На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

О Родине с любовью

Эссе

Эти заметки написаны человеком ранее е имевшим никакого профессионального отношения к литературе, инженером по образованию, правда в последнее время профессионально соприкоснувшимся с театром и литературой.

И тем не менее, на меня, человека всю жизнь проработавшего в оборонной промышленности и науке, те произведения, о которых я хочу сказать несколько слов, а также об их авторе, произвели очень серьезное впечатление.

Немного о том, как я познакомился с Сергеем Егоровичем Михеенковым. В 1991 г. я – чиновник бывшего Министерства оборонной промышленности СССР, чиновник в хорошем смысле этого слова, после реорганизации, а практически ликвидации, управленческих структур союзного оборонно-промышленного комплекса, а для работников моего уровня-заместителя начальника главного управления, вопросы летнего отдыха семьи решались тогда централизованно и оперативно, оказался без государственной дачи, которую я имел в летний период в районе Звенигорода в течение 8 лет. И начал думать о летнем отдыхе моей семьи, прежде всего внука.

Нам повезло, что мой товарищ по работе Виктор Петрович Федянин сумел организовать нам покупку земельного участка с домом в деревне Арпыли Тарусского района, где у него также был участок.

Конечно, сегодня, когда всё продаётся и покупается, даже земля, это видится довольно просто, а тогда – вопросы обустройства, строительства нового дома, выглядели трудной задачей.

Тем не менее, в середине 90-годов прошлого столетия, стараниями моей жены, мы начали жить в новом доме.

Естественно, когда у нас появился загородный дом все не очень нужные нам книги и старые литературные журналы («Наш современник», «Октябрь», «Москва», «Новый мир», «Иностранная литература» и др.) были перевезены туда.

И однажды, где-то в 2000г., просматривая эти журналы, в журнале «Наш современник» №№ 5-6 за 1990 г. я обнаружил повесть Сергея Михеенкова «Пречистое поле», а в списке о его творческом пути, что он автор повести «Прощание в Арпылях».

Оказывается, С.Е. Михеенков, которого я прежде всего знал как серьёзного писателя, автора к тому времени пятнадцати книг прозы, в том числе «Обратная сторона радуги», «Прощания в Арпылях», «Дорога домой», «Поздний листопад», «Последний бой командира», «Уходящий город», «Тарусская княжна», «Меч князя Тарусского», «Безымянная высота», «Притяжение Тарусы», постоянного автора журналов «Наш современник», «Москва», «Роман-газета», Лауреата премии Николая Островского и Алексея Хомякова, является ещё писателем, работающим в области литературоведения и краеведения, автором и реализатором идеи «Русский Барбизон». Серия «Русский Барбизон» включает книги: «Купола Тарусы», «Тамань на Оке», «Под Белым камнем», «Прогулки по Тарусе» и др.

Это серьёзное творческое исследование истории и современности любимого автором Тарусского края, которое позволяет, как жителям этого прекрасного русского уголка, так и впервые приезжающим сюда туристам, соприкоснуться с подлинными сокровищами России.

Я думаю, что вы прекрасно понимаете моё удивление и возникший интерес к творчеству этого писателя. В течение нескольких лет я прочитал все доступные мне его произведения и даже, не зная лично автора, имел его книги с дарственными надписями, т.к. в деревне Арпыли жил его старый знакомый пчеловод А.К. Гаврилов.

Я, конечно, понимаю, что мнении о литературных произведениях человека из другой отрасли – инженера, может быть не очень объективно и аргументировано, но е могу не отметить, что мне нравятся его произведения, а повесть «Пречистое поле» произвела на меня очень сильное впечатление. По-моему это одно из серьёзнейших произведений о Великой Отечественной войне и её последствиях. Во время нашей последней встречи С. Михеенков рассказал мне, что высокий отзыв об этой повести дал (мой любимый поэт) Юрий Поликарпович Кузнецов, наш великий Советский, русский поэт, у которого не мало пронзительных строк о Великой Отечественной войне.

Моя личная встеча с С.Е. Михеенковым произошла 16 июня 2005 года в День города Тарусы (жителем которого он является) на презентации его книги «Прогулки по Тарусе».

Каждый в серии «Русский Баризон» найдёт своё:

- сведения об истории возникновения и воссоздания соборов и церквей;

- о судьбе выдающихся литераторов России и их любви к Тарусе (К. Паустовский,

Н. Заболоцкий, В. Шаламов, Ю. Казаков, А. Виноградов, А. Крутилин);

- исследования о трагической судьбе Марины Цветаевой и людях, с ней связанных;

- путеводитель по Тарусе с оценкой происходящего с позиции современника.

Впечатляет грамотная и серьёзная направленность исследователя – углубиться в историю Тарусского края, дать серьёзную и честную характеристику сегодняшнего времени, и всё это с гордостью за нашу историю и сверой в наше будущее.

Серия «Русский Барбизон» - это цикл серьёзных литературоведческих работ по пропаганде исторических и литературных ценностей тарусского края. Укрепляется вера в то, что впереди – превращение Тарусы в туристический, литературный, театральный и музыкальный всероссийский центр, где музы высокого искусства будут радовать нас, русских людей, долгие годы.

Сегодня Таруса необыкновенно похорошела. На высоком берегу Оки приведён в порядок парк, в котором стоит прекрасный памятник Марине Цветаевой. В образцовом порядке сохраняется мемориал героям-воинам погибшим в Великой Отечественной войне. Завершено восстановление и регулярно проводиться служба в Соборе Петра и Павла, приводятся в порядок старые дома в центре, заново замощена центральная площадь, где работает фонтан и организовано катание на лошадях т пони для детей.

