На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Колокол детства моего

книга Геннадия Воронина

Вышла в свет книга «Колокол детства моего» актера и режиссера, члена Союза кинематографистов России Геннадия Анатольевича Воронина (1946–2011). В книге опубликованы рассказы, стихи, повести для кино, написанные в основном «в стол» и прежде (за редким исключением) не печатавшиеся.

Судьба Геннадия Воронина — сложная, прочерченная ломаной линией — была предопределена особенностями характера человека неуспокоенного, не подчиняющегося внешним обстоятельствам жизни. Пройдя нелегкие испытания, он пришел в искусство уже зрелым человеком, много трудился, стремясь осознать и понять свое место в нем и предназначение, пробовал силы и на театральной сцене, и в кинематографе, и в литературе.

Геннадий Воронин — сибиряк. Он родился 10 января 1946 г. в городе Черногорске Красноярского края, возникшем как шахтерский поселок, но позже обретшем печальную известность как место средоточия лагерей НКВД. О своем детстве Геннадий почти ничего не рассказывал, поскольку не было в нем тепла семьи, да и семьи не было. Мальчик воспитывался в детском доме. Получив неполное среднее образование, уехал в Забайкалье, окончил в 1963 г. в Читинской области Черновское ПТУ по специальности «Слесарь-монтажник». А в 1965 г. был призвал в армию.

После срочной службы Геннадий вновь оказался перед жизненным выбором. Решил поехать во Владивосток, где работал в порту, служил в торговом флоте. Неприкаянность и вечные странствия могли заполнить всю его жизнь, если бы не случай…

Именно случай в 1968 г. привел его к дверям приемной комиссии Дальневосточного педагогического института искусств.

Зачисление на первый курс театрального факультета для самого Геннадия было неожиданностью. Начались годы учебы.

Неуемный и резкий характер студента Воронина однажды стал причиной конфликтной ситуации, из-за которой Геннадий вынужден был на время оставить учебу. Получить диплом об окончании института по специальности «Актер театра и кино» он смог только в 1977 г. И с этого момента дальнейшая судьба его была навсегда связана с Искусством.

Дебютировал Геннадий Воронин на сцене Куйбышевского театра. Затем уехал в Омск. Однако надолго он там не задержался.

В начале осени 1979 г. актер решил ехать на Алтай, на родину любимого им писателя, режиссера и актера В. М. Шукшина, жизнь и творчество которого были для Геннадия мощным жизненным ориентиром. В Бийском городском драматическом театре тогда готовились к постановкам спектаклей по произведениям Василия Макаровича. Это давало надежду молодому актеру на то, что в новом для него театральном коллективе он сможет почувствовать живую сопричастность к личности и творчеству Шукшина.

В Бийске Воронин работал с октября 1979 г. по март 1980 г.

На новой сцене Геннадий Воронин сыграл лишь в одном спектакле по пьесе А. Шейна «Квадратик неба синего» (Диалог в письмах по документальной повести В. Елисеевой «Так оно было…»). В этой постановке актер предстал перед публикой в главной роли. Спектакль был создан выпускником Театрального училища им. Б. В. Щукина Владимиром Тишиным и стал заметным событием в театральной жизни города.

Геннадий Воронин обратил на себя внимание любителей театра, у него появились поклонники. Среди людей, отметивших появление в бийской труппе нового талантливого актера, был журналист Александр Лукиных, который впоследствии стал верным товарищем и надежным другом Геннадия Воронина, разделившим с ним и радости, и горести жизни. Именно Александр Лукиных, узнав, что Геннадий пробует силы в литературе, уговорил его опубликовать два рассказа в бийской газете «Ленинский путь», а после смерти Геннадия Анатольевича взял на себя труд разобрать архив друга и подготовить к публикации сборник его произведений.

Из Бийского театра Геннадий Воронин перешел в труппу Алтайского краевого театра драмы, где сразу получил главную роль в спектакле режиссера В. Иванова «Соловьиная ночь» (по пьесе В. Ежова). Отыграв премьерные спектакли и приняв участие в летних гастрольных поездках, Геннадий Воронин все же ушел из театра и уехал в Москву.

При участии Анатолия Заболоцкого, с которым в то время уже был знаком Александр Лукиных, Воронин в 1980 г. уехал в Минск и стал актером Государственного русского драматического театра им. М. Горького Белорусской ССР.

Может быть, Геннадий так и жил по образу странствующего актера, но судьба распорядилась иначе.

Как раз в это время московские кинорежиссеры Ренита Андреевна и Юрий Валентинович Григорьевы готовились к постановке фильма по произведениям В. М. Шукшина «Праздники детства». Этот фильм посвящался Василию Шукшину, его матери Марии Сергеевне и рассказывал о жизни сибирской деревни в годы Великой Отечественной войны.

