

Как на тверди земной род людской измельчал .

В заключение заметил : «Пиши о духовном .

Это есть первородство , начало начал» .

Позже в утреннем храме , на праздник Успенья ,

На глубинный вопрос я услышал ответ :

«Кроме дивных молитв и церковного пенья ,

Человечней и выше поэзии нет ! » .

Подлинно русский по духу и по своим корням В . П . Жиляев убеж­ден , что Русь и православие не от­делимы . Но об искренности веры поэт говорит так :

– Можно лоб разбить в храме , но если у тебя каменное сердце и нет любви к ближнему , то все твои молитвы пусты . И даже самый ве­ликолепный храм , построенный на неправедные деньги , Господу не нужен .

***

Вот и бездна , вот и край .

Шаг всего такая малость ,

Ты на пальцах не считай ,

Сколько ждать еще осталось .

Тайных знаков не ищи

На линованной ладони .

Где твой меч , надежный щит ,

Где твои лихие кони ?

Что же так ? Такая жалость .

Жизнь развеялась как дым .

От веселья до беды

И полшага не осталось .

Не рассказывай , не ной ,

Сколь сложна была дорога .

Ты прошел ее без Бога .

Вот и весь   –   твои блеск земной .

 

ХИТРАЯ ШТУКА

Дать определение поэзии очень сложно , ее надо почувствовать . Настоящая поэзия – это когда чи­таешь чьи - то стихи и ощущаешь их нерукотворность . Поэт берет важные слова из пространства и передает их своим читателям . Тут главное – не покривить душой , не солгать перед самим собой . По­рой в работе над стихотворением проходят годы , потому так важно и ценно каждое слово .

С горечью Василий Павлович рассказывает об истории издания своего первого сборника стихов «Донское Белогорье» . Книга эта вышла в спешке , без авторского редактирования . С авторских ру­кописей текст набирали селянки на печатных машинках . И там , где им казалось , что он , филолог , ошибается , они исправляли слова на свой лад . И на 370 стихов уже выпущенной книги получилось 250 ошибок , пропусков , искажений . По­лучив готовую книгу , Василий Пав­лович прочитал ее и заплакал .

– Зачем я пишу ? – спрашивает убеленный сединами поэт . – При­везли мне недавно книгу военного , члена Союза писателей России . Он заканчивает литинститут , овладе­вает технологией стихотворчества , публикуется в толстых журналах . Он профессионал , так мастерски владеет словом , а душой – нет . Его стихи – пустота , мертворожденные словесные конструкции . Поэзия – хитрая штука . Бывает , прочел книгу и забыл . А иной раз – какой - то соседский мальчишка принесет стихотворение , и какая - то свеча в душе затеплится и греет . Жаль , что сейчас Россия превратилась из читающей в пишущую . В лите­ратуру приходят люди , далекие от высоких принципов , классики , мас­терства . А поэзия сейчас никому не нужна . Помните , как у Есенина : «Моя поэзия здесь больше не нуж­на , и сам я здесь ни капельки не нужен ... »

 

НАСТИНЫ ОТКРЫТИЯ

Говорят в народе , что на детях гениев природа отдыхает . Однако одаренности и талантам потомков Василия Павловича и Дины Ива­новны Жиляевых можно удивлять­ся бесконечно .

Сын Сережа живет вместе с женой Тамарой в Подмосковье , в городке с красивым названием Серебряные Пруды . У них четве­ро детей : Мария , Сережа , Ваня и Настя . Супруги вместе распи­сывают восстановленную Зна­менскую церковь в Серебряных Прудах .

Василий Павлович с гордостью рассказывает , что Сергей с Та­марой начинали писать иконы с благословения сельского священ­ника . Изучали технику иконописи , ездили в монастыри , читали книги по истории древнерусского искус­ства . Начали с икон для храмов Воронежской епархии , расписали алтарь Рождественского храма в селе Никольском Воробьевского района . Потом переехали жить в Подмосковье . Внуки В . П . Жиляева замечательно рисуют . Старшая , Мария , окончила первый курс Мос­ковского гуманитарного института . Ее картины с успехом выставля­ются и радуют колоритными пей­зажами .

Пока мы разговаривали , подош­ла младшая внучка Василия Пав­ловича – Настя , гостившая вместе с родителями у дедушки с бабушкой . У нее в руках – толстый альбом для рисования .

– Настенька , чем занимаешься ? – спрашиваю . Девочка посмотрела на   меня   пристальным   взглядом , словно изучая , – можно ли доверять .

– Открытия делаю .

–   И как часто это с тобой проис­ходит ? – удивилась я .

– Зимой чаще , а летом гуляю больше , и времени на рисование остается немного .

У Насти всегда с собой бумага , карандаши или фломастеры . Она не по годам наблюдательна и лю­бознательна . Пока дедушка Вася читал стихи , девочка все смотре­ла сквозь зеленые ветви деревьев куда - то вдаль , туда , где за дере­венскими домами и хатками течет могучий батюшка Дон . В такие мо­менты невидимые нити накрепко связывают в единое целое красоту природы родного края и неисся­каемую силу человеческой души . Такой , какой обладает учитель , художник , писатель , музыкант и просто русский человек – Василий Павлович Жиляев .

Р. Одинокова


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"