На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

Ставим Шергина

Детский театр кукол и творческое наследие северного краснопевца

Творчество Бориса Викторовича Шергина вошло в мою жизнь с самого раннего детства. Сначала неосознанное детское восприятие и восхищение удивительно красивой мелодикой былин и сказок Бориса Викторовича, затем познание истории нашего Северного края вместе с его повестями. Именно благодаря его замечательным произведениям: «Двинская Земля», «Детство в Архангельске», я поняла, что живу в удивительном и прекрасном городе, ощутила гордость, что я - уроженка гордой Северной земли, и никакие силы не смогут заставить меня отказаться от убеждения, что Архангельск - самый лучший город на планете, во всяком случае для меня.

Настоящее и серьёзное увлечение творчеством Бориса Шергина началось, когда я стала руководителем детского театра кукол «Сюрприз». Тогда я поняла, что могу наслаждаться его произведениями не только как читатель, но и доносить его слово до других. Воплотить его сказки на сцене стало моей мечтой, и я поняла, что как нельзя лучше это можно сделать с помощью кукольного театра.

Кукольный театр — это всеобъемлющая форма искусства, в которой сливаются воедино различные его виды: куклы - это скульптура; декорации — живопись; пьеса — литература. Это, может быть, единственный вид искусства, занимаясь которым человек получает возможность максимально проявить свои разносторонние способности, создавая собственные произведения в процессе, научиться понимать языки различных искусств, чтобы с их помощью испытать чудо постижения гармонии мира.

Несколько слов о театре, которым руковожу. Детский театр кукол «Сюрприз» государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Архангельской области «Дворец детского и юношеского творчества» образован в 1938 году Зинаидой Ивановной Пироговой. Во время войны здание Дворца пионеров стало госпиталем, но коллектив не распался, а, наоборот, сплотившись, создал концертную бригаду, которая выступала перед ранеными. В 1944 году Дворец вновь открылся, и театр продолжил творческую мирную жизнь. С 1972 года руководителем театра стала Нина Дмитриевна Тюрикова. При ней театр и стал называться «Сюрприз» - путём проведения конкурса среди детей и взрослых. Создаются такие спектакли, как: «Где ты, Кузя?», «Чебурашка», «Тигрёнок, который говорит "р-р"», «Происшествие в стране Мульти-Пульти», «Лесной барабан», «Рак-отшельник» и др. С 1983 года в театре начал работать бутафорский кружок под руководством Светланы Ювенальевны Трушевой, который перерос в настоящую творческую мастерскую по изготовлению кукол, декораций и реквизита. Перед театром открылись новые возможности: своя мастерская помогла ставить более сложные и интересные спектакли.

В 1998 году в театр пришла работать я. С 1998 по 2008 год в театре создаются такие спектакли, как «Золотой петушок» по сказке А. С. Пушкина, «Сказка старого леса», «Холодная сказка», «На балу у Золушки», «Прыгающая мышь», «Под парусом на "Подсолнухе"», концертная программа «Ретрокуклы», « Рождественские сны», «Снежная королева», «Рождественский карнавал в лесу» и др. С приходом в театр художника-бутафора Сне- жаны Валерьевны Волковой появилось новое направление «шоу-группа», которая занимается созданием концертных эстрадных номеров с куклами. Я и Снежана Валерьевна - обе выпускницы Архангельского колледжа культуры, а затем Санкт-Петербургской академии театральных искусств, обе когда-то были на преддипломной практике в «Сюрпризе». Театр в тот год (1993) отмечал свой 55-летний юбилей, и тогда ещё студентки Ольга и Снежана с воодушевлением помогали Нине Дмитриевне и Светлане Ювенальевне в подготовке праздника. И на самом юбилейном концерте, во время показа их концертного номера, Наталья Мироновна Корнеичева, в то время начальник художественного отдела, произнесла следующую фразу: «Вот будущие руководители "Сюрприза"». Никто не мог тогда подумать, что эти слова окажутся пророческими! Прошло всего пять лет, и они сбылись.