В городе ежегодно проводятся Рихтеровские музыкальные фестивали, Цветаевские чтения, работает Тарусский самодеятельный народный театр, гастролируют музыкальные ансамбли и исполнители, профессиональные театральные коллективы, в т.ч. в 2008 году Московский драматический театр на Перовской показал несколько спектаклей («Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Не покидай меня» современного белорусского драматурга А. Дударева о Великой Отечественной войне), которые прошли с большим успехом. Организация и поведение спектаклей Театра на Перовской состоялась благодаря, прежде всего, моему знакомству с С.Е. Михеенковым.

В январе 2009 года в Тарусе вышел первый номер литературно-художественного и культурно-просветительского журнала для семейного чтения «Траектория Творчества», организатором и создателем которого был С.Е. Михеенков в качестве главного редактора.

Журнал выходит 4 раза в год, в журнале имеются разделы: проза, поэзия, фантастика, сказки для взрослых, страницы истории и краеведение, культура, книжная полка.

В 2009 году, в силу определённых жизненных обстоятельств, когда от руководства журналом отошёл С.Е. Михеенков, мои регулярные встречи с ним прекратились, но я чувствовал, что мне не хватает общения с этим интересным человеком – настоящим русским писателем. 14 июля с.г. по пути в Москву из моих Арпылей я, наконец-то, встретился с ним у него дома в Тарусе, где я бывал уже ранее. Более двух часов мы говорили о литературе, театре, в частности о Театре на Перовской, где я работаю, творчестве писателя. В последнее время Сергей Михеенков рассказал, что он закончил работу для ООО «Издательство Яуза» и ООО «Издательство Эксмо» над циклом романов о Великой Отечественной войне под общим названием «Одинокий полёт трассирующей пули». Он рассказал, что сегодня его творчество о войне принципиально делится на две части: документальную и художественную. Документальная, а точнее художественно-документальная начинается с повести «Последний бой командарма» (издана в 2003 году) о последних днях легендарного командира 33 армии генерала Ефремова, и продолжается постоянно.

Вторая, художественная, цикл «Одинокий полёт трассирующей пули» включает в себя книги «Штрафная рота. Высота смерти», «В бой идут одни штрафники» и «Из штрафников в гвардейцы».

Хочу поделиться впечатлением от прочтения двух последних. Читаю их и плачу, ибо большинство персонажей в первый период войны воевали в 33 армии генерала Ефремова, куда входила 17 стрелковая дивизия, где воевал и погиб 2 марта1942 г. начальник инженерной службы дивизии мой отец подполковник Н.П. Одинцов, и где бои шли под Вязьмой, Юхновым, Износками. Отец похоронен в с. Извольск Износкинского района. В начале там была, как писал в своём письме однополчанин отца капитан Ерков, могила трёх погибших бойцов, В т.ч. моего отца, а когда я бывал там, ране с мамой, а в 1995 году один, это была уже братская могила, куда перезахоронили наших бойцов из сёл и деревень, уже покинутых жителями. Читаю Михеенкова и возвращаюсь в места, где воевал и погиб отец.

Давно не читал ничего подобного о войне, не могу оторваться от текста, событий и действующих лиц, отображённых там. Верю, что всё так и было – имеется сильный эффект присутствия. Главный герой повествования – лейтенант Воронцов, живой человек, с которым вместе переживаешь то, что происходило тогда. Найден очень интересный образ – одинокий полёт трассирующей пули, который объединяет события, происходящие как и на той, так и на другой противоборствующих сторонах. И вот чему я удивляюсь. Сергей Михеенков, 1955 г. р. родился через 10 лет после окончания ВОВ, а пишет о войне так, что невозможно оторваться. Это что генетика или талант? Мне человеку, прожившему уже долго, пережившему ребёнком войну, потерявшему на ней отца, хочется донести до окружающих, что романы и повести Сергея Михеенкова о войне надо читать, как взрослым и старым, чтобы вспоминать, что было, и гордиться, молодым, чтобы знать, что стоила та победа, думать и мыслить, смотреть вокруг и делать выводы, что не туда мы идём, если разорили и продали то, за что гибли наши деды, отцы, братья и сёстры. Читайте произведения Сергея Михеенкова о Великой Отечественной войне, в них отражена та правда, те события, которые позволили нам победить.

Р.S. Только что закончил чтение романа Сергея Михеенкова «Примкнуть штыки» - первого произведения из художественного цикла о Великой Отечественной войне. Это первый роман, где в качестве главного героя появляется сержант Воронцов. Действия и события происходят в первых числах октября на московском направлении наступления немцев. В бой идут первые взводы подольских курсантов, среди которых сержант Воронцов.

Читаю и поражаюсь, ибо несмотря на огромные наши потери, отступление, видишь, что на рубеже Москвы люди, живые, реальные люди, которые могут правильно и грамотно воевать и смогут остановить врага. Сочный, яркий язык, где надо диалог, солдатский юмор, рассуждение и принятие правильных решений командирами – вселяют уверенность в будущую победу. Передо мной печатный экземпляр с пометкой автора: «Экземпляр для правки» 2009 г. С. Михеенков, г. Таруса. Как интересно работает автор, видишь в работе выдающегося русского писателя, настоящего патриота России.  

Борис Одинцов


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"