На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Православная Москва

О новой книге

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в рамках Издательской программы Правительства Москвы авторский коллектив Главного архивного управления г. Москвы и Управления по делам архивов Московской области подготовил вторую книгу фундаментального научного труда «ПРАВОСЛАВНАЯ МОСКВА в 1917–1921 годах. Сборник документов и материалов. М., 2004».(1) Перед читателем предстает неизвестная история православной Москвы в период грозных лет крушения Российской Державы и начала Крестного пути народа на Голгофу: со дня отречения Государя Николая II от престола и обретения Державной иконы Богоматери   до окончания Гражданской войны. Уже само по себе появление такого труда есть явление исключительной важности, зримое свидетельство духовно-нравственного пробуждении общественного сознания, поиска утраченных смыслов исторического бытия   России.

Авторы сборника, поставив задачу «воссоздать бытие того “народа церковного”, благодаря вере и верности которого и прошел церковный ковчег сквозь бури и штормы большевистского лихолетья», выполнили ее почти в предельно-возможном решении, позволяя исследователю «познать церковную жизнь Москвы во всей ее полноте» на основе подлинных документальных свидетельств эпохи, которые хранятся в Центральном историческом архиве Москвы (ЦИАМ), Центральном архиве общественных движений Москвы (ЦАОДМ), Российском архиве древних актов (РГАДА), Центральном архиве Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ РФ) и других. В научный оборот впервые вводятся сотни архивных источников: документы, фотографии событий и лиц, имена которых были в течение нескольких десятилетий как бы вычеркнуты из официальной истории России ХХ века. Среди них: причисленные к лику святых столпы Православия в Москве — протоиереи Иоанн Восторгов и Роман Медведь, а также обер-прокурор Синода, председатель Совета объединенных приходов Москвы Александр Дмитриевич Самарин и многие другие.

Научно-продуманная структура книги, систематизация огромного фактического материала по трем разделам «Отделение Церкви от государства», «Стояние в вере», «Повседневная жизнь московской церкви» создали основу для объективного показа развития церковных событий на фоне общеисторической панорамы: от февральских свобод до отделения Церкви от государства и развязывания новой властью атеистического террора,   раскрытия духовного подвига   претерпевших до конца за веру Православную.

Целостному восприятию трагического слома жизни православной Москвы на рубеже эпох помогают не только включенные в книгу документы, но также предисловие и предпосланные каждому из разделов авторские статьи, которые отличаются не только объективной интерпретацией исторических фактов, но и глубоким проникновением в духовную очевидность реальной действительности. В этом принципиально-важное отличие настоящего труда от многих издаваемых сборников документов и материалов с мозаичным набором ярких и заметных исторических фактов, формирующих субъективные, нередко диаметрально противоположные, представления, не отражающие от исторических реалий.

Особо надо отметить помещенные в книге обстоятельные комментарии, именной указатель, приложения неопубликованных ранее статей С.В. Чиркова   «Документы о роли духовенства в антисоветском народном восстании в Звенигороде 15 мая 1918 г.»; Н.М. Соловьева. «Правда веры и ложь “научного” неверия»; «Церковники и их агенты перед народным революционным судом: отзвуки “дела Бейлиса”»; Т.С.Туговой. «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троицко-Сергиевой Лавры», а также впервые введенные в научный оборот тексты проповедей и выступлений протоиерея Иоанна Восторгова.

Протоиерей Иоанн был не только выдающимся церковным деятелем и миссионером, которые иногда почти в одиночку создают целое направление в науке, или сами, и также почти в одиночку, просвещают целые народы светом Христовой веры, но и выдающимся мыслителем, проникавшим в действительные первопричины исторических событий. При   широком книгопечатании в начале ХХ века в русском обществе полностью отсутствовал научно обоснованный и национально ориентированный анализ происходивших в России событий, отсутствовало в широком смысле национальное самосознание, которое было бы понятно (и объединило бы) как широко образованной профессуре университетов, так и крестьянству (в те времена могла объединить только Православная Церковь и вера в Единого Бога). Анализ происходивших в России событий в ту пору велся зачастую с враждебных и чуждых истории России позиций — то марксистских, то коммунистических, то либерально-демократических. Естественно, что такой анализ являлся профанацией научной деятельности и приводил иногда к тяжелым последствиям для страны в силу того, что социально-политическое исследование проводится с целью излечить больной общественный организм, а неправильно поставленный диагноз всегда приводит к неправильному лечению, к углублению болезни и приближает   летальный исход. Протоиерей Иоанн Восторгов был одним из тех редких мыслителей, который анализировал действительность и определял признаки социальных болезней, исходя из созданной русским народом социально-политической модели государства. О н знал конструктивные особенности здания, явившегося плодом деятельности народа в течение тысячелетия. И потому,   он является одним из основателей, как, например, и Лев Тихомиров, русского самосознания, выработанного научным анализом исторических событий. Глубокая вера, истинность которой была засвидетельствована мученической кровью, целостность восприятия действительности позволили ему мыслить с большой глубиной, в результате чего и появилось столь значительное исследование действительности, превращающее труд протоиерея Иоанна в такого рода явление, которое само по себе требует глубокого анализа.

