На первую страницу сервера "Русское Воскресение"
Разделы обозрения:

Колонка комментатора

Информация

Статьи

Интервью

Правило веры
Православное миросозерцание

Богословие, святоотеческое наследие

Подвижники благочестия

Галерея
Виктор ГРИЦЮК

Георгий КОЛОСОВ

Православное воинство
Дух воинский

Публицистика

Церковь и армия

Библиотека

Национальная идея

Лица России

Родная школа

История

Экономика и промышленность
Библиотека промышленно- экономических знаний

Русская Голгофа
Мученики и исповедники

Тайна беззакония

Славянское братство

Православная ойкумена
Мир Православия

Литературная страница
Проза
, Поэзия, Критика,
Библиотека
, Раритет

Архитектура

Православные обители


Проекты портала:

Русская ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Становление

Государствоустроение

Либеральная смута

Правосознание

Возрождение

Союз писателей России
Новости, объявления

Проза

Поэзия

Вести с мест

Рассылка
Почтовая рассылка портала

Песни русского воскресения
Музыка

Поэзия

Храмы
Святой Руси

Фотогалерея

Патриарх
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Игорь Шафаревич
Персональная страница

Валерий Ганичев
Персональная страница

Владимир Солоухин
Страница памяти

Вадим Кожинов
Страница памяти

Иконы
Преподобного
Андрея Рублева


Дружественные проекты:

Христианство.Ру
каталог православных ресурсов

Русская беседа
Православный форум


Подписка на рассылку
Русское Воскресение
(обновления сервера, избранные материалы, информация)



Расширенный поиск

Портал
"Русское Воскресение"



Искомое.Ру. Полнотекстовая православная поисковая система
Каталог Православное Христианство.Ру

Литературная страница - Критика  

Версия для печати

«Двина» – имя литературное

Вышел в свет «золотой» номер журнала

«Двина» – третье литературное издание, которое я редактирую. 20 лет назад «спустил со стапелей» «Белый пароход». Потом была «Красная пристань» (по названию парадной – ещё до Петра 1 – пристани Архангельска). И теперь в качестве девиза иногда восклицаю:«На «Белом пароходе» да от «Красной пристани» да вниз по «Двине» – в славное океан-море Российской Словесности!»

Компас у «Двины» строгий. Вот свидетельство о журнале поэта Юрия Могутина: «…В нём чётко прослеживается русское направление, он исполнен русского духа». Это естественно и логично. Истоки «Двины» – живая вода Русского Севера, былины и сказы Великой Руси, сохраненные нашими пращурами; творческое наследие Михайлы Ломоносова, родниковое слово Бориса Шергина, Алексея Чапыгина, Степана Писахова, Евгения Гагарина, Фёдора Абрамова, Николая Рубцова… А помогали и помогают держать верный курс литературного корабля мои товарищи и единомышленники – Инэль Яшина, хлопотами которой было учреждено издание, Александр Росков (оба – увы – покойные), Елена Галимова, Елена Кузьмина, Виктор Толкачёв, Валерий Чубар – добросовестные, бескорыстные члены редколлегии, преданные Слову и Отечеству литераторы.

«Коренник» «Двины», как и «Белого парохода», – Фёдор Абрамов. Мы постоянно обращаемся к его наследию, поверяя словом выдающегося писателя-земляка и курс журнала, и собственное творчество. Назову лишь несколько абрамовских публикаций, состоявшихся благодаря Л.В. Крутиковой-Абрамовой, вдове писателя, с которой мы сотрудничаем двадцать лет. Это выступления Фёдора Абрамова о войне – «Мы не ждали повесток…» и неоконченный рассказ « В ноябре 1941 года», это черновики рассказов «Жуковка, или Русская сказка» и «Красота», это французские, немецкие, американские дневники и японские записки…

Ещё одно литературное имя – Иван Третьяков. Уроженец нашенского Каргополья, он прошёл дорогами войны лейтенантом-сапёром, за месяц до Победы был тяжело ранен, два года валялся в бакинских госпиталях, перенёс дюжину операций, но не сник, не сдался; стал писателем, выпустил 30 книг прозы, 30 лет возглавлял журнал «Литературный Азербайджан». В «Двине» до самой его кончины(2008) печаталась фронтовая проза Ивана Третьякова, его статьи и очерки.