Мечта поставить на сцене произведения Бориса Шергина не оставляла меня. Мою мечту поддерживала и Снежана Валерьевна. Дело в том, что, когда мы были ещё студентками колледжа культуры, на курсе была попытка поставить спектакль по сказке Бориса Шергина «Пронька Грезной». Режиссёром выступала тогда Светлана Ивановна Сидорова, основательница литературно-музыкального театра «Словица», известного в нашем городе. В то время она преподавала у нас сценическую речь. Но, несмотря на прекрасную режиссуру, спектакль не удался. Хотя сказка покорила меня с первых слов! Такого количества юмора и самобытности в речи, такого оптимизма и веры в то, что наш северный мужик может всё, - трудно найти! Но, видимо, мы, юные актрисы колледжа культуры, не до конца прочувствовали всю прелесть языка Бориса Шергина и не смогли передать на сцене ни тот юмор, ни его самобытность. Чувство глубокого неудовлетворения и разочарования жгло меня всё это время, и мы со Снежаной решили доделать то, что не удалось студенткам колледжа культуры. Мы были уверены, что дети справятся! И наш выбор остановился, конечно же, на сказке «Пронька Грезной». С каким воодушевлением дети и мы принялись за эту работу!!! Стиль - скоморошина, перевоплощение с помощью масок, ярмарка, а на ярмарке любимец публики Петрушка. А почему и не он станет помощником неунывающего Проньки? Много, очень много весёлых и неожиданных находок мы придумали с детьми, чтобы ещё ярче и гротескнее показать эту и без того абсурдную сказку. Спектакль начинается с красивого и традиционного хоровода северных красавиц, но неожиданно в хоровод врываются парни с необычным заморским танцем, звучит современная американская заводная мелодия, и зритель сразу понимает, что обычного, традиционного фольклорного представления не будет. Интересна и сценография этого спектакля. Когда занавес открывается, зрители видят только театральную тумбу с афишами, такую, какие раньше стояли на всех перекрёстках. На ней афиша спектакля «Сказ о Проньке» и маски. Тем самым мы сразу даём понять зрителям, что действующие лица на сцене - это актёры, и они перевоплощаются прямо на глазах у них, надевая ту или иную маску. Американец делает деловое предложение простому северному парню Проньке — 15 лет не мыться, не бриться, не чесаться, не сморкаться, ни белья, ни одежды не переменять в обмен на магазин, набитый «разноличными» товарами, которым Пронька может распоряжаться и богатеть.

И тут мы подумали: почему бы не сделать действующими лицами доллары! И на сцену легко выпархивают доллары! Весёлый танец Проньки с долларами, и он согласен на условия американца. 15 лет Пронька не моется, не бреется, не меняет одежду, честно выполняя условия американца, но при этом торгует и становится богаче самого царя!

Конечно, не обошлась сказка и без любви. Пронька попросил в жёны у царя его дочь. Как точны и хлёстки обороты, которыми царь награждает Проньку, негодуя от такой наглости! «Сопля пропашша, овин толстой, вшива биржа». И это не звучит вульгарно даже из уст детей! В этом гений слова Бориса Викторовича! Однако у царя три дочки. И две из них, увидя портрет Проньки, в ужасе решаются бежать. Очень интересно нами придумана сцена сбора вещей старших царевен. Этого нет в сказке, мы сами нафантазировали, что одна царевна складывает в свой чемодан горы сарафанов, чайники, чашки и даже часы с кукушкой. Другая - более практичная. Вот она аккуратно сложила в чемодан стопочку долларов, шкатулку с драгоценностями, но при этом не забыла стащить из чемодана сестры самый красивый сарафан. Вся эта сцена проходит без единого слова, на музыке, и только остаётся наслаждаться замечательной актёрской игрой юных актрис. Сказка заканчивается прекрасно: 15 лет проходят, Пронька отмывается, и младшая царевна выходит за него замуж. «Свадьба была - семь дён табуном плясали, лапишшами хлопали, пока в нижной этаж не провалились, дак ишо там заканчивали».

И спектакль заканчивается весёлым и задорным танцем, зрители аплодируют!

Работа с таким благодатным материалом, как сказки Бориса Шергина, дают удовлетворение не только режиссёру, но и актёрам. Удался ли на этот раз спектакль? Думаю, лучше на этот вопрос ответят те победы, которые одержал коллектив с этим спектаклем.

год - диплом лауреата на XVI Всероссийском фестивале театрального творчества «Веснушки-2009» в г. Москве в номинации «Лучшая сценография».

2010 год - диплом лауреата и диплом Правления Вологодского отделения СТД РФ на Третьем фестивале детских самодеятельных театров кукол «Кукольная страна» в г. Вологде.

Диплом III степени регионального конкурса детских театров в рамках Второго международного фестиваля школьных театров на русском языке «Золотой ключик».

Диплом лауреата I степени на Международном фестивале — конкурсе детских и юношеских театров «Золотой павлин».

Творчество Бориса Шергина заинтересовывает с первых строк. Никогда не забуду группы зрителей на фестивале в Москве, которые подбежали ко мне после просмотра спектакля «Сказ о Проньке». Они говорили о том, что впервые сталкиваются с этим сказочником, восхищались его юмором и особенностью речи, а также спрашивали, где его можно почитать.

А у меня уже зрели планы на новый спектакль. И внимание моё привлёк особенно известный персонаж Бориса Викторовича - Шиш Московский. На сказках об этом весёлом и хитром мужике выросло моё поколение, и я подумала, что начинать знакомить зрителей, да и самих юных артистов с творчеством моего любимого сказочника лучше с этих сказок.