Научный мир часто двигается в направлении, определяемом желанием все больших и больших открытий, которые зачастую производят впечатление революционно-эстрадного эпатажа публики, вместо того, чтобы углубляться в гениальные создания религиозной мысли наших предшественников, к каковым, безусловно, относятся и произведения протоиерея Иоанна Восторгова. Необыкновенно ценны документы, предоставленные авторам Центральным архивом Федеральной службы безопасности, касающиеся нахождения протоиерея Иоанна в тюрьме и его позиции на следствии в течение тех трех месяцев, которые предшествовали расстрелу. Поражает глубина веры, мужество и выдержанность, проявленные священномучеником в течение всего периода уз и скорбей. Представляют большую ценность и опубликованные документы архива ЦГАМО, воспроизводящие историю создания и деятельности Московского братства — союза ревнителей и проповедников Православия, председателем которого был священноисповедник протоиерей Роман Медведь.

Ценность издания исключительно велика для современной научной мысли, осознавшей, наконец, неразрывное единство и обусловленность истории Русской Православной Церкви, истории народа, общества и государства Российского. Обращаясь к названной проблематике, современный исследователь ныне сталкивается практически с полным отсутствием не только объективных научных исследований по названной тематике, но с не разработанностью источниковой базы Русской Православной Церкви. Ибо в течение всего богоборческого ХХ века богослужебная и святоотеческая литература была изъята из обращения и хранилась в запасниках. Архивные фонды учреждений духовного ведомства в государственных хранилищах также не изучались. Большинство из них не имеют необходимого научно-справочного аппарата. Вышедший Сборник документов и материалов в значительной мере восполняет этот пробел применительно к истории Москвы как центра Православия в России и является достаточно надежным и многоаспектным поисковым ориентиром   для   исследователя.

Особо надо отметить уникальность книги как документально выверенного Справочника по проблеме, не отраженной в учебниках и монографиях. Читатель узнает, в частности, что жизнь Москвы в 1917–1921 годах определялась не только борьбой революционных рабочих за победу завоеваний Октября и построением основ нового социалистического быта. С первых же дней «великой и бескровной» февральской революции ее деятели стали вмешиваться во внутрицерковные дела, смещая с кафедр и отправляя в ссылки иерархов Церкви. С июля 1917 года поступают первые сведения об убийствах священников, ограблении храмов. Пришедшие в октябре 1917 года к власти большевики продолжили дело, доведя антирелигиозный террор против православного народа Москвы до массового кровопролития. Читатель узнает из документов, что в реальности содержалось за мифом о «триумфальном шествии» советской власти.., что явилось первопричиной крушения Православной Москвы и Российской Державы, в каких формах и какими методами осуществлялась политика уничтожения Православной Церкви и ее паствы.

Материалы книги это не только исторический пласт прошедшей эпохи. Читатель найдет в ней ответы на злободневные вопросы, увидит истоки таких современных явлений как экуменизм, не подобающее отношение к святыням Церкви — мощам, многие из которых до сего дня остаются на правах экспонатов музейных фондов,   другим памятникам истории и культуры… Материалы книги подтверждают очевидность: без истории Церкви нет истории ее народа, истории государства Российского.

Книга, несомненно, привлечет к себе внимание широкой аудитории: от исследователя научных проблем до школьного учителя, студента и просто читателя. Содержащиеся в книге документы и материалы помогут экспертам и авторам учебной литературы для школ и вузов в создании новых учебников и хрестоматий, объективно отражающих историю Москвы — сердца   России.

 

(1)       Православная Москва в начале ХХ века. Сборник документов и материалов. Изд-во объединения «Мосгорархив». М., 2001.

Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"