Военная тема, память о героическом прошлом – одна из сквозных в «Двине». Не позволить нашим недругам опорочить Великую Победу, не дать им умалить, принизить подвиг русского солдата – такой мы видим нашу задачу.

Ещё одно магистральное направление – святоотеческая вера. Духовные стихи Александра Роскова « А мне далёкий монастырь…», «Дорога к храму» и Елены Кузьминой «Старуха», «Северные письма»; цикл очерков Ларисы Толкачёвой «В земле Поморской просиявшие» – вот некоторые вехи православной стези.

Основа любого литературного издания – проза. «Двина» в этом не исключение. Здесь печатают свои рассказы, повести, романы уроженцы Севера или те, кто Севером повенчаны: Владимир Личутин, Юрий Пахомов (Носов), Александр Лысков, Валерий Чубар, Сергей Кириллов, Александр Антипин…

Поэзию «Двины» представляют Ольга Фокина, Мария Аввакумова, Александр Логинов, Людмила Жукова, Ольга Корзова, Илья Иконников, Галина Рудакова, Василий Матонин, Татьяна Щербинина, Елена Николихина, Надежда Князева…

Литературоведение и критика чаще всего связаны с именами Елены Галимовой и Марины Карушевой-Елеповой – они у нас учёные-филологи, им и карты, то бишь новые книги и публикации в руки.

Обо всём и всех в коротком обзоре не скажешь. (Добавлю только, что за 10 лет «Двины» в журнале опубликовались 285 авторов – это подсчитала Елена Галимова, на ту пору руководитель Архангельского отделения Союза писателей России. Сейчас, на тринадцатом году издания, это число перевалило на пятую сотню.) Немного подробнее коснусь последних номеров, когда решением областной администрации наш литературный вестник был переведён в состав медийного холдинга «Издательский дом «Двина», с чем связаны существенные преобразования. Периодичность журнала осталась ежеквартальной, зато объём с 48 страниц вырос вскоре в несколько раз.

Год 2011 – это «двинское половодье». По случаю Ломоносовского юбилея «Двина» «разлилась» на 256 страниц – вышло три из четырёх номеров такого объёма. И это при том, что по штату в журнале один сотрудник, он же – редактор. Слава Богу, с оплатой большой задержки не было – мы на областном бюджете, – и все номера вышли в срок. Выпуски того года озарены образом великого помора. Но в каждом – современное слово. В №1 доминирует новое художественно-документальное произведение Владимира Личутина – «Анархист». Рубрика «Наследники по прямой» – перекличка с Ломоносовым. Это и об авторе, и о его герое. Второй выпуск – эхо войны и проверка, как заповедовал Ломоносов, нынешней боеготовности. Отсюда две части: «Война» и «Мир». В первой – свидетельства фронтовиков, письма наших солдат и немцев, стихи, проза. Во второй – новый роман Александра Проханова «Скорость тьмы», посвящённый героям оборонки. Это прямая связь с северодвинским военным судостроем и судоремонтом. Третий номер года – традиционно молодёжный. Здесь без преувеличения представлена вся «Россия молодая». Известных в стране молодых литераторов собрал под обложкой «Двины» наш земляк Андрей Рудалёв. А мы добавили сюда своих, среди которых выделю прозаиков Антона Шушарина и Катю Самсонову. Особая моя гордость №4, который пришёлся на пик юбилея. Вот как оценил его Игорь Золотусский: «Ломоносовский номер очень хорош, и я оставляю его на память, поскольку нигде больше столько сокровищ о вашем земляке не найдёшь».

2012 год – Год истории. «Двина» «вошла в берега» – объём 112 страниц. Зато увеличилась её «протяжённость». Журнал стал печатать крупные произведения с продолжением. Одно из них – «Лёд, или Красный закат в конце июня» Александра Лыскова. Определяя жанр, мы с автором, уроженцем Шенкурского района Архангелогородчины, сошлись на том, что это роман-реконструкция. Прозаик-исследователь задумал воссоздать историю своего северного рода, и начал ни много ни мало со средневековья. Каждая часть озаглавлена именем персонажа-пращура. Опубликовано уже шесть судеб. На глазах читателей разрастается разветвлённое родовое древо. Но рисуя художественные сцены, в которых живут и действуют его далёкие предки, автор время от времени делает отступления и начинает анализировать собственный текст, словно предвидя вопросы читателей, при этом опирается не только на предания и легенды, а и на исторические свидетельства и архивные источники. Вот почему – реконструкция. А дело это, не говоря о художественной значимости произведения, на мой взгляд, очень важное. Прочертить вектор развития рода – значит, дать путеводные вехи потомкам.

Сергей Кириллов, выходец из архангельского Красноборья, прозаик традиционной школы, творит художественную летопись северной деревни Уйдома. Временным зачином – началом ХХ века – работа перекликается с другими фундаментальными романами отечественной словесности. Однако наполнение произведения, названного именем деревни, уверяю вас, – наособицу. Подобного не припомню. Северное житьё-бытьё, нравы, обычаи насельников Русского Севера, характеры многочисленных персонажей, коллизии, возникающие по ходу повествования, война, революция, драмы и трагедии – всё это настолько захватывает, что девчата-корректоры, которые вычитывают «Двину»,то и дело спрашивают меня, а как там дальше, а что будет с тем или другим персонажем. Автор «Уйдомы» планирует довести своё повествование едва не до конца минувшего века. Так что историю державы читатели смогут увидеть в новом ракурсе, то есть отражённой в северном зеркале, которое то завораживает белой ночью, то полыхает зарницами, то тревожит полярным сиянием…

2013 год. Продолжая чередовать исторические произведения, мы не забываем о днях нынешних. Подтверждением тому свежие выпуски «Двины». В №1 – поэзия и проза моих земляков, которые пока широко не известны за пределами нашего края, но в их работах, смею заверить, запечатлено дыханье нынешнего времени, боль и надежда сегодняшнего дня. А на смежных страницах выпуска – творчество именитых. Это Валентин Устинов, первые две книги которого вышли в Архангельске, и Мария Аввакумова, уроженка верхнетоемского Подвинья. Публикации юбилейные. Но очерк о Марии – автор Елена Галимова – это своеобразный мастер-класс для начинающих, тех, кто только вступает на стезю словесности.

По этому же принципу выстроен и №2, 50-й по счёту, «золотой». В мае 30-летие со дня кончины Фёдора Абрамова, имя которого, повторюсь, – путеводная звезда для всех изданий, которые мы выпускали. Здесь его неопубликованные работы, предоставленные вдовой, Людмилой Крутиковой-Абрамовой (ей идёт 93-й год), воспоминания Игоря Золотусского и Владимира Личутина, неизвестные доселе фотографии. А далее – о самом насущном. Вторая часть номера посвящена деревне, о которой так радел Фёдор Абрамов. Нынешний деревенский мир, буднично трагический, но живущий надеждой, представлен в очерках, рассказах и стихах моих земляков, главным образом членов Архангельской писательской организации, живущих в глубинке. Жительница далёкой Мордовии Раиса Миляева (пос. Октябрьский) догадывается о них: «Язык Русского Севера очень богатый, и талантов там много. Я хотела бы «покупаться» в этом слове и выписать «Двину». Это к слову. А третья часть выпуска – разговор о большой Родине: горькая память фронтовика, покойного Александра Михайлова, литературного критика и уроженца архангельского Заполярья; «Слово о русском слове» сибиряка Анатолия Байбородина; интервью об отечественном кино с Николаем Бурляевым, частым гостем Архангельска; новые стихи Николая Зиновьева(Кубань) «Ангел света над Диким полем» и Александра Логинова(Каргополь) «Возвратите мне Родины свет золотой»…

А я уже весь устремлён к следующему номеру, опять молодёжному. Хочется оберечь молодых от заблуждений, предостеречь, а может, и наставить. И обязательно дать им слово. Вот только что связался по «мобиле» с Антоном Шушариным, молодым, 25-летним автором. Его рассказ «Темнеет рано» высоко оценил Владимир Личутин. Сам позвонил, спросил, кто это, выразив недоверие. Я объяснил. «Так готовый прозаик», – заключил наш живой классик. Свой очередной отпуск Антон прожил в дедовской избе. Доложил, что написал два рассказа. «Так вези!» – в нетерпении воскликнул я.

12 мая 2013 года

 

P.S. О подписке на журнал «Двина» и о приобретении последних номеров можно узнать в «Издательском доме «Двина».

Почтовый адрес:163004 г.Архангельск, а/я45, журнал «Двина»,

тел./факс 8-818-2-29-20-11,

электронный адрес: mkpopov47@list.ru

Михаил Попов, редактор журнала «Двина»


 
Поиск Искомое.ru

Приглашаем обсудить этот материал на форуме друзей нашего портала: "Русская беседа"