Конечно, я получила полную поддержку нашего бутафора Снежаны Волковой и хореографа Елены Поповой, и работа закипела! На этот раз куклы. Куклы планшетные, то есть те, которые работают на столе или на полу. Но в таком подвижном и весёлом спектакле не должно быть никаких столов, всё должно быть легко и гармонично. И выход найден - куклы работают на лотках торговцев, а декорации (дома, печка, лес и т. д.) дети делают из разноцветных платков, которые в начале спектакля накинуты на плечи девушек и туда же легко возвращаются, когда надо перестроить декорации. Хитрый Шиш легко и весело обманывает жадного купца, у которого позаимствовал лошадь да и оторвал у неё хвост; судью, который подумал, что Шиш ему взятку предлагает. А уж как ловко он обманывает трактирщицу, которая наивно решила посмеяться над голодным прохожим: «Ты, молодой человек, везде, чай, бывал, много народу видал, не захаживал ли ты в Печной уезд, в село Сковородки- но, не знавал ли господина Гусева-Жареного?» А Шиш смекнул, что у хозяйки гусь жареный в печи. И перед нами возникает печка, разумеется из платков, с заслонкой. И как только хозяйка за двери - Шиш к печке и не просто вынимает жареного гуся, а манит его: «тега- тега-тега», гусь выглядывает из печки (тоже кукла), и Шиш прячет его у себя. Но ведь на сковороду надо что-то положить, и народ, который и рассказывает эти сказки, начинает суетливо бегать в поисках чего-нибудь. Шиш кричит: «Ну, дайте же уже чего-нибудь!» И ему приносят лапоть! И самое интересное происходит в конце сказки, когда трактирщица полезла в печь, а оттуда вылезает самая маленькая актриса в спектакле и весело, дразня трактирщицу лаптем, говорит: «А на сковороде-то лапоть!!!» И кидает лапоть в народ. Народ, дразня трактирщицу, играет лаптем, как мячиком, доводя толстуху до обморока.

Танцы, юмор, детская импровизация, замечательные куклы, сделанные самими детьми, - всё это не могло не найти отклика у зрителей! И спектакль очень понравился, а также был высоко оценён специалистами.

2012 год — диплом I степени в номинации «Театр кукол» на областном фестивале детско- юношеского творчества в г. Архангельске.

Диплом лауреата в номинации «Самый ансамблевый спектакль» на Четвёртом открытом фестивале детских самодеятельных театров кукол «Кукольная страна» в г. Вологде.

Весной 2013 года театр выезжал в Москву и стал лауреатом 2-й степени на Открытом общенациональном Всероссийском фестивале- конкурсе юных дарований «ТАЛАНТЫ нового века - 2013».

А совсем недавно, в июне, мы побывали на Международном фестивале детских театров кукол «Кукла в детских руках», который состоялся в городе Бургасе (Болгария), где, показав спектакль «Правда о Шише», стали победителями и завоевали главный приз фестиваля — Ситцевого Петрушку.

Театр в постоянном творческом поиске.

На занятиях ребята овладевают большим запасом знаний по истории развития и специфике искусства театра кукол, приобретают целый багаж практических умений и навыков по использованию подручных и специальных материалов, по изготовлению кукол различных систем, приобретают навыки по актёрскому

мастерству и сценической речи, а также постигают основы режиссуры и хореографии.

Сейчас в театре занимается около 180 детей разного возраста. Театр «Сюрприз» развивает в детях чувство прекрасного, влюблённость в своё дело, творческое отношение к нему. Это помогает детям совершенствовать своё сердце, душу, разум. Театр даёт возможность каждому ребёнку поверить в себя, осознать себя как личность. И в этом огромную роль теперь играет и приобщение к бессмертным творениям Бориса Шергина. Мысли о новых спектаклях есть, они зреют, крепнут. Пусть пока только в головах у педагогов, но теперь хочется большего. Попробовать серьёзные и полные драматизма произведения. Например, «Ваня Датский». Неповторимая мелодика и романтика этого рассказа может воплотиться в серьёзное размышление о смысле жизни, о Родине. А ведь у кукол гораздо больше возможностей показать то, что не могут показать актёры в драматическом театре.

Добрые традиции театра - общее достояние коллектива. Мы вместе отмечаем открытие театрального сезона и его закрытие, мы проводим театральные вечера для родителей и выступаем на концертах, мы ездим на гастроли и фестивали, мы вместе отмечаем дни рождения. И вот мы решили ввести в театр новую традицию — пусть в каждой группе нашего театра будет своя история любви к великому и гениальному писателю Борису Викторовичу Шер- гину. Пусть рождаются спектакли, пусть ездят они по городам и странам огромной земли и пусть «родниковое слово» нашего прекрасного земляка узнает как можно больше людей, а мы этому будем очень способствовать.

Достойной наградой за многолетний творческий путь стало присвоение театру звания «Образцовый детский коллектив» в апреле 2012 года.

В 2013 году театр отметит своё 75-летие, но сами юные актёры и их педагоги считают, что они ещё в начале большого творческого пути и самое интересное у них впереди.

Ольга Половцева, педагог актёрского мастерства и режиссуры


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"