В январе 1981 г. начались пробы актеров. Кинорежиссеры подбирали актерский ансамбль из созвучных друг другу исполнителей. На главную роль Марии была приглашена актриса Людмила Зайцева, которая когда-то сыграла роль сестры Ивана Расторгуева в фильме В. М. Шукшина «Печки-лавочки» (1972).

Геннадия Воронина привел в киногруппу Александр Лукиных. Актер был утвержден на роль Павла — мужа Марии. А уже сам Геннадий Воронин по поручению режиссеров выбрал исполнителя центральной роли картины Ваньки Попова — Сергея Амосова, воспитанника бийского детдома.

Таким образом, словно бусинки на нитке — одна к одной, собиралась киногруппа единомышленников, которая смогла создать картину, поразившую зрителей своей искренностью, проникновенностью и правдивостью. В создание фильма принимали участие многие жители алтайского села Сростки, где и проходили съемки. Их участие в картине было очень важным для режиссеров. Григорьевы были уверены, что далеко не все чувства и особенности характера можно сыграть, опираясь на актерское мастерство. Невозможно «изобразить» такие главные (как считал и сам Шукшин) для русской души качества как честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Доподлинно передать на экране все основополагающие черты русского национального характера могли только исполнители, сами ими обладающие.

Фильм «Праздники детства» вышел на экраны в 1982 г., получив широкое признание кинозрителей, а в 1983 г. он был удостоен Государственной премии СССР.

Участие в съемках «Праздников детства» в корне изменило жизнь Геннадия Воронина. Он уехал в Москву. Творческий союз с актрисой Людмилой Зайцевой был скреплен семейными узами, а вскоре в молодой семье появилась дочь Василиса.

Воронин был востребован как актер: в 1981–1982 гг. он принял участие в съемках фильмов «Варварин день», «Прости, прощай», «Егорка», сыграв в них заметные роли.

В жизни Г. А. Воронина начался период творческого роста. Свою судьбу он решил навсегда связать с кино. В 1982 г. Геннадий Анатольевич поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в мастерскую В. Грамматикова, которые через два года успешно закончил, сняв короткометражку «Побег» и написав сценарий «Причалы».

В 1980-е годы Г. А. Воронин много и плодотворно работал: писал сценарии, ставил картины, снимался в фильмах других режиссеров. По собственным сценариям Геннадий Анатольевич создал такие фильмы, как «Мостик» (1986), получивший приз и диплом кинофестиваля молодых кинематографистов в Финляндии (Хельсинки) и Главный приз кинофестиваля «Молодость» (Киев, 1985), а также «Баллада о старом оружии» (1986), полнометражный фильм «Два берега» (1987), съемки которого прошли на Алтае, там же, где состоялся кинодебют Геннадия Анатольевича.

Последним его фильмом стала картина «Мария Магдалина».

В кино Геннадий Воронин проработал ровно 10 лет.

В 1991–1992 гг. Г. А. Воронин стал художественным руководителем телепередачи «Парламентский час». В это время шло коренное переустройство всей политической системы и общественных отношений в нашей стране. Геннадий Анатольевич — человек с обостренным чувством справедливости — не мог быть в стороне. Он занимал активную жизненную позицию, пытаясь разобраться в ситуации, выступал с гражданскими инициативами. В роковые дни начала октября 1993 г., когда разворачивалась трагедия у телецентра Останкино и Дома правительства, Геннадий Анатольевич был в эпицентре событий. Боль от пережитого тогда навсегда поселилась в его сердце.

В последующие годы Геннадий Анатольевич работал внештатным корреспондентом газеты «Правда», занимался педагогической деятельностью. Его ученики — студенты Московского государственного университета культуры и искусств и Института гуманитарного образования — с благодарностью вспоминают своего учителя, который научил их главному: сердцем чувствовать правду, жить по закону совести и не преступать его.

Особое место в жизни Г. А. Воронина продолжало занимать литературное творчество. Тихо, без привлечения внимания к своей работе, в постоянных трудах он стремился проложить свою тропу в литературе, обращаясь к опыту жизни простых людей из народа. В совершенно обыденных обстоятельствах жизни героев, без особого нажима и морализаторства писатель выявляет и показывает читателю нравственную основу жизни человека, делится самым сокровенным и дорогим, что понял сам и прочувствовал всей душой.

Прозе Г. А. Воронина очень созвучны слова В. М. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее».

В этой схожести взглядов на человеческие отношения проявляется своего рода духовное наставничество В. М. Шукшина, который оказал большое влияние на жизненную позицию и мироощущение автора этой книги.

Е. В. Огнева